На BGG появилось первое описание обновлённой версии Tide of Iron, названной Next Wave, с моим вольным переводом которого предлагаю ознакомиться. Честно говоря, хотелось бы более глубокого разбора игры и сравнения с предыдущей версией, но пока — что есть.
Tide of Iron: Next Wave – игра, разработанная Джоном Гуденофом, Кристианом Петерсеном и Кори Коничкой и изданная компанией 1A Games. Играть в неё могут от 2 до 4 человек. Участника игры предстоит возглавить командование американскими или немецкими войсками на севере Европы во время Второй Мировой войны. Каждая партия – это отдельный сценарий, воссоздающий один из многочисленных исторических конфликтов. В игре множество сценариев и в каждом есть уникальные условия. Победителем в игре становится тот, кто первым выполнит поставленную боевую задачу.
Лучший способ освоить игру и научиться правилам – это сыграть в быстрые сценарии из сборника сценариев. После первой партии в первый сценарий вам будет предложено сыграть в него снова, только с дополнительными правилами. Следуя предлагаемому набору сценариев с каждой новой партией вы будете узнавать всё больше и больше об игре. Тем самым исключается возможность перегрузки правилами, информация подаётся небольшими порциями, поочерёдно. В этом обзоре будет рассказано об основах игры. Учтите, что в трёх книгах, которые входят в комплект игры, содержится куда больше сведений.
Чтобы начать игру нужно разложить на столе указанные в описании сценария части игрового поля. В первом сценарии используются всего три части, впоследствии будет задействовано больше. Затем на поле нужно расставить отряды. В последующих сценариях вы сможете менять параметры отрядов. Наконец, нужно подготовить счётчик ходов, маркер хода, жетон инициативы, кубики, жетоны активации и повреждений. В игре намного больше элементов, различных полей и жетонов, все они потребуются в последующих сценариях. Осталось выбрать кто за кого будет играть и можно начинать сражение.
Каждая партия состоит из ходов, отыгрываемых друг за другом. Количество ходов зависит от конкретного сценария. Например, в первом сценарии всего 4 хода, в каждом из которых игроки могут совершить по 2 действия. Начинает игру Германия. Каждый ход состоит из 3 фаз: фаза действия, фаза командования и фаза статуса. Стартовый сценарий отыгрывается без фазы командования.
В основном игра состоит из фаз действий. В эту фазу игроки выполняют положенное количество действий, сначала первый игрок, затем второй. Возможные действия: перемещение, стрельба, перемещение со стрельбой, подготовка к ответному огню, использование стратегической карты, штурм, истощение отряда и особое действие. В стартовом сценарии используются только движение, стрельба и движение со стрельбой. Перемещение позволяет передвинуть отряд, используя его очки движения. Они тратятся в количестве, зависящем от местности, по которой двигается подразделение. При стрельбе солдаты не двигаются и полностью концентрируются на огне по врагу. При этом учитывается дальность стрельбы и поле зрения. Дальность считается в гексах между стреляющим отрядом и его целью, проверяется также, чтобы между ними не было препятствий, блокирующих обзор (воображаемая линия от центра гекса с атакующим подразделением до центра гекса с целью не должна пересекать объекты, препятствующие обзору). Перемещение со стрельбой позволяет передвинуть отряд на меньшее расстояние и атаковать в полсилы. После активации отряд считается истощённым, и на него выкладывается жетон усталости, указывающий на то, что это подразделение в текущем ходу задействовать уже нельзя.
Важнейший элемент фазы действий – это атаки. При стрельбе игрок бросает кубики в количестве, равном огневой мощи отряда. В зависимости от дистанции до цели успешными считаются те или иные результаты броска. На близких дистанциях, когда стрельба ведётся по отряду на соседнем гексе, попаданиями считаются 4, 5 и 6. На средних дистанциях засчитываются 5 и 6, а если отряд стреляет по цели на дистанцию, вдвое превышающую обычную, попаданием считается только 6. После броска атакующего игрока кубики бросает обороняющийся. Количество кубиков зависит от показателя защиты подразделения, попавшего под обстрел. Каждая выпавшая 5 и 6 отменяют одно попадание нападающего. Если по отряду попали, рядом с ним выкладывается жетон повреждения. У разных типов отрядов разное количество жизней.
Следом идёт фаза командования, в которой решаются стратегические вопросы. Эта фаза состоит из четырёх шагов: определение контроля над ключевыми точками, начисление командных и победных очков, расходование командных очков и определение инициативы. Поскольку в стартовом сценарии эта фаза пропускается, я не будут останавливаться на ней подробно.
Завершает ход фаза статуса. В эту фазу игроки выполняют технические действия и готовятся к новому ходу: набирают карты стратегии, убирают с поля ненужные жетоны, помечаются маркерами отряды, приготовившиеся открыть ответный огонь, выполняется перегруппировка войск в отрядах, появляются подкрепления, разыгрываются события и продвигается жетон хода на счётчике ходов. В стартовом сценарии потребуется только убирать жетоны и двигать счётчик ходов – игроки убирают с поля жетоны усталости, передвигают на одно деление жетон хода. После этого жетон инициативы меняет владельца и начинается новый ход. И так – пока один из игроков не выполнит боевую задачу. Если сыграно отведённое на сценарий количество раундов, а условия победы никто не выполнил, объявляется ничья.
КОМПОНЕНТЫ
Эта игра – огромна. Действительно огромна. В тяжёлой коробке лежит куча всего. Сотни пластиковых фигурок и моделей, которые нужно будет использовать в различных сценариях. И они шикарно выглядят. Двухсторонние части игрового поля из плотного картона. Их хватит и для того, чтобы отыграть все сражения из книги сценариев, и для того, чтобы придумать свои собственные. Для разных сценариев заготовлено множество стратегических карт, которые прекрасно оформлены, качественно исполнены и очень легко перемешиваются в колоде. В игре есть множество жетонов и маркеров для отображения самых различных параметров, начиная от повреждений отряда и заканчивая номером хода. Все они сделаны из толстого картона, и хорошо оформлены. И в коробке ещё остаётся множество разных компонентов, особенно мне нравятся подставки под солдат, позволяющие создавать произвольные отряды. И выглядят все компоненты очень круто.
10 из 10
ПРАВИЛА
Игра подобного масштаба подразумевает объёмную книгу правил. На самом деле таких книг тут аж 3. Первая – это вводные правила с несколькими обучающими сценариями, она поможет освоиться с основами игры. Вторая книга – это основная начинка, в ней содержатся полные правила. Третья книга – это сборник сценариев, к которым можно перейти когда вы закончите с обучающими партиями. Игровые правила расписаны детально, с примерами и иллюстрациями. На то, чтобы их прочитать, уйдёт какое-то время, но чтобы сесть за игру в первый раз достаточно изучить первый раздел первой книги, что потребует всего 10 минут. И уже можно начинать играть. В игре есть множество различных вариантов, и с каждой партией вы будете открывать для себя новые подходы, но, важно, что начать играть можно очень быстро. И даже самый первый сценарий – интересный.
9 из 10
ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС
Как я уже сказал, игра масштабна! Иногда кажется, что всем этим вариантам и сценариям просто нет конца. Я не из тех, у кого затуманиваются глаза при виде варгеймов, но в Tide of Iron действительно очень много опций. Очень здорово, что правила осваиваются последовательно, с постепенной подачей нового материала в каждом новом сценарии. Вы начинаете с азов, и потом в игру постоянно добавляется что-то новое. И сценариев так много, что в них играть – не переиграть. Игра по полным правилам может показаться сложной для юных игроков, но по крайней мере первая дюжина сценариев осваивается без затруднений.
9 из 10
ИТОГО
Tide of Iron: Next Wave – эпическая военная игра среднего уровня сложности с уклоном в высокий. В ней множество компонентов и каждый выглядит замечательно, коробка набита просто битком. Игра занимает достаточно много времени, особенно последние сценарии. Она понравится фанатам военных игр, а также любителям военной истории времён Второй Мировой. К игре есть дополнения и её можно модифицировать самостоятельно. Можно придумывать новые сценарии и находить их в сети. Но даже безо всяких дополнений вас ждёт очень большая игра с высоким уровнем реиграбельности. Очень рекомендую!
9 из 10
Старую редакцию не осилил. Не думаю, что буду пробовать новую. Выложить кучу жетонов, кинуть пару горстей кубиков, перевернуть кучу жетонов, кинуть горсть кубиков… Уж очень много неинтересных телодвижений.
Лучше в какой-нибудь Memoir’44 поиграть. Захочется посложнее — Flames of War вам в помощь.
Не знаю, чего там сложного, игра недалеко ушла от Мемуаров. Только играется раза в 2 дольше.
Она не сложная. Просто скучная: «Уж очень много неинтересных телодвижений».