«Игрокон», лучший фестиваль настольных игр уже отгремел. Теперь остаётся только пересматривать фотографии, перебирать в память впечатления от игр и ностальгировать по этим замечательным осенним столичным выходным. И запастись терпением, потому что следующий «Игрокон» будет только через год!
Про оба дня на фестивале уже есть два отдельных поста, вдогонку к ним – ещё публикация, состоящая из наиболее запоминающихся моментов. Но в целом хочу сказать, что «Игрокон» получился лучше предыдущего. В первую очередь, потому что ввели платный вход. Вот как было в прошлый раз. Приходишь в Гостиный двор, а там всё – битком. В проходах тесновато, за стол сесть поиграть практически невозможно. Приходилось по большей части тусить в пресс-зоне.
В этом году вход стал платным
Теперь же можно было спокойно перемещаться по залу и если захотел поиграть практически всегда находилось место. Да, издатели признают, что посещаемость снизилась. Называли разные варианты, максимальная услышанная оценка – в субботу в 2 раза меньше людей, в воскресение – в 3. Но плата за вход помогла отсечь случайных людей.
Вход платный, но перед открытием всё равно очередь
Ну а теперь – концентрированные впечатления!
ТОП-3 игры
1. Солнечная долина. Игрушка на механике «записей». Участникам выдаются листочки, разлинованные на гексы. Это – условная территория, которую надо заполнить разнообразными объектами. Бросаешь кубики, смотришь, что выпало, а затем рисуешь один из выпавших символов у себя на листке. Задача – правильно и максимально выгодно всё разместить на ограниченной площади.
«Солнечная долина»: основные компоненты – это 5 кубиков и центральный планшет
Игрушка очень доступная, весьма простая и при этом интересная. На той же механике попробовали ещё и «Бумажные кварталы», она посложнее и рассчитана на более опытных игроков. Вот вернулся, вспоминаю про «Солнечную долину» и жалею, что не взял коробочку товарищам в подарок.
Моя долина на конец партии
2. Липкие хамелеоны. Скорее не игра, а игрушка, но именно такие штуки лучше всего заходят на фестивалях. Липкие языки из «лизунов» выдаются игрокам, ими каждый ход нужно хватать со стола определённые жетоны. Сделать это получится не у всех, но самая соль тут в этих самых липких языках, как ими все будут махать, целиться и стараться ухватить нужную мошку или комара.
Хватай насекомых липким языком!
Действительно липнут, проверено!
3. Королевские хроники. Средней сложности игра на драфт. По процессу похожа на 7 Wonders, но с существенным отличием. Тут карты выбираются не навсегда, а живут 1-2 эпохи, после чего пропадают. И всего можно иметь перед собой лишь 4 карточки. Такое ограничение сильно стимулирует творчество и поиск выгодных комбинаций. И вот тут не помешало бы дополнение, с которым число связок сильно возрастёт. По неподтверждённой информации «Эврикус» рассматривает возможность выпустить доп на русском. Было бы неплохо!
Королевские хроники
ТОП-3 персоны
1. Бруно Файдутти. Известнейший разработчик. «Цитадели», Mission: Red Planet, «Библиотека идеальных настольных игр Бруной Файдутти» – это всё он. На фестивале Бруно раздавал автографы, подписывая самые разные издания «Цитаделей», а в свободное время бродил по пресс-зоне в одиночестве. Пожалуй, на будущее предложил бы вешать где-нибудь ближе ко входу фото именитых гостей. Так бы повысилась узнаваемость, и тот же Файдутти был бы наверняка совсем не против, если бы к нему чаще походили хотя бы просто сфотографироваться.
Бруно приуныл в пресс-зоне
2. Николай Пегасов. Удивительно, но этот «Игрокон» прошёл без Николая Пегасова. Самый именитый российский разработчик и далеко не последний сотрудник Hobby World не смог присутствовать из-за нестыковок в планах. Жаль, с удовольствием бы пообщались!
3. Юрий Ямщиков. Свято место пусто не бывает. В отсутствие Николая Пегасова разработчиком № 1 в этом году оказался именно Юрий Ямщиков. На «Игроконе» было представлено сразу 4 его игры. Это «Динозаврикус» и «Турнир кренделя», «Правильный мёд», а также «Искатели». Причём, все игрушки выпускаются разными издателями. «Динозаврикус» у «Эврикуса», «Правильный мёд» в Hobby World, «Турнир кренделя» и «Искатели» у MVP Games.
Юрий Ямщиков, собственной персоной
ТОП-3 новинки
1. Gloomhaven. Отличная возможность – посмотреть настолку № 1 по рейтингу Board Game Geek, крупнейшего портала о настольных играх в мире. Игра масштабная, игра мощная, не у каждого будет возможность в неё поиграть. А тут – пожалуйста. И правила рассказывают, и показывают всё, и говорят о том, что остаётся за кадром. Это кампания, улучшения карт, наклейки и т.п.
Gloomhaven: подземелье, герои, монстры.
Сама игра при этом не понравилась, но это вкусовщина. Не люблю просто жанр такой, когда герои бегают по полю в клеточку и бьются с монстрами. Но на примере Runebound, Fallout, Descent и прочих представителей жанра известно, поклонников – у него море. Ну и первая позиция в ТОПе на BGG тоже как бы намекает.
Gloomhaven: планшет игрока
2. Охота за кольцом.Большая игра от создателей «Войны кольца», основанная на механике скрытого перемещения. Фродо несёт кольцо в Ривенделл, двигается по карте в тайне, а за ним охотятся назгулы, которые представлены фишками на карте. Хоббит с кольцом должен проскользнуть между ними незамеченным. Игра – хорошая.
Охота за кольцом. На поле – назгулы
Напряжение погони ощущается будь здоров. Правда, единственный минус для меня – долгая. Полная партия часа 4 занимает, но, к счастью, на середине её можно «сохранять», прямо в правилах прописано как. А в перспективе с ростом опыта, возможно и до 1,5 часов за полпартии можно управиться.
Роли исполняли: Фродо – Елена Борщёва
3. «Детектив». Настольный детектив, в которой действительно нужно распутывать дело, читая карточки с текстом и пытаясь реконструировать событие преступления на основе полученной информации. И всё это — в условиях ограниченного времени. Опросить всех свидетелей, побывать во всех ключевых местах и исследовать все улики не получится, так что придётся как следует пораскинуть мозгами! С удовольствием раскрыли демо-дело, жду теперь полную версию!
Специальное демонстрационное дело
ТОП-3 сюрпризы
1. Стенд «Ярости Дракулы». Hobby World устроил прикольный промо-стенд «Ярости Дракулы». Неподалёку от входа на фестиваль был обустроен уголок, где в гробу лежал сам Дракула в натуральную величину. По-моему, от желающих с ним сфотографироваться не было отбоя. Чего только не придумывали! Кто-то залезал в гроб сам, кто-то обнимал этого вампира, кто-то хватал расставленные тут же бутафорские черепа. Короче говоря, стенд очень завлекательный!
2. Гигантский магнитный «Смартфон». Cosmodrome Games обустроил у себя на стенде демонстрационный экземпляр «Смартфона», экономической новинки от Ивана Лашина. Представьте, магнитная стена с игровым полем, на него же магнитятся всякие жетоны. Игроки сидят рядом и подают вводные, а специально обученный сотрудник «выставляет» нужные фишки на магнитное поле. Прям комбо: красиво, наглядно, удобно! Понимаю, штука очень трудоёмкая, но вот бы все такие демонстрации делали!
«Настенный» экземпляр «Смартфона»
3. Розыгрыш призов от GaGa Games. Большой популярностью в узких кругах пользовалась лотерея от GaGa Games. Те, кто поиграл на стенде издателя, получали пронумерованные пластиковые мячики. Затем в условленное время на сцене проводился розыгрыш. Ставили несколько коробок, нужно было туда бросить свой мяч. Среди тех, кто попал в цель, разыгрывали игры от издательства. В момент розыгрыша у сцены собралось прилично людей. Правда, в цель попали далеко не все, хотя кое-кто даже заранее тренировался 🙂
ТОП-3 хотелки по улучшению фестиваля
1. Плюс один день. Не раз уже говорил, «Игрокон» в том виде, в котором он проходит сейчас, практически идеален. Лучшего уже и не пожелаешь, всё очень хорошо и так. Если и говорить о каких-то возможностях, то все они в стиле «ещё больше». Можно приглашать ещё больше издателей, привозить на фестиваль больше известных личностей. Личное мнение – сделать сам фестиваль ещё больше. По временному показателю, чтобы было не 2 дня, а 3. Захватить ещё пятницу! Вот это был бы «Игрокон»!
2. Хорошая погода. Ещё из «хотелок» – оставить время проведения фестиваля. Да, сами издатели говорят сентябрь – не самый удобный вариант. Скоро Эссен, многое ещё не готово, и, вообще, приходится скакать с мероприятия на мероприятие. Зато в сентябре ещё отличная погода, и помимо «Игрокона» можно погулять по Москве. Это куда приятнее, чем ноябрь или февраль (знаем по опыту, ведь были фестивали и в такое время).
3. Сцена. Ну и, наконец, сцена. Её надо глушить. В этот раз в воскресение так и сделали и сразу стало лучше, чем в субботу. Всё-таки не дело, когда она гремит на весь зал и даже когда ты сидишь где-то далеко приходится надрывать голос, чтобы что-то сказать соседу. Субботним вечером из-за этого даже кашель прорезался, ведь полдня орать приходилось. В общем, сцену – потише.
ТОП-3 не получилось
1. Не нашёл аксессуаров для карточного «Аркхэма». На стенде Game Box Advanced интересовался фишками мозгов, здоровья и улик. Показали демонстрационные лупы из акрила, но это было не для продажи, буквально пара штук. Всяких ковриков и планшетов героев вообще не было. Ну, не беда. Возьмём вместо улик зелёные кубики. Жетоны рока заменим красными кубами, а здоровье и ужас – да и ладно – будем использовать стандартные.
2. Снова «Ужас Аркхэма. Карточная игра», на этот раз дополнения. Планировал взять все 3 коробочки с изданными на текущий момент мини-допами из кампании «Наследие Данвича». По факту взял только 2, «Мискатоникский музей» в воскресение уже пропал из продажи. На будущее учтём, затариваться будем пораньше.
Увы, в наличии только 2-й и 3-й мини-допы. Первого нет 🙁
3. Не поиграл в «Правильный мёд». Новинка от Hobby World, придуманная Юрием Ямщиковым. Разглядывал коробку на полке, а вот разложить – что-то как-то не разложил. А можно было, просто хотя бы ради любопытства. Это же в этом году, кажется, единственный крупный релиз от «МХ» аккурат под «Игрокон». Чтож, будем ждать отзывов других участников фестиваля.
ТОП-3 лута
В этом году привозить с «Игрокона» ничего не планировал. Ну, дополнения для «Карточного Аркхэма», это да, мы же кампанию проходим. Но вот из новых игр прям ничего не хотел брать. Так оно и вышло. Но кое-что, всё-таки, повозить пришлось.
1. Фигурки роботов для «Стальной арены». Не секрет, что многие заменяют стандартные картонные жетоны из «Арены» разнообразными миниатюрами. Лего, фигурки из других игр, да что угодно. Просто потому что с трёхмерными роботами всё становится не только веселее, но и нагляднее. Теперь же они – официальные! Получены непосредственно из рук автора. Юрию Ямщикову и издательству GaGa Games большое спасибо!
Классные миниатюры для «Стальной арены»
2. Twilight Imperium. Развивая мысль о том, что не нужно везти ничего с «Игрокона», продолжу: кое-что даже сам туда отвёз. Конкретно – «Сумерки Империи», вторая редакция, русское издание. Состояние близкое к идеальному. Коробка пролежала без дела более 10 лет, не притрагивались к ней года, наверное, с 2005-го. А тут ребята кинули клич, в преддверии выхода 4-й редакции разыскиваем вторую. Может фото сравнительные сделают или даже видео, где будет явно видна эволюция игры. В общем, отдал коробку в руки руководителю Hobby World Михаилу Акулову со словами, ты, мол, её выпускал, вот и забирай теперь 🙂
Михаил Акулов, счастливый новый хозяин игры
3. Ну и пару игр, всё-таки, получу. Хоть и с задержкой. Это «Декодер», грядущий хит среди пати-геймов, Роман Шамолин из «Лавки игр» пообещал прислать русское издание чуть ли не раньше официального релиза. И ещё из «Экономикуса» вышлют «Клубму», т.к. на «Игроконе» был объявлен турнир и среди всех участников выше результаты не показал никто. 78 очков и после издания ждём коробочку. Это где-то через месяц!
ТОП-3 вещи, которые прошли мимо
1. Турнир по Destiny. Одна из крупных активностей фестиваля – турнир по коллекционной игре Star Wars: Destiny. Там кипели самые настоящие страсти. Было всё: неожиданные досрочные вылеты, колоды-сюрпризы, побеждающие соперников без поражений, иностранцы-игроки и, конечно же, желание повторить, переиграть и показать кузькину мать оппонентам. Турнир национального масштаба – это всегда классно. И это соревнование по SW: Destiny не стало исключением. Тем более, что и игра хорошая (хотя и денежный пылесос).
2. Ваутер и Виллем ван Стрины. Помимо Бруно Файдутти на фестивале в этот раз были ещё братья ван Стрины, благодаря которым появилась «Солнечная долина». Сперва не придал этому факту значения. Слышал, что они должны присутствовать на «Игроконе», ну и ладно. А потом когда поиграл в «Солнечную долину» и понял, что понравилось, осознал, что надо было ребятам пожать руку и сказать спасибо за хорошую игрушку. Правда, уже их так и не нашёл.
3. Множество блоггеров и косплееров. В пресс-зоне всё время видел кучу незнакомых лиц, половина, причём – какие-то школьники. Подумать даже страшно, вероятно это новое поколение блоггеров 🙂 Там же ещё были ребята, снимающие видео, Зуйков и его коллеги. Видео – не мой формат, смотреть точно не буду, но трудозатраты оценить могу, постарались на славу. С косплеерами та же история. Вроде они были, но то ли меньше, чем в прошлом году, то ли ярких образов в этот раз не так много, то ли не замечал их просто, в общем, всё как-то фоном.
ТОП-3 игры, которые запомнились внешне
1. Гигантский «Декодер». Классная командная «угадайка» слов. Издательство «Лавка игр» заняло стратегически выгодную точку. Вот заходишь ты на «Игрокон», и прямо перед собой видишь гигантский экземпляр Descrypto, большой стенд, рядом с которым стоят люди и угадывают слова.
«Декодер» в человеческий рост
Пусть это не самая сложная игра, но она – классная! Вспомните об этих словах, когда будете в неё играть и поймёте сами, насколько она хороша!
2. Неизвестная игра Navy Tactics. С виду это что-то вроде Axis & Allies с миниатюрами про морские сражения. Поле с морем и кусочками суши в гексагональную клетку и фигурные кораблики, достаточно много. Но внимание игра привлекла самолётами, они крошечные, в четверть ногтя!
3. «Турнир кренделя». Пати-гейм, по процессу ничего особенного. Но какие тут карты… Говорить ничего не буду, вот просто пара примеров.
Вот, в общем-то, и всё!
Хочу отдельно поблагодарить всех организаторов за прекрасный праздник. Больше всего надо говорить «спасибо» Михаилу Акулову и всей команду Hobby World во главе с Натальей «Мать всех Игроконов» Супрунюк и Катрин Джаммаль (кстати, в этом году ребята из МХ впервые устроили продажу всяких сувениров, кружек-маек). Огромная благодарность участникам, которые устроили стенды и проводили игротеки и демонстрации своих игрушек. Молодцы блоггеры, которые приехали, освещали мероприятие, а также составляли нам компанию. В первую очередь это Дима Spitnik1818, Арсений (МХ Краснодар) и Слава «Зордок» Юмин. Алексею Бабайцеву спасибо за демонстрацию «Мрачной гавани», Константину Комарову – за «Формулу скорости», Хагену Темерязеву – за дополнение «Конкорд» к игре «Взлёт разрешён», Юрию Ямщикову – за роботов к «Стальной арене» и знакомство с «Динозаврикусом» и «Турниром кренделя». Антону Сковородину – за «Детектив» и «Охоту за кольцом», Федору Кожевникову – за игрушку «Клумба», Романа Шамолина – за гигантский «Декодер». И, конечно же, любимую супругу, которая стойко выдержала двухдневный настольный марафон.
Всё было очень круто!
Скорее бы следующий «Игрокон»!!!
«среди всех участников выше результаты не показал никто»
Они уже признались, что ошиблись. И был результат лучше )
Юра, спасибо за обилие упоминаний, рад был увидеться! 🙂
Ха-ха, №2 в топ-3 «персонах Игрокона» при том, что в это время я был наоборот в Самаре. 🙂