Добро пожаловать в мир настольных игр

В поисках лох-несского чудовища. Обзор игры «Криптид»

Кажется, настольные игры бывают про что угодно. Про исторические события, про освоение космоса, про мировые войны, про средневековое хозяйство, про железные дороги, про торговлю и обмен, про живых мертвецов, про персонажей комиксов, про зачищающих подземелье героев. В общем, какую тему не придумай, наверняка и по ней найдётся настолка. При этом есть условно «модные» варианты, скажем приключенческие игры в волшебных мирах или, там, про непростой быт фермеров. А есть редкие темы, которые встречаются очень-очень нечасто. Например, много ли вы знаете настольных игр, в которых нужно разыскивать загадочных животных? Именно этим предлагает заняться «Криптид», настолка о работе криптозоологов.

Если что, криптозоологи – это люди, что ищут всяких йети, чупакабр, мокеле-мбембе и прочих бигфутов. И, если вдруг вы крайне против антинаучных теорий и подходов, не спешите отворачиваться. Потому как в «Криптиде» придётся здорово пораскинуть мозгами. Пожалуй, даже больше, чем в любой другой среднестатистической настолке. Большую часть игрового времени тут придётся именно думать. Иначе – не победить.

Перед тем, как углубиться в игровой процесс, давайте взглянем на компоненты. В коробке с игрой обнаруживаются 6 фрагментов игрового поля, небольшой набор деревянных треугольников и цилиндров для выставления на поле колода сценариев, а также 5 разноцветных комплектов фишек игроков. Ещё тут лежит книга правил и 5 необычных буклетов со списком так называемых «подсказок» (о них поговорим чуть позже).

В начале партии все игроки получают по комплекту фишек, состоящему из дисков и кубиков. Из колоды сценариев достаётся случайная карта. На ней указывается как именно нужно собрать игровое поле, состыковав 6 его фрагментов, плюс куда на поле нужно выставить цилиндры и треугольники. По легенде это криптозоологи прибывают в новый малоизведанный участок местности, где есть леса, горы, болота, пустыни и озёра, а также местами встречаются древние монументы и заброшенные хижины. Среди всего этого добра и придётся искать криптида.

Сценарии, кстати, бывают двух видов: простые и посложнее. Уровень сложности регулируется количеством дополнительных фишек цилиндров и треугольников на поле, а также сложностью стартовых подсказок игроков. Знакомство с игрой рекомендуется начинать именно с простых сценариев, а в дальнейшем, если захочется чего-то погорячее, переходить к более сложным.

Ну и самое интересное. На обороте карточки сценария для каждого игрока указано какой нужно взять буклет с подсказками и под каким номером подсказку читать. То есть на старте каждый игрок получает некое указание насчёт того, где может жить криптид. Это закрытая информация, сообщать её соперникам нельзя. Потому как победить тут может только кто-то один. И для победы, по-хорошему, как раз надо догадаться, какие подсказки есть у других игроков. А ещё лучше не догадаться, а вычислить!

Подсказки всегда касаются возможного местоположения криптида и привязаны к каким-то областям игрового поля. Например, подсказка может звучать так: «в пустыне или в одной клетке рядом с ней». Или «в двух клетках от заброшенной хижины». Или «в лесу или в горах». И на поле всегда будет только одна клетка, удовлетворяющая всем этим требованиям. Её-то и нужно вычислить, чтобы победить.

Перед самым началом игры положено ещё сделать следующее. Каждый игрок по очереди выставляет на поле по 2 кубика своего цвета, помечая таким образом участки, на которых исходя из полученной этим игроком подсказки криптида точно нет. Тем самым происходит некое «перекрёстное опыление» имеющейся информацией. Каждый немного выдаёт то, что знает. Точнее, не выдаёт, а как бы намекает, на возможные варианты своей подсказки. Наконец, когда все выставили на поле по 2 кубика, начинается непосредственно игра.

Фишка «Криптида» в том, что ходы тут делать невероятно просто. Не нужно запоминать какие-то громоздкие правила, сложные процедуры, или, там, нюансы, подробности и исключения. Всё крайне доходчиво. Тычешь пальцем в любую клетку и спрашиваешь любого игрока – а вот тут может жить криптид? А тот тебе отвечает «да» или «нет», исходя из его подсказки. И всё. Положительный ответ отмечается диском, отрицательный — кубиком (отвечающий кладёт соответствующую фишку своего цвета на выбранную клетку). И всё. Ну, небольшой нюанс – если ответ отрицательный, вы тоже обязаны выложить на поле свой кубик. Разумеется, класть его нужно на клетку, на которой согласно вашей подсказке криптида быть не может. И всё. Вопрос – ответ. И ходит следующий игрок.

В общем, шаг за шагом поле заполняется фишками. Кубики отмечают клетки, которые можно смело отметать, криптида на них точно нет. Диски – это намёки на подсказки игроков, на них нужно обращать самое пристальное внимание и пытаться вычислить, какая у кого может быть подсказка. Собственные догадки можно проверять, в этом как раз помогают разложенные на поле кубики.

Если вам кажется, что вы уже вычислили победную клетку, вместо вопроса «Может ли тут жить криптид?» можно сказать «Мне кажется, криптид живёт тут» и поставить на выбранную клетку свой диск. После этого ответ должны дать сразу все игроки, каждый ставит на эту же клетку свой диск, либо свой куб. Если вдруг, куб не поставил никто, это победа.

«Криптид» — игра довольно необычная. В ней не нужно ничего строить (ну, кроме догадок), не нужно воевать, не требуется чего-то развивать или создавать. Вообще, у игрока даже нет ничего своего, всё, что в ходе партии происходит – это результат умозаключений. Ближайшая аналогия, как ни странно, это компьютерный сапёр, в который приходится играть как бы коллективно. Каждый немного знает насчёт того, где лежит бомба, но найти её может только кто-то один.

Именно поэтому и обращает на себя внимание непривычная требовательность к игрокам. Тут нужно не просто бездумно тыкать то в одну, то в другую клетку, а именно, что думать. Выдвигать предположения, пытаться их теоретически обосновать и проверять на практике. Анализировать расположение фишек разных игроков на поле и пробовать вычислить исходную подсказку каждого участника игры. Следить за тем, какие ходы делают соперники. Обращать внимание на то, в каких местах они пытаются найти криптида, и пытаться понять, какие критерии они пытаются проверить, чтобы перехватить инициативу. В общем, главное то, что это, кажется, тот случай, когда для победы нужно именно что много думать. Не считать, не вычислять максимально возможное для достижения количество победных очков, а именно что перебирать варианты, что-то отбрасывать, что-то проверять, и так – до тех пор, пока не выкристаллизуется единственная верная версия.

Собственно, отсюда вытекает и то, что можно считать как достоинством игры, так и её недостатком – требовательность к участникам. Поскольку перед нами игра соревновательная, крайне желательно, чтобы все были ориентированы именно на результат и принимали и соглашались с тем, что придётся много думать, перебирать версии и пытаться искать среди них правильные и неправильные. Вроде бы в этом нет ничего сложного, но дело в том, что когда только-только садишься за игру, в первых партиях ощущения очень странные. Перед тобой поле, заваленное цветными фишечками, ты смотришь на него и ничего не понимаешь. Полная растерянность, неясно, что всё это обозначает, какие и из чего можно сделать выводы и где, и, вообще, как искать этого проклятого криптида!

И лишь чуть позже, присматриваясь к тому, куда ставят фишки другие игроки, начинает что-то проступать. Ага, вот этот ставит диски исключительно на болотах. Попробуем-ка ткнуть в болото и спросить его. Ура, диск! Видать, версия правильная. А потом кто-то другой тычет не на болото и спрашивает того же игрока. И тот ставит на поле диск. Значит, версия «на болотах» — ошибочная. Возможно это «на болотах или рядом с ними». Или же надо внимательнее присмотреться на поле. Вдруг все его диски рядом с пустыней. Тогда то, что они сперва были на болотах – это просто случайность и надо проверять версию с пустыней.

Только дело в том, что подобное занятие не всеми может рассматриваться как игра. По сути это и правильно, потому что тут приходиться заниматься как бы и не игрой, а решением задачи. Вот, классически, игра – это набор интересных решений. «Криптид» же на первый взгляд кажется набором не интересных, но правильных или неправильных решений. Хотя на самом деле тут присутствует двойное дно. Решения на самом деле могут быть, только они немного неожиданного плана. Можно сознательно блефовать, например, какого-то игрока уже разгадал, но специально продолжаешь его расспрашивать, чтобы не подавать виду. Или когда самому нужно выставить на поле кубик, стараешься найти такое место, чтобы выдать соперникам минимум информации.

Отсюда следует ещё один нюанс. Во многих играх есть возможность сделать какой-нибудь крутой ход, переломить исход партии, отстать от соперников, а потом нагнать их. Бывает, можно изобрести что-то неожиданное, что-то у кого-то украсть, с кем-то против кого-то объединиться, или единолично развиться до небывалых высот. Словом, сделать что-то запоминающееся, что-то, о чём можно вспоминать. Провести партию так, чтобы она надолго осталась в памяти.

В «Криптиде» же с этим напряжёнка. Смотрите, мы словно решаем уравнения. Место ли тут эмоциям? Пожалуй, нет. Можно лишь предположить, что возможна ситуация, когда кто-то сидит, смотрит на поле, ничего не понимает, а потом внезапно догадывается, перед глазами словно по волшебству встаёт верное решение. Ну, можно ещё показывать язык, если соперник ткнул пальцем в неверное место. И, пожалуй, на этом всё. В остальном же со стороны «Криптид» выглядит примерно так, как люди, когда пишут диктант. Все сидят, каждый думает о чём-то своём, между собой практически не общаются. Предмет для обсуждения отсутствует. Точнее, он есть, но заниматься этим нежелательно. Вдруг вы скажете что-то такое, что натолкнёт соперника на верную мысль?

Есть, кстати, ещё одна штука. «Криптид» впервые за долгое время заставил вспомнить, что, вообще-то, в играх встречается такая вещь, как «паралич анализа» и «даунтайм». Это когда кто-то очень долго думает над своим ходом и никак не может решить, что же сделать, а остальные игроки вынуждены сидеть и ничего не делать, ожидая, когда товарищ всё же снизойдёт до того, чтобы совершить какое-то действие. И, правда, когда кто-то жёстко играет на победу, именно так и надо действовать, внимательно обдумывать каждый нюанс, хотя на это и может потребоваться дополнительное время. Ведь мало перебрать правильные и неправильные версии, нужно ещё и решить в какую клетку ткнуть, чтобы выдать минимум информации соперникам, а желательно ещё и ввести их в заблуждение.

Важный момент: игра строится исключительно на том, что все игроки должны быть честными и не ошибаться, выставляя на поле свои кубы или диски. Ведь всё это – исходная информация для размышлений соперников и, если вы где-то что-то напутали, отыскать верный ответ будет попросту невозможно. Полагаю, как минимум в одной из первый партий почти в каждой компании кто-то допустит ошибку. Увы, после этого победителя может просто не быть. Из хороших новостей: игра, всё-так, недолгая, так что даже если из-за чьей-то невнимательности партия провалилась, можно тут же разложить новую.

Ещё нужно отметить, что для игры есть оформленное в виде сайта цифровое приложение, способное генерировать новые сценарии.

Плюсы

+ очень простые правила;

+ настраиваемый уровень сложности;

+ можно блефовать и вводить соперников в заблуждение;

+ одна из немногих дедуктивных игр, где действительно надо думать;

Минусы

— может вызвать длительное размышление над ходом;

— партия проходит довольно сухо и безэмоционально;

— игра похожа скорее на математическую задачу;

— у игроков могут кончиться кубики;

В общем, странная эта штука – «Криптид». Вроде как игра, а вроде как и нет. Не зря, наверное, подобные настолки встречаются довольно-таки редко. Специфическое это развлечение. На любителя поскрипеть мозгами.

2 комментария

  1. Cowthulhu

    И ещё раз убедился, что надо брать. Про то, что игра невесёлая, я точно так же могу сказать про Империал 2030. Люди после партии мне так прямо и говорили: она катастрофически НЕВЕСЁЛАЯ- с укором.

  2. Pard

    Два года назад я писал об этой игре: «в ближайшее время станет очень популярной». Как быстро летит время 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑