Советы по стратегии в «Пуэрто-Рико» (3/3)
В заключительной заметке серии, посвящённой Пуэрто-Рико, читатель по имени Мануш рассказывает о том, с какими играми сравнивали эту настолку и с кем ей пришлось конкурировать за звание игры № 1 в общем ТОПе на сайте Board Game Geek.
Сравнение с другими играми.
“Пуэрто-Рико” многое связывает с “Колонизаторами”. В десятках обзоров люди пишут, что поиграв в “Пуэрто-Рико” вспоминали старый-добрый “Катан”. И наоборот, некоторые начинали с “Колонизаторов”, а потом дозревали до “Пуэрто-Рико” и воспринимали ее как свою первую “серьезную” евро-настолку.
В рецензии Уильяма Шилдса сказано идеально: ““Пуэрто-Рико” вышла в 2002 году, и для настольных игр это был такой же важный момент, как и выход “Колонизаторов”. “Катан” вывел настольные игры европейской школы на широкий рынок, познакомил массового потребителя с тем, что значит “современная настолка”, а “Пуэрто-Рико” сыграл важнейшую роль в становлении и развитии серьезных еврогеймов”. К слову, автор считает, что только ностальгия держит “Пуэрто-Рико” в топ-10 BoardGameGeek до сих пор.
Я бы сказал так: если “Пуэрто-Рико” чем-то обязан “Катану”, то тогда “Агрикола” многим обязана “Пуэрто-Рико”. Уровень сложности “Монополии” низок, “Катана” — чуть повыше, “Пуэрто-Рико” забрался еще дальше, а одной из самых сложных игр евро-школы стала “Агрикола”. Получается, “Пуэрто-Рико” — это гейтвей в современные сложные евро-игры. Я не говорю, что нет игроков, которые с “Монополии” переключились сразу на “Агриколу”, но большинство все же идут “по лестнице”, где “Колонизаторы” — это первый шаг, а следующий за ним как раз “Пуэрто-Рико”.
Комментаторы также часто сравнивали “Пуэрто-Рико” с “Гоа” и “Князьями Флоренции”. Я никогда не играл в эти игры, поэтому мне сложно как-то реагировать. Некоторые вспоминали “Винчи”. Там есть схожие механики, которые побуждают игроков выбирать определенные действия, как, например, дублоны на неиспользованных ролях в “Пуэрто-Рико”.
Можно встретить и сравнения с шахматами. Нет, прямой связи у них нет. Природа, механика и тема у них совершенно разные. Но они рождают в игроке схожие чувства. Кто-то скажет, что игры одинаково сухие, кто-то — что в играх схожая глубина возможностей.
Я пришел к выводу, что люди, сравнивающие “Пуэрто-Рико” с шахматами, заблуждаются. Новички в шахматах играют тактически, двигаясь от одной пешки соперника к другой. Они редко когда могут продумать стратегию на всю игру.
В “Пуэрто-Рико” новички сразу пытаются освоить какую-нибудь определенную стратегию: кукурузу, здания, верфь и т.д. А чем дольше они играют, тем яснее понимают, что действовать надо более гибко, меняя планы по ходу партии. Я признаюсь, что, может быть, делаю из мухи слона, когда говорю о важности стратегии и тактики в “Пуэрто-Рико”.
Обе игры объединяет еще и то, что на их анализ люди потратили немало времени. Шахматы тут, конечно, вне конкуренции, но, если искать информацию на разных форумах, то и по “Пуэрто-Рико” можно найти немало интересного. Некоторые находят в игре “правильные” и “неправильные” стратегии, другие опровергают их выводы.
Очевидно сравнение и с игрой “Сан-Хуан”. Тут все совсем просто: если вам нравится одна из игр, то точно понравится и вторая.
Я провел собственное исследование на тему того, как часто в обзорах на “Пуэрто-Рико” упоминаются названия других настолок. Что получилось:
- Колонизаторы — 16 упоминаний.
- Шахматы — 13.
- Агрикола — 11.
- Энергосеть — 7.
- Князья Флоренции — 6.
- Гоа/Эль-Гранде/Кайлюс — 4.
- Сан-Хуан/Борьба За Галактику/Каркассон — 3.
Рецензенты любят сравнивать, а затем спорить по поводу своих сравнений.
Немного истории.
“Пуэрто-Рико” была игрой №1 на BoardGameGeek с 2003 года по август 2008. Мало кто предполагал, что господство ее продлится так долго. В конце концов, с вершины ее спихнула “Агрикола”, с августа 2008 по февраль 2010, когда “Пуэрто-Рико”, как Наполеон, стремительно и на короткий период (примерно на год) вернулась на первое место. Ее сменил нынешний №1 “Сумеречная борьба”. Сейчас “Пуэрто-Рико” занимает 6 место, сразу за своим извечным соперником “Агроколой”.
Многие рецензенты пытались как-то обозначить место “Пуэрто-Рико” в истории настольных игр. Сейчас это стандарт, по которому меряют другие евро-игры. К примеру, “Кайлюс” — это игра игра, которая поначалу выглядела хорошо, но не выдержала проверки временем, как это сделала “Пуэрто-Рико”, “Энергосеть” — это квинтэссенция всего того, что придумали разработчики в категории игр на управление ресурсами, “Эль-Гранде” — лучшая среди игр на контроль территорий. Но “Пуэрто-Рико” — это и есть главный образец того, что такое игра европейской школы.
Интересный вариант для серии игр.
Одно из самых интересных нововведений, которое я нашел, это добавлять дублон на каждое здание, которое не было задействовано никем в предыдущей игре. Мне кажется, что это стимулирует развитие игры и соответствует ее духу. Большинству игроков, думаю, такой вариант игры придется по вкусу.
Дополнения.
Первое дополнение — новые здания.
Для некоторых первое дополнение было бесплатным, другим пришлось заплатить 5 долларов, а самым неудачливым игрокам — чуть дороже. Думаю, все согласятся, что дополнение стоило хотя бы тех пяти долларов. Большинство рецензентов радовались наличию дополнения, даже если и не играли с ним, и лишь некоторые замечали, что оно не особо влияет на игру. Были и те, примерно ? от общего количества высказывавшихся, кто очень хвалил дополнение, но я подозреваю, что это были в основном онлайн игроки.
Йегуда Берлингер (Shade Jon) создал свои здания для дополнения, и некоторые из них очень интересны. Список можно найти тут:
www.freewebs.com/jergames/PR_buildings.txt
Дуэльная игра.
Это в некотором смысле совсем друга игра, в которой просто используются компоненты “Пуэрто-Рико”. Игроки до сих пор спорят, какие правила для игры вдвоем лучше, и в этих спорах далеко не всегда побеждают официальные правила от “Alea”.
Дуэльный вариант, как и онлайн игра, не привлекали меня так, как варианты раскладки на троих или четверых непосредственно за столом. Поэтому здесь мне особо нечего сказать.
Тема “Пуэрто-Рико”.
Истоки здесь понятны: вы развиваете местность и строите ее экономику. Но, кто именно вы здесь, совсем не понятно. Вы владелец земли, который в свободное время строит Университеты? Вы нанимаете колонистов, которые потом работают на острове, или вы сами являетесь колонистом? Вы Губернатор, и другие игроки через вас становятся торговцами или, скажем, строителями, работающими на благо новой колонии? Это все не очень понятно.
В введении в правилах ясно сказано, что вы можете стать “процветающим плантатором”, но в то же время там стоит вопрос “какую роль вы выберете?”, а затем “станете ли вы богатейшим градостроителем?” Подразумевается, что все эти роли объединяются в одну.
Я считаю, что каждый игрок строит свой личный Пуэрто-Рико в альтернативных вселенных (или, по крайней мере, половину острова). Каждый игрок пытается попробовать себя в разных профессиях, чтобы узнать, где же ему улыбнется удача. А победит тот игрок, чья версия Пуэрто-Рико окажется “наиболее успешной и процветающей”.
Если подойти к вопросу творчески, можно представить себя как члена команды испанских колонистов. На дворе 16 век, вы являетесь хозяином разных плантаций и карьеров и нанимаете людей для работы. Вам нужно отправлять товары домой в Испанию, но вы не брезгуете тем, чтобы укрыть часть продуктов для последующей продажи, ведь лишний дублон в кармане никогда не помешает. Эти деньги вы используете для того, чтобы устроить свою семью и улучшить дела на острове, ведь недалек тот день, когда вы скажете родной Испании “до свидания” и обоснуетесь на том самом месте, которому отдали лучшие годы жизни.
Один из рецензентов высказал интересную мысль о том, что тема игры — экономическая война. Вместо танков, армий и прямой конфронтации тут экономические маневры. Разумеется, в 16 веке иногда приходилось работать вместе с государством, а иногда быть независимым и защищать только собственные интересы.
В целом, тема не слишком ясна, но основные тонкости соблюдены:
- На плантациях должны быть работники, или на них ничего нельзя произвести.
- Торговец придерживается законов спроса и предложения.
- Отправлять товары домой престижно, поэтому игрок получает и победные очки “престижа”.
- Товары портятся, если их вовремя не загрузит на корабль.
- Свойства зданий хорошо продуманы, их бонусы соответствуют названиям построек.
Выходит, тема все-таки задана верно.
Вокруг колонистов/рабов разгорелись нешуточные дебаты, поэтому я вкратце коснусь этого вопроса.
- Рабов в Пуэрто-Рико в 16 веке было много.
- Да, вероятно, было бы лучше, если бы их маркеры были синего цвета, а не темно-коричневого.
- Тема привязана к механике, и игру любят именно за механику (да, игра про космос была бы круче, но такая игра есть, называется “Борьба за галактику”).
- Некоторым не нравится, что в игре эксплуатируется тема рабов — и это их право.
- Другие просто хотят получать удовольствие от игры и ее механики, которая идеально сбалансирована — и это их право.
Каждому свое.
Как менялись обзоры на игру за все эти годы?
Итак, какие выводы я сделал после прочтения всех обзоров на игру? Большинство первых рецензий были просо скопированы с других сайтов и блогов. Кто-то рассказывал правила и говорил только о преимуществах некоторых ролей. Как правило, рецензенты играли пару партий, хвалили игру и гадали, есть ли в ней богатый выбор победных стратегий.
В 2008 ситуация изменилась. Негативные отзывы стали появляться гораздо чаще. Ничего удивительного, это было время войны с “Агриколой”, когда ее упоминали в комментариях гораздо чаще, чем “Пуэрто-Рико”.
Начиная с 2012 количество рецензий пошло на убыль. В 2010 появилось 11 новых обзоров, в 2011 — 13, в 2012 — только 5, затем 3 — в 2013, и снова 5 в 2014. Суть их четко отразил в своем комментарии Нэт Ли: “Первые рецензии — это действительно рецензии. Новые обзоры больше похожи на оды, которые написаны в честь игры”. Но надо быть справедливым, есть и такие рецензии, которые сконцентрированы на каком-либо определенном аспекте игры, рассказывают об истории создания “Пуэрто-Рико”, или посвящены рассуждению о ее месте в истории.
Что я из всего этого вынес? Я узнал, что многие рецензенты не читали работ своих предшественников, перед тем как написать собственный обзор. А вот комментаторы читают все, что написано об игре, прежде чем высказать свое мнение. Я узнал много нового, чего прежде не мог сам для себя сформулировать. Наконец, я узнал, что мой путь, от “Колонизаторов” к “Каркассону”, а затем и к “Пуэрто-Рико”, довольно типичен для современных настольщиков. Я до сих пор не раскусил “Агриколу”, но, кажется, именно эта игра должна стать следующим шагом на моем пути в мире настольных игр, как раз после “Пуэрто-Рико”. Но от самой “Пуэрто-Рико” я пока еще не устал, и не думаю, что она мне наскучит в течение еще многих лет!
Puerto Rico, Обзоры, советы по стратегии
Похожие записи
Спасибо! Очень интересно!
Спасибо за весь цикл! Очень интересно.
Какая игра на очереди?
Спасибо за обзор.
Спасибо,за очень обширный интересный обзор!
Я вот в раздумьях — понравится ли Пуэрто-Рико, если НЕ понравилась Агрикола?(просьба не обзываться:) ,может еще не распробовала просто, буду еще, конечно же играть)
А где советы по стратегии игры???
А чем ПР похожа на колонизаторов??? Катан, игра достаточно рандомная, зависящая от кубиков, с торгами, где можно убедить навалиться и дружно завалить лидера. В ПР очень много можно просчитать, и не наодин ход..