На сайте Настолкомания появился обзор игры Condottiere — небольшой игры от Fantasy Flight Games из серии Silver Line. Эта настолка уже неоднократно упоминалась у меня на сайте, и вот, в очередной раз можно прочитать о приятных впечатлениях, которые она оставила у игроков. Впрочем, такой отзыв вполне ожидаем, я не припомню ни одного негативного мнения об этой игре. Правда, это не означает, что она какая-то сверхинтересная. У меня, вот, например, желания знакомиться с Condottiere, почему-то нет.
Кондотьеры (от итал. condotta — договор о найме на военную службу) — в Италии XIV—XVI вв. руководители военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев. (с) Wikipedia
Когда я был маленьким, а мир вокруг таким большим, я думал, что кондотьеры и конкистадоры – это одно и то же. Но потом я вырос, стал играть в настольные игры и понял всю глубину своего заблуждения. Впрочем, временные рамки обоих явлений довольно сильно пересекались, и те, и другие убивали, но делали это совсем по разным причинам. В отличие от романтичных завоевателей Америки конкистадоров, кондотьеры оказались расчетливыми, коварными интриганами-наемниками, сражавшихся за многочисленные на тот момент итальянские республики, причем ничто не мешало им сражать сначала за одну сторону, а потом поддерживать противоположную.
Именно один из таких наемных отрядов нам придется возглавить на протяжение увлекательных баталий в игру линейки SilverLine: Condottiere!
Игра предназначена для пределов от двух до пяти завоевателей, при этом тактика игры при различном числе игроков весьма ощутимо меняется.
Свои подвиги и победы командиры отрядов отмечают на симпатичной карте Италии. Хотел бы отметить, что карта практически не имеет игрового значения, а является визуальным индикатором для игроков, позволяющим принимать решения о дальнейшем продвижении по территории страны или о блокировке регионов. С этой ролью компоненты, вложенные в игру, справляются превосходно. Вы будете смотреть на карту лишь в промежутках между партиями и мгновенно получать информацию о ситуации в стране.
Condottiere – это игра о принятиях решений. Здесь решения преследуют вас повсеместно, в каждый ход, не давая возможности отдохнуть и провести какое-то «проходное» решение. Ошибки, допущенные в игре, всегда жестоко караются соперниками.
Стандартная схема игры подразумевает раздачу 10-ти карт каждому из участников на руки. Число всех карт в колоде известно заранее, отсюда можно прикидывать вероятности и пытаться уследить в действиях соперника наличие на руках тех или иных карт.
Основная масса – это ваши верные подданные – наемники. Наемники отличаются вооружением и экипировкой, отсюда имеют разную силу.
После того, как выбрана территория, на которой произойдет сражение, все игроки по очереди играют по одной карте, пока все не спасуют. При этом, спасовавший однажды игрок в текущей битве дальнейшего участия не принимает. Все игроки сражаются в одном регионе одновременно друг с другом, но победить может только один, поэтому, часто более здравым решением выглядит отступление из битвы, с целью сохранить лучших бойцов для решающих сражений. Победитель определяется самым сильным боевым порядком, в котором суммируются значения боевых карт наемников и эффектов от дополнительных карт.
Здесь заложен еще один стратегический момент – карты добавляются в руку только в конце раунда, а раунд заканчивается только когда карты в руке остались только у одного игрока! Это значит, что с десятью картами, полученными в начале раунда, придется провести не одну битву. Рядом скрывается тактический момент, заложенный в игру правилами – после битвы вы можете скинуть всю руку, если в ней не осталось карт наемников. Это гармоничный прием, используя который сообща, можно навредить игроку, усиленно копившему силы. Вообще правилами допускается не только заключать договоры и альянсы (которые необязательно соблюдать), но и показывать свои карты!
Известно, что на битву, помимо силы самой армии, влияло множество факторов – моральный дух солдат, погодные условия, благосклонность Папы Римского. Все эти факторы отражены в виде дополнительных карт.
Дополнительные карты призваны балансировать сильные руки со слабыми. Классический пример – если вам пришли слабые наемники силой 1 или 2, у которых нет шансов противостоять профессионалам силой 10 – можно сыграть карту зимы. Зима превращает силу любого наемника в единицу, уравнивая качество и возводя в приоритет количество. Героини – бесстрашные (и совсем не страшные, а очень даже симпатичные) воительницы, которые сражаются за десятерых, и на которых не действуют никакие эффекты.
Благосклонность Папы Римского позволяет убить самых сильных наемников в гуще сражения и наложить на любой регион запрет боевых действий. Барабанщики повышают боевой дух армии, умножая силу наемников в два раза! В каждом регионе есть предатели, которые выложат вам ключ от города на блюдечке, при наличии соответствующей карты. Карта с ключом мгновенно прекращает бой и отдает победу лидеру на момент остановки.
После каждого раунда все карты со стола замешиваются с колодой и раздаются по новой. Таким образом, считать вышедшие из игры карты не имеет смысла. Побеждает игрок, завоевавший определенное число граничащих между собой территорий, или чуть большее число произвольных территорий.
Правила содержат несколько опциональных вариаций, в частности, возможность перезахватывать уже занятые территории или проводить битвы последовательно, добирая карты после каждой из них. Вариации довольно интересные и весьма освежают игру. Мы сыграли порядка десяти партий подряд и игра нам не надоела.
Впрочем, хочется отметить, что случайность играет довольно весомую роль. Если вам пришла рука из одних болванов, без хорошей опоры наемников, то вы неминуемо проиграете, каким бы талантом полководца не обладали. Тем не менее, я бы порекомендовал эту игру – партии довольно интенсивные и короткие, неудовлетворенность от поражения требует играть еще и еще. Вердикт – хороший филлер, не лишенный глубины.
Одна из лучших игр, которые я когда-либо играл. Но не для 2-х, хотя так написано на коробке.
А есть ли вообще смысл играть в это, если есть великолепная Iliad (конечно исключительно в режиме 2 на 2 игрока) ???!! Рубимся постоянно с декабря прошлого года — и никак не надоедает!!!
Для двоих эта игра напоминает некую смесь дурака и пьяницы.
Игра в нашей компание пошла на ура. Отдельно подчеркну дизайн. Ну нравится мне эта пеналоподобная линейка игр. Маленькая плотная каробка, качественные карты. В кандотьерах еще и приятный арт, соответствующий эпохе. Хотя игра конечно 100% абстрактная.
а есть добрые люди способные предоставить сканы Iliad ? (:
@Андрей
Совершенно верно, смысла нет. Я как раз по той же самой причине не приобрёл Iliad: имея Condottiere и Ivanhoe, рассудил, что ещё одна игра с похожей механикой мне не нужна.
Nelud, спасибо за комментарий.
Зато в Iliad присутствует интересная командная игра 2 на 2. В кондитере я так понял командной игры нет…
@Андрей
Ну зато в кондитере есть карта, а в илиаде ее нет 🙂
У меня Илиад кстати.
Дык, ёлы-палы, сканами заделись, пожалуйста.
@hanbar
опять эти грёбаные пнп-ники клянчат (:
Играть-то хоцца 🙂
так что лучше то? Iliad или Condottiere? заинтриговали ведь.
@Виктор
Лучше Red Dragon Inn, особенно если есть 2 коробки:
http://www.boardgamegeek.com/boardgame/24310/the-red-dragon-inn
http://www.boardgamegeek.com/boardgame/33451/the-red-dragon-inn-2
У меня также есть Illiad (в Condottiere играть не приходилось), люди в него играют, там отличный арт, Но! когда садимся играть, все однозначно предпочитают Red Dragon Inn.
P.S. Недавно прикупил «Цитадели» — пожалуй они тоже лучше Illiad 🙂
@Andrew_Kai
Зато в нее с детьми не поиграешь
А вообще Цитадели наверное действительно лучше. Но это совсем другая игра.
а может лучше «то»? нет наверное лучше «то» или «то». хотя…
@Andrew_Kai
Цитадели у меня есть и она действительно очень хороша: и простая, и не глупая, и интересная, и количество игроков разное. Но как я понимаю у неё механика другая нежели в Iliad или Condottiere. Red Dragon Inn, у неё механика какая?
@Виктор
У Red Dragon Inn следующие нюансы:
есть шкала алкоголя (алкогольного опьянения) и шкала здоровья. При старте алкоголь 0, здоровье 20. И у каждого 10 золотых.
Задача или напоить противников. Или (это высший пилотаж) — лишить их денег.
Маркеры алкоголя от каждого выпитого напитка растут от 0 до 20), маркеры здоровья от каждого полученного урона понижаются от 20 до 0. Когда значения совпадают или если нет денег — игрок выбывает из игры.
У каждого своя персональная колода и начиная партию игрок, в свой ход, добирает оттуда количество карт до 7. Большего количества карт на руке быть не может. В раунды других игроков ничего не добирается, поэтому если играть вчетвером, то к своему ходу (это соответственно каждый 4 раунд) игрок может дойти имея 1-2 карту на руке.
Есть несколько видов карт:
* отвечающие за взаимоотношения игроков (пни соседа, добавь ему алкоголя в выпивку, укради его деньги, сломай ему ноги в танце)
* отвечающие за азартную игру (способ честно или нечестно, есть карты обмана) вытянуть из оппонентов деньги
* карты напитков с разными значениями алкоголя и всякими питейные событиями, позволяющими также заработать денег.
В общем отличная игра для компании. Но играть вдвоем неинтересно, оптимально 4 человека. А подробнее можно почитать здесь же на сайте — если зайти в базу игр и найти Red Dragon Inn.
http://www.boardgamer.ru/opisanie-igry-the-red-dragon-inn
Главное — знание английского языкат критично. Много текста на картах и его надо внимательно разбирать — особенно в питейных событиях. Но после нескольких партий, когда нюансы обговорены и обсуждены — все идет отлично. И еще один минус — иногда, начиная ход человек сразу получает много карт в руку и может (особенно новичок) немного затупить — перебирая варианты действий. Но это просто придирка…
@Виктор
Цитадели — это вобщем не карточная игра. Там основа — это выбор ролей, которые ни из какой колоды не тянутся, а что у тебя в руке — это почти не имеет значения. Илиад и кондотьер — это вполне типичные карточные игры. Что в руку пришло, то и надо как-то разыграть.
Я вот играю в Илиад вдвоем с сыном и все никак не могу понять — это рандомная игра, или там есть какая-то стратегия? Большая половина партий завершается счетом 15-0, но в некоторых случаях борьба идет до самого последнего момента.
После n-x количеств партий, Цитадели для опытных игроков превращаются в полнейший рандом: это и выбор персонажа для грабежа/убийства (предугадать наверняка кого возьмет опытный игрок, зная что играет с опытными игроками невозможно!!!) и рука с кварталами. Сейчас в нее практически не играем. Зато до сих пор рубимся и будем рубится в Илиаду (2 на 2) — командная тактика рулит в этой замечательной игре — ведь там можно свободно переговариваться!
Ну у меня единственный раз в Илиаду (как раз в минувшие выходные) в стартовую руку пришло 5 баллист и 2 катапульты. С таким раскладом легко проиграл 3:15. Менее серьезные отклонения приходящих карт от среднего значения можно компенсировать игрой. И имхо тем легче, чем больше участников.
Да, наверное уже при 3-х участниках игра меняется очень сильно. И меньше смысла атаковать, и герои позволяют немножко сэкономить, и если пасовать первым, то оставшиеся игроки могут уйти в минус ну очень далеко, соревнуясь друг с другом.
Мы один раз играли в Илиаду 3х3. Все остались довольны. 2х2 не пробовали, но спасибо за идею. Думаю, должно пойти нормально.
Действительно обе игры схожи.
Из явных отличий: В Илиаду здорово играть ввдвоем + есть командная игра.
В Кондотьер есть около 5-ти разновидностей игры (опциональные правила в конце), 3+ играется шикарно (ИМХО — лучше, чем в Илиаду).
Что объединяет: прекрасный арт, занимательная игровая механика, чудесное исполнение.
Важные отличия можно поискать и в другом
В кондерах я так понимаю есть набор простых карт и козыри, а в илиаде козырей нет — каждая карта сильна в своем случае
В илиаде игра на очки, хотя сравнительно хитрая — из-за титулов. В кондерах нет очков, вместо них более хитрая игра на карте.
Почему бы не считать козырем карту «Колесницы» в Илиаде в таком случае?
Есть 2 набора карт и в той и в той игре: базовые карты войск — гоплиты (илиада) и воины (Кондотьер) у них разная сила, измеряемая в цифрах (понятно, что есть разные правила при подсчете этой силы),а есть карты, каким-то образом влияющие на игру (изменяют силу войсковых карт, отменяют её, забирают в руку, убивают войско и т.д.). Героиня и Куртизанка (козыри, как Вы говорите) как раз из таких карт. Игры-то неодинаковые, но принцип один: карты базовой силы войск + карты дополнительных свойств.
Насчет подсчет очков: и в той и в той игре используется свой (отличный) механизм подсчета финального кол-ва очков (в Илиаде — титулы, а в Кондотьере — кол-во провинций на карте). Что снова-таки их объединяет в идее (но не в реализации) розыгрыша битв с разным приоритетом.
Если я не ошибаюсь то в Кондерах надо заполучить 3 прилегающих провинции, а не очки.
И я не вижу как колесница является козырем.
3 прилегающие провинции или 5 не прилегающих.
ОК. Разовью мысль тогда. В Кондотьере в разных битвах будет разный приоритет: мне эта провинция не очень нужна, так что я в этой битве выкладываться не буду и сэкономлю силы для следующей битвы, где будет прилегающей. В Илиаде: сейчас будет город, которых у меня и так достаточно для удержания Афины (2 очка сверху), что позволяет мне не выкладываться в этой битве и подождать более интересного лота. Вот в чем похожая идея.
Насчет козырей я объяснил, почему можно считать козырем — потому что относится к дополнительному набору карт (не к базовым войскам). А почему именно Колесницу привел в пример — в моей игре обычно самая сильная карта благодаря своей непредсказуемости, ну еще Троянский Конь, конечно :).
да, пожалуй действительно сходства есть
На бескрайних просторах интернета обнаружился редизайн Кондотьеров + домашнее расширение к данной игре под названием «Warlord». Дополнение вводит в игру новых юнитов, магию, а также строения. Переделана вся графическая часть, включая карту. Как утверждает автор игра получилась сбалансированной и ещё более интересной. Он также рекомендует опробовать «Warlord » всем обладателям оригинальной игры для чего нужно распечатать несколько листов формата А4. Ссылка для всех заинтересовавшихся http://www.megaupload.com/?d=RT45R7T4
А теперь о грустном, весь материал на испанском языке включая название карт и расшифровку их свойств. Есть желающие попробовать перевести это чудо?
@greta
Если почистишь надписи — я сделаю перевод текста.
@Urazoid Действительно там половина смысла ясна и без перевода.
@Urazoid
Вот подчищенные карты http://ifolder.ru/18826066 , формат psd.Но маленькое разрешение, пдфка сильно пережата((
Случайно попала в руки, поиграв очень удивило, что не разрекламирована, как например, то же уно или зельеварение. Одна из любимых игр нашей компании, играем в нее везде и при любом случае. Не имеет свойства надоедать.
Таже не понятная история с неизвестностью игры Батл Лайн, хотя игра отличная.
У кого-нибудь сканы есть? Уж очень хочется поиграть, а в магазине настолок у нас ее нет и не предвидется, а за доставку переплачивать не хочется(