В настольные игры я попал благодаря двум коробкам, это были «Колонизаторы» и «Сумерки империи». Так совпало, что внешне они были чем-то похожи, обе отыгрывались на поле, складывающимся из шестигранников. Только в «Сумерках» была куча всего: исследования, голосования, война, маневры, ресурсы, переговоры, древо технологий. А в «Колонизаторах» только добыча ресурсов и зачатки строительства. Помню, как разложил их первый раз после «Сумерек» и такой говорю: «И это вся игра?».
На деле, правда, оказалось, что «Колонизаторы» куда круче. Они мало того, что проще и доступнее широкой аудитории, так ещё и не требуют чудовищного времени на партию и всяких дополнительных распечаток для внутриигровой бухгалтерии (а лучше даже не распечаток, а экселевской таблицы). Нет, играть в «Сумерки» (тогда это была вторая редакция) было можно, но это требовало огромных усилий, временных затрат, и повышенной мотивации у участников. Хотя бы чтобы досидеть до конца партии.
Быстрая перемотка на полтора десятка лет вперёд. Первый раз сажусь за обновлённые «Сумерки», уже четвёртая редакция. Знакомую мне игру уже дважды прилизывали, упрощали и делали максимально доступной и комфортной. Понятное дело, максимально доступной и комфортной для глобальной космической стратегии. И это новое знакомство с одной стороны показывает новинку с приятной стороны. Ушла бухгалтерия, кардинально упростились расчёты. Появились личные и публичные задания, которые не всегда связаны с боёвкой. Вообще, цель игры теперь – набрать победные очки, которые не обязательно добываются в сражениях.
И всё бы ничего, только партия на шестерых человек всё равно требует времени. Мы садились играть в ночь и примерно в 5 утра я не выдерживаю. Извиняюсь, сильно извиняюсь перед товарищами и встаю из-за стола в направлении кровати. Часов 5-6 игра шла и концовка ещё не сказать, что была, прям, близка. От игры в целом остались ощущения, что она очень похожа на Nexus Ops. Все строят в своих родных секторах войска, двигаются в сторону центра и дерутся друг с другом. Ну и выполняют те самые миссии. Только Nexus Ops играется за час, а тут…
Перемотка ещё почти на 5 лет вперёд. Мы дарим товарищу на день рождения коробку с «Сумерками империи», это та самая 4 редакция, уже локализованная. И как раз объявляют карантин из-за коронавируса. Лежит такая коробка, а собраться и попробовать её нельзя. И что хочешь, то и делай.
Несколько месяцев спустя ограничительные меры постепенно ослабевают. Собираться и встречаться вроде бы уже можно, и вот мы садимся втроём и открываем огромную коробку. Будем изучать игру с азов, и пробовать, как она работает на свежую голову. За окном – вечер, до полуночи ещё далеко, да и мы понимаем, что это ознакомительный подход. Сыграем ход-два максимум, просто чтобы понять, как игра устроена.
По последней моде от Fantasy Flight Games в коробке лежат два буклета. Один – открываешь, читаешь и начинаешь играть. Второй – со всякими подробностями и нюансами. Такой подход я горячо одобряю, сделано с вниманием к людям, максимально просто разжёвываются основные идеи, а если нужны делали, извольте, вот вам вторая книжка, где даётся детализация по каждому пункту.
Игру предваряет подготовка, и на этом этапе закрадываются подозрения, а хватит ли нам стола? Столешница немаленькая, но тут надо разместить здоровенное поле (вон, гексы космоса на глазок где-то на треть больше, чем в Eclipse), а ещё у каждого игрока есть персональный планшет, он тоже такой, немаленький. Тут же ещё нюанс: на троих даётся специальная раскладка, надо выбрать гексы с нужными номерами и разложить их по схеме. Небольшое неудобство: на схеме номера идут вразнобой, а на самих гексах цифры отпечатаны бледным цветом и мелким шрифтом, с первого раза даже вообще их не увидел. Короче говоря, приходится брать каждый гекс, искать, есть ли его номер на схеме, а потом класть на поле или откладывать в сторону. Можно было сделать чуть удобнее, и дать список номеров для раскладки (так, например, сделано в Undaunted: Normandy). Короче, как минимум одна идейка для пятой редакции уже есть!
Раскладка поля занимает время, минут 10-15 на это уходит. Но зато мы впритык размещаемся на столе. Для каждого игрока, правда, ещё нужно куда-то класть всякие там технологии, карты целей и действий, но, ничего, ужмёмся!
Собственно, каждый получил гору пластика, какие-то карточки, жетоны и т.п. и тут наступает самый ответственный момент: можно делать первый ход. Правда, понимания как его делать пока нет. Хотя на самом деле всё просто. Игроки по очереди совершают по одному действию, пока все не спасуют. Что такое действие? Есть три варианта: можно тыкнуть в гекс на поле, после чего там что-то произойдёт с фишками: их можно подвинуть, ими можно атаковать или их можно произвести. Это зависит от того, какой гекс вы выбрали. Пустой – можно туда подвинуться. С противником – можно подвинуться и атаковать. С заводом – можно подвинуться и ещё построить новые корабли.
Есть ещё два варианта. Вместо активации системы на поле можно использовать карточку действия, они все позволяют разыграть какое-то событие. И ещё можно сыграть глобальное действие. А вот тут вот – ещё целая механика.
Дело в том, что в начале хода все выбирают себе роли почти как в «Цитаделях». Кто-то может быть политиком, кто-то дипломатом, кто-то полководцем, кто-то исследователем, а кто-то строителем. Эти роли дают возможность разыграть некий мощный эффект, но также приносят пользу и противникам – все остальные игроки тоже могут использовать карту вашей роли, чтобы получить некий бонус. Заодно роли определяют порядок хода.
Вот, собственно, и всё. Мы либо активируем системы, либо играем карты действий, либо глобальные роли. И так – пока все не спасуют. Потом отыгрывается техническая фаза, в ней также проверяется не выполнил ли кто-нибудь общие задания, а следом наступает очередной ход.
В общем и целом игра оказалась несложной, правда, с некоторыми оговорками. Во-первых, мы не попробовали боёвку. Хотя она в целом выглядит просто: кидаем кубики, попадаем на нужные значения, одновременно применяем потери (каждый выбирает кто именно у него погиб, по этой причине выгодно таскать кучу истребителей в качестве пушечного мяса), если у обоих игроков остались корабли – снова бросаем кубы и так далее. Во-вторых, на самом деле в игре есть одна сложность – это идея активации системы.
Вот мы как-то привыкли к более прямому управлению. Например, хочешь ты подвинуть какой-то корабль или отряд в военной игре – ты берёшь его и двигаешь. А тут не так, тут надо активировать систему. Да ещё и не ту, где нужный тебе корабль, а ту КУДА он должен прилететь. Побочный эффект: в активированную систему можно двигать свои корабли из разных мест. Неожиданный эффект: активированную систему в этом ходу трогать больше нельзя. Это, в частности, означает, что прилетевшие туда корабли больше не могут никуда двигаться, не смогут в этом ходу ни на кого напасть. А те корабли, что построились в какой-то системе, смогут выдвинуться оттуда только в следующий ход. Это несколько не интуитивная концепция и нужно несколько раз провернуть эту операцию на практике, чтобы в голове отложилось как это работает.
И вот мы делаем первые ходы. Стартовые миры довольно далеко друг от друга. Расстояние немного сокращается за счёт червоточин, но пока что присутствие соперников не ощущается. И занимаются все одним и тем же: захватывают близлежащие планеты. Это несложная штука: в стартовом секторе есть космический транспорт и наземные войска. Грузишь их на борт, летишь в соседнюю систему, а там выгружаешь на планеты. И всё, они твои. Захватив планету, игрок получает её карточку. Там есть ресурсы (тратятся на постройку), влияние (тратятся при голосовании) и иногда бывают спецсимволы, которые помогают изучать технологии или нужны для выполнения заданий.
За первый ход удаётся захватить два новых сектора и построить пару новых фишек на родной базе. Вроде бы ничего такого, но по времени на это ушёл примерно час. И это втроём. Правда, партия-то ознакомительная, а это означает регулярное лазание в правила, уточнение множества нюансов и внимательное прочтение всех эффектов, которые, вероятно, когда-нибудь будут выучены наизусть.
В целом ощущения от игры остались хорошие. Да, деталей тут немало, но общий принцип доступен и не перегружен. Особого обслуживания игры и перекладывания туда-сюда множества мелких деталей не наблюдается. Ну а то, что мы всё медленно делаем, это, повторюсь, обычное дело для самых первых партий. Тут и технологии рассматриваешь как в поговорке про барана и ворота, и действия все незнакомые, и эффекты надо по два-три раза прочитать, чтобы осознать как это работает и где это надо применить. Жаль, конечно, боёвку не попробовали.
И ещё, конечно, предстоит осваивать карты действий, познакомиться с фазой политики, и изучить все тонкости стратегических карт: когда какую выгодно выбирать, как лучше «присоединяться№ к чужим действиям, какие есть технологические цепочки и какие бывают задания на победные очки. Но в целом – всё хорошо. В отличие от предыдущих подходов, прям, готов пробовать ещё. Годнота. Хотя и есть небольшие опасения насчёт того, сколько же будет длится партия полным составом.
Добавить комментарий