Впечатления от игры «Курск 1943. Огненная дуга»

На Форуме настольных варгеймов появился отзыв об игре Курск 1943. Его автор высказвыается в положительном ключе и пишет, что Курск — игра хоть и долгая, но хорошая. А его партнёр вообще называет её лучшим российским варгеймом. 

Опробовали сегодня с Сергеем игру «Курск 1943. Огненная дуга». Встретились традиционно в Единороге. Для игры решили выбрать самый короткий сценарий — Прохоровка. Сценарий довольно-таки интересен тем, что немцы находятся близко к локациям, за которые можно получить победные очки, либо же выиграть по правилам досрочной победы: вывести любые 8 частей через точки входа советских подкреплений (точки А, В и С). Однако, немецкие силы находятся в достаточно ослабленном состоянии, а за советы можно получить 2 гвардейских армии и 3 стрелковых дивизии в подкрепление, но, за получение гвардейских армий, советский командующий не получает победных очков (а вот если он воздержится от ввода их в игру, то получит). 

Насчёт расстановки могу сказать так. При разрезании фишек, я распределил каждую советскую армию и немецкий корпус в отдельные пакетики, что значительно облегчило расстановку. А вот Сергей, вытащив фишки из пакетика, не рассортировал их должным образом, и вообще отнёсся к расстановке не особо внимательно  , что значительно увеличило время подготовки к игре. 

Также хочется сказать, что воевать в игре достаточно сложно, т.к. из одного гекса могут атаковать только части одной дивизии + части общего подчинения (если есть), что заставляет серьёзно задуматься: стоит ли оно того или нет, и какие средства поддержки выделить для атаки. 

Первоначально мой замысел был двинуть эсэсовские части в лобовую атаку, и, при хорошей поддержке артиллерии и маркеров случайности, разгромить советские войска и выйти 8 фишками в зоне В. 

Вот события немецкой части хода: 

Как ни странно, на левом фланге успех оказался более, чем скромным, лобовая атака эсэсовцев вообще провалилась, а вот справа части 3 танкового корпуса не провалили ни одной атаки (даже с марша), разгромив штаб 7Гв. А. Шумилова и прорвавшись к зоне С вплотную. Такой успех я объясняю в тотальном расходе очков артиллерии и маркеров случайностей в фазу подготовленных и неподготовленных атак именно на этот корпус. Ну и маркер "тактическое превосходство" раза три точно меня спасал  . Сергей же, наоборот действовал на этом фланге крайне пассивно, даже не использовав возможность нахального минирования. Я думал, что он просто забыл это сделать, хотя позже (во время обсуждения партии) он признался, что не ожидал таких событий на фланге (я, признаться, тоже не ожидал…) и рассчитывал на лобовое сражение в районе Прохоровки. 

Настала очередь действовать Сергею: 

Перед его фазой хода я оставил ему маркер "советский контрудар", который обязывал провести его 6 атак с участием танков. Позже я вычитал, что он был обязан их проводить на след. ход, однако во всех 6 атаках Сергею сопутствовала удача (он не провалил ни одной, чёртов кубик!  ), так что можно сказать, что я сыграл ему на пользу (хотя в след. раз этот недочёт исправим и будем играть по правилам). Также он решил ввести армию Ротмистрова и отправил её в лобовую атаку против эсэсовцев. При превосходстве в силах, все его атаки не имели успеха (!!!).

После этого мы начали тянуть дополнительные маркеры случайностей и повторной активации моторизированных корпусов. Первой выпала армия Ротмистрова и опять ни одной успешной атаки! Затем я вытащил свои маркеры. Слева удалось разгромить группировку Сергея и выйти к точке D (параллельно залез в положение "без командования", в центре я благоразумно отступил, а справа добил деблокирующую группу и вывел фишки за карту, тем самым добился досрочной победы. Такой быстрой победы не ожидали мы оба, поэтому даже уже расставили очки артиллерии на след. ход и передвинули сам маркер хода… , а тут всё так внезапно закончилось.  После игры пересчитали победные очки на момент "внезапной смерти". Было +6 в пользу немцев, т.е. советская победа, но её не случилось… 

Вот фото финальной ситуации: 

Итоги по игре: 

1. В целом свои действия могу оценить, как слабые, но в нужном месте сыграл идеально. 

2. Правила удобоваримы и логичны, так что к ним приходится обращаться исключительно за справочной информацией. 

3. Отыграли достаточно бодро, игру освоили — планируем играть ещё. 

4. Игра нам понравилась, несмотря на длительный игровой процес. 

5. Если есть вопросы по игре — готов на них ответить. Да и Сергей напишет тут свой отзыв. 

Там же по игре задал свои вопросы пользователь Maverick:

1. Насколько долгой была партия сценария (включая время расстановки)? Прохоровка, насколько я понял, самый короткий из сценариев.

2. Как оцениваете, можно ли недоигранную партию отложить на след. день (неделю) и "безболезненно" вернуться к ней, т.е. быстро вспомнить ситуацию, отложенные планы и т.д.? 

3. Какова трудность освоения новичками в варгеймах? Допустим я все сам расставлю в преддверии игры, но как быть с правилами для людей, не игравших в варгеймы? 

4. Возможен ли варианты игры соло за обе стороны? Или сложно все удержать в голове планы и тех, и других сразу? 

5. Насколько, по Вашим ощущениям, разнообразны варианты действий в сценариях? Нет ли такого, что игроку нет других направлений ударов, кроме определенных расстановкой фишек, и уже ход битвы зависит в большинстве случаев от бросков кубиков 

И вот что на это ответил автор обзора:

1. Расставлялись порядка часа с небольшим, т.к. Сергей халатно подошёл к этому моменту, однако при наличии трэя или правильной сортировке армий по пакетикам это время спокойно падает до 25 мин.

Сама партия заняла чуть больше часа и это при том, что мы каждое наше действие объясняли скопившейся малышне. Да, Прохоровка — самый короткий сценарий. 

2. Ну как… Если оставить всё на поле — то вернуться можно вполне безболезненно. Если всё убрать в коробку — то ничего не вспомните и придётся записвать положение, что тоже не быстро. 

3. Думаю, что это не лучшая игра для новичков. Скорее это уже материал для опытных варгеймеров, т.к. много компонентов, массивные рассчёты боя и т.д. 

4. Соло, думаю, прокатит, т.к. присутствует "туман войны" (в стэке видно только верхнюю фишку), русским приходится преимущественно обороняться, а немецкому игроку — атаковать, да и ход игры весьма нетороплив.

5. Пока мне сложно сказать, т.к. это была первая самостоятельная игра. Через 2-3 партии я смогу уверенно ответить на этот вопрос. Хотя, как я и писал выше, в этом сценарии я планировал одно, а получилось совсем другое… 

В дополнение — небольшой отзыв от второго игрока:

Партия прошла очень бодро. Фазы сменяли себя одна за другой. Хоть ССовцы были и ослаблены но пугали меня в центре, танковый сдвиг 4 — это не шутки. Поэтому Армия Ротмисторова была кинута в цент, но не добилась не каких успехов. Ошибкой было то, что я растратил много маркеров артиллерийской поддержки и случайностей на левом фланге и в центре, а правый фланг снабдил ими по остаточному принципу, но он виделся мне вполне боеспособным. Быстрый прорыв немецких частей на правом фланге — партия проиграна. 

Хоть бой и массивен , но довольно логичен, понять куда следует добавить те или иные маркеры что бы отношение силы стало более выгодным несложно. 

И в целом впечатления более чем положительные, Алексею Разыграеву спасибо за лучший на данный момент Российский варгейм !

Курск 1943. Огненная дуга, Обзоры



Похожие записи
  • No related posts
    1. Пиркс
      24 Ноя 2010 из 21:12 | #1

      «Бум» настольных игр? Где?

      Не громковато ли?


    2. Maverick
      24 Ноя 2010 из 21:24 | #2

      @White: В начальных классах я часто слышал такую отмазку:»Я сделал домашнее задание, но потом пришла злая собака, и съела тетрадь.» Примерно то же самое. Может правда ученик пострадал от собаки, а может вообще не брался делать? Как проверить? Наверное попросить ученика сделать еще раз. Если делал, то быстро справится. А если врет- начнет вставать в позу, что 2 раза одно и то же не делает. Короче, скажите мне названия игр масштаба Курска и с «более современной механикой», чем этот «старомодный» Курск, и я сваливаю отсюда. Мне этот Дом-2 надоел. Мне неинтересно разборки читать. Вторые сутки не могу добиться конкретных названий игр. С чем сраниваете, говоря что Курск стар, дорог и плох?. Я варгейм выбираю, а какой попало брать не хочу))

      PS На месте


    3. Maverick
      24 Ноя 2010 из 21:30 | #3

      Постскриптум не читать — КПК глюкнул, но не могу отредактировать ))


    4. Nelud
      24 Ноя 2010 из 22:21 | #4

      @Maverick

      По поводу первой части сообщения: я не согласен. Сделать домашнее задание — это одно, а перелопатить заново интернет и вспомнить все мысли, которые тогда были написаны по наитию — та ещё головная боль. Знаю это по себе. И прекрасно понимаю lokkyt, что ему совершенно неохото всё вспоминать и повторять. Хотя, наверняка утверждать не берусь.


      По поводу второй части — соглашусь. Мне тоже уже интересно, что это за варгеймы с современной механикой, которые гораздо лучше Курска. (Conflict of Heroes не предлагать, т.к. уже неоднократно звучала мысль, что это коммерческий недоваргейм с примесью евро).


    5. ZoRDoK
      24 Ноя 2010 из 22:24 | #5

      @Пиркс


      В Европе и США =) У нас пока маленький «бум». Скорее даже бум-бум.


    6. Пиркс
      24 Ноя 2010 из 22:27 | #6

      @ZoRDoK

      Ну, я бы пока даже то, что делается там, бумом не назвал. Не буря в стакане, конечно, но как максимум шторм в тазу. Масштабы не те.


      @Maverick

      А какой исторический период интересует?


    7. ZoRDoK
      24 Ноя 2010 из 22:27 | #7

      @Nelud


      И мне интересно. =) Только, боюсь, это такие же тяжёлые махины будут. О современных варгеймах лучше, на самом деле, Tanone послушать. Наверняка же есть что-то.


    8. ZoRDoK
      24 Ноя 2010 из 22:30 | #8

      @Пиркс


      Смотря с чем сравнивать. С масштабами компьютерной индустрии не сравнить. А тот факт, что большинство смежных издателей обратились к настольным играм (снова или впервые), Lego, Hasbro (начали создавать уникальные сложные игры), GMT — это говорит о многом. Это о сейчас. А бум начался в 1995 году, когда в Германии сложные настольные игры вышли по уровню продаж к рентабельности и даже не плохой доходности (см интервью основателя Alea).


    9. Пиркс
      24 Ноя 2010 из 23:03 | #9

      @ZoRDoK

      Почти любая другая часть индустрии развлечений круче, не только комп-игры. Так что подъем — да, а вот бум — нуууу… Впрочем, это вопрос терминологический ::)


    10. ZoRDoK
      25 Ноя 2010 из 0:05 | #10

      @Пиркс


      Круче могут быть только кипящие двадцать минут яйца. =) Так что я не понимаю сути претензий к настолкам.


    11. Пиркс
      25 Ноя 2010 из 1:04 | #11

      Я же говорю — претензии к термину «бум». К настолкам претензий нет, от них сложно требовать большего.


    12. Oldman
      25 Ноя 2010 из 4:22 | #12

      @ZoRDoK

      Бум-бум — это а-а-а на горшок по-пендосийски.


    13. Tanone
      25 Ноя 2010 из 6:49 | #13

      @ZoRDoK

      Лучше МакВлада или Андреаса с форума варгемеров. Фишка в том что современность не мой профиль. Я больше по античке, максимум эпоха просвещения. А там самая интересная сейчас система это МушкетоПика. Да и следить из Сибири сложно, особенно если играть то не с кем. 🙂 Вот съездию к родственникам спрошу, что там любопытного есть.

      Вообще я бы сказал что по моему профилю варгеймы сильно упрощаются и коммерциализируются. Очень уж сложно с компьютерными конкурировать.

      Собственно Курск любопытен как минимум тем что не коммерческий продукт слишком много ляпов и сделан человеком который в теме.


    14. Maverick
      25 Ноя 2010 из 7:48 | #14

      @Пиркс

      WWII и позднее


      @Tanone

      Какие ляпы «Курска» имеются ввиду? Историчность, механика или опять об оформлении речь зашла?


    15. Tanone
      25 Ноя 2010 из 8:42 | #15

      @Maverick

      Как коммерческого продукта. В основном оформление. Попытка неправильного позиционирования.


    16. Maverick
      25 Ноя 2010 из 9:03 | #16

      @Tanone

      Согласен. Но это «первый блин».

      Желаю Статус Белле удачи в развитии.


    17. Tanone
      25 Ноя 2010 из 11:06 | #17

      @Maverick

      Да я тоже желаю.

      Вообщем то если бы не хамство директора то и говорить не о чем было бы.

      Игра очевидно не для всех. Ну и дороговато. Возможно из-за неправильного позиционирования.


    18. lokkyt
      25 Ноя 2010 из 11:39 | #18

      @Maverick и @Catharsis



      White :

      Читал форум до того как потёрли коментарии, в большей части удалённого была вполне конструктивная и корректная критика


      Вот доказательства того, что мои топики было на форуме.


      Во-вторых я никуда не пропал на неделю, меня не было всего один день — вчера, простите — но были дела.


      В третьих — вот хорошие примеры (опять же на мой взгляд): Combat Commander, Advanced Squad Leader, Barbarossa и Paths of Glory.


      В четвертых. Основной промах — ужасное позиционирование на рынке. К Курску бы не было сильных претензий, если бы он стоил 800 руб. При этом издатели могли изрядно сэкономить, сделав другую верстку и компоненты (к примеру убрать неиспользуемые на поле зоны — выпустив трэки отдельной картонкой).Или, например, можно было бы даже меньше юнитов — игра бы не пострадала от этого.


      К примеру те же игры от звезды (Ганнибал, Терминатор, и последняя их игра по ВО) стоят в пределах 800 руб, с учетом миниатюрок(хотя дизайн своих игр у них тоже неважный) !! При этом партии, весьма небольшие — 1000 штук.


      А претензии к самой игре уже неоднократно писались. Игра банально скучная, больше 4х партий в нее не сыграешь, кошмарный даунтайм, перегруженная боевка (на вкус и цвет — но по мне ненужные модификаторы, лишь увеличивающие пресловутые подсчеты)


      Резюме. Идея была хорошая, а вот реализация подкачала. Брать за 1500р игру, в которую сыграешь в лучшем случае 4 партии — непростительно дорого, в особенности с учетом качества игры. Даже если Белли вышлет каждому по пинцету — это того не стоит.


    19. lokkyt
      25 Ноя 2010 из 11:57 | #19

      Упс…Поспешил — ошибки в тексте исправлять не буду, вроде и так понятно =)


    20. Maverick
      25 Ноя 2010 из 12:09 | #20

      @lokkyt

      Спасибо за развернутый ответ. Все более-менее понятно теперь.


      Вопрос к Вам и другим варгеймерам. А какие исторические варгеймы выпущены российскими разработчиками или имеют локализацию в России? Мне кажется за тот факт, что «Курск» на моей памяти (поправьте если не так, я недавно следить начал за этой темой) первый российский исторический варгейм, уже можно сказать «спасибо» разработчикам за их попытку выйти на рынок, не особо светящий пока перспективой.


      Надеюсь, что их следующие игры будут рассчитаны на разные слои игроманов, и на «хард» и на «софт» геймеров (ну или как правильно классифицировать, вы меня поняли надеюсь )) ). Но если Статус Белли будут придерживаться столько высокого уровня историчности — будет здорово. Не по CoH же историю учить молодежи,при всем моем уважении коммерческому успеху этого продукта.


    21. lokkyt
      25 Ноя 2010 из 12:34 | #21

      @Maverick


      Радует, что Вы уже переводите разговор в другую плоскость, что значит, что вы хоть сколько-нибудь согласны с моим комментарием выше. И с примерами игр.


      Отвечая на вопрос скажу лишь, что для для подобных варов на мой взгляд локализация не критична. А учить историю, дорогой мой оппонент, надо по книжкам, но никак не по настолкам.


      Простите за сарказм, но сразу представил такую ситуацию, когда ребенок на уроке встает и говорит учительнице, что немцы под Курском победили со счетом 2:1, но у русских есть еще шанс отыграться…=)


    22. Maverick
      25 Ноя 2010 из 12:44 | #22

      @lokkyt

      Да я в общем-то Вам не оппонент, меня просто заинтересовали конкретные названия игр, которые показались Вам однозначно лучше чем «Курск». С целью расширения своего узкого кругозора 🙂


      Просто ждал аргументации 2 суток, и уже начал сомневаться, что что-то ответите, вот и все. Я просил всего-лишь «Назови имя, сестра, имя!» (с)


      Насчет «согласен с комментариями». Ну а что мне сказать — надо сначала изучить игры, которые Вы привели в пример. Я ж в них не играл. Почитаю, подумаю. Спасибо за «наводку».


      Насчет «локализация» неважна.. Ну мне может некритична, Вам тоже, но не все знают английский хотя бы на моем довольно средненьком уровне. Все-таки в России живем. Русский язык наиболее распространен.


      Учить надо по книжкам, согласен. Но! Игра может служить как наглядным пособием по ранее прочитанному, для закрепления и осознания материала, так может и послужить толчком для появления желания узнать подробнее и как все это было на самом деле.


      Помню лет 17 назад появилась у меня компьютерная игра про парашютно-десантную операцию союзников «Рынок-Парк». Вот с того момента мне и стало интересно, что же делали в войну союзники, кроме тех 3 строчек текста в учебнике истории 🙂


      В институте «парил» преподавателя истории про союзников, понял что он ни фига сам не знает. Пришлось самому в библиотеках материалы выискивать (подумать страшно, что я делал до появления интернета ) 🙂


    23. Maverick
      25 Ноя 2010 из 12:54 | #23

      о! вспомнил еще пример более недавний (простите что все «на себя примеряю», но больше не на кого ) :-)! Статус Белли анонсировала игру про танковые бои «Дубна-Ровно» в 1941. Пришлось срочно читать А.Исаева на эту тему ) Кстати, игра может быть вполне интересней чем «Курск» из-за большей свободы действий игроков. Ждем-с выхода, а там посмотрим брать или нет.


      Так что игры вполне могут быть полезными в плане изучения истории и развития мышления.


      PS Кстати, девиз фирмы Academy Games, выпустившей CoH, звучит как Developing Minds Through Play. 🙂


    24. Tanone
      25 Ноя 2010 из 13:04 | #24

      @lokkyt

      Я могу ошибаться но разве «Advanced Squad Leader» не игра с посредником? Просто я в неё именно так играл. Если всё таки с посредником то сравнение не корректное. Игры просто из разных классов.

      И вообще она вроде на тактическом, а не на операционном уровне.


    25. Артем
      25 Ноя 2010 из 13:20 | #25

      «Вы забыли дописать по два нуля. В действительности их 100-200. Хороших и разных. Что бы Вам был понятен масштаб бедствия, спешу сообщить любопытный факт. В агусте (тогда же когда вышел Курск) в журнале World at War ( Вы же уже наверняка знаете что существуют журналы в которых печатаются военные игры) появилась игра “Гвардейские танки” ровно о том же, что и Курск. Примерно того же масштаба. Но другая. Так сказать другой взгляд.


      А можно уточнить что это за 1-2 выдающиеся игры? Со своей стороны порекомендовал бы Вам, как варгеймеру, серии Operational Combat Series и Barbarossa (East Front Series). И вообще BGG может несколько осветить ситуацию.


      Остальные Ваши замечания примерно такого же уровня осведомлённости, извините. Не вводите людей несведущих в заблуждение.


      Особенно радует про “закрытость”. Можете прояснить на примерах, что такое “открытость”.

      Без обид.»


      Вот именно эту серию — Operational Combat Series я и имел в виду.

      «Закрытость» — это когда в игрушку уже ничего невозможно дбавить извне. Т.е. если берется только одна операция, то ее уже невозможно расширить или превратить в следующую. Это серьезно снижает реиграбельность. «Открытость» — это когда, скажем, операция «Бэттлэкс» в Африке легко и непринужденно может перерасти в «Крусейдер». При этом не нужно менять механику. Достаточно лишь «дорастить» карту и добрать юнитов. Механика «Курска», как мне кажется, не способствует ее экстраполяции, скажем, на битву под Смоленском или какую-либо другую более мобильную. Вот и все.


    26. Денис II
      25 Ноя 2010 из 13:40 | #26


      В третьих – вот хорошие примеры (опять же на мой взгляд): Combat Commander, Advanced Squad Leader, Barbarossa и Paths of Glory.


      Про все не скажу, но Combat Commander и Paths of Glory – это игры совсем другого масштаба, Combat Commander – тактика, где игрок выступает в роли командира роты или батальона (не знаю точно), Paths of Glory – стратегия уровня главкома, к тому же, про другую войну.


    27. Дядя Леша
      25 Ноя 2010 из 14:01 | #27


      lokkyt :@Maverick и @Catharsis

      В третьих – вот хорошие примеры (опять же на мой взгляд): Combat Commander, Advanced Squad Leader, Barbarossa и Paths of Glory.

      .


      Ну все перечисленные игры, это совсем про другое.СС — это, условно, тактические СоН без танчиков, Advanced Squad Leader — тоже самое, только с таким уровнем заморочек, что ум за разум заходит (да и танчики вроде как там могут быть), Barbarossa и Paths of Glory — классические CDG, стратегического уровня, шутка ли всю войну надо выиграть. Paths of Glory — одна из лучших, на мой взгляд,дуэльных игр на этой механике.

      Аналоги «Курска» — фишечную,гексональную стратегию найти не сложно. Мне такие игры не очень нравятся, поэтому с названиями не подскажу.

      Но вот анонсированное «Дубно-Ровно» любопытно, в отличие от Курска там столкновение не сугубо фронтальное, должен быть простор для маневра.


    28. Максим Блау
      25 Ноя 2010 из 14:01 | #28

      @lokkyt

      Не знаю как история, а вот геополитика и понятия реалполитик великолепно преподаются по той же «Дипломатии»


    29. lokkyt
      25 Ноя 2010 из 14:02 | #29

      @Tanone


      С замечанием про сквад лидера соглашусь. Но там два варианта правил.


      @Maverick

      Ну вот вам и хороший пример, Барбаросса уже упомянули уже несколько человек, помимо меня.


      Про изучение истории — каждый приходит к этому по-своему. На мой вкус любая игра военного сеттинга может побудить человека прочесть книги из любопытства «а как это было на самом деле». Даже так нелюбимые всеми варгеймерами Мемуары, у многих вызовут интерес узнать историческую справедливость.


      То, что попытались сделать русский варгейм — молодцы, плохо лишь, что не хотят признать, что проект получился коммерчески плохим и непродуманным. Опять же разработка варов на форумах ведется постоянно. Если покопаться, можно найти профессиональные п’н’п варианты ничуть не хуже Курска. Для многих это стало хобби всей жизни.


      Лично я не считаю себя знатокам варов, так как увлекаюсь настолками. Поэтому как профессионалы господа из Белли, могли бы просто оставить мои комментарии без внимания, сославшись на иной взгляд на вещи «настольщика».


    30. Maverick
      25 Ноя 2010 из 14:23 | #30

      @lokkyt

      Ну насчет отличий комментариев «настольщика» от «варгеймеров» на тему «Курска» — я их не заметил. ZorDok правильно сказал, что в общем-то все отзывы об игре в оценке плюсов и минусов совпадают.

      Только кто-то приемлет этот баланс, а кто-то нет. Дело опять же вкуса.


      PS Если есть еще примеры «более лучших» игр, официальных там, или ПнП — пишите, не останавливайтесь ))


    31. lokkyt
      25 Ноя 2010 из 14:43 | #31

      @Дядя Леша


      Просили посоветовать хорошие вары по МВ. Уровень Курска — не то, что на мой взгляд надо ровняться.


    32. Maverick
      25 Ноя 2010 из 14:45 | #32

      @lokkyt

      Под словом «уровень» наверное подразумевался «масштаб управления».


    33. Максим Блау
      25 Ноя 2010 из 15:09 | #33

      @Tanone

      Лично мне очень любопытен период пики-мушкета. Какую игру вы бы посоветовали про этот ист. период?


    34. Tanone
      25 Ноя 2010 из 16:04 | #34

      @Максим Блау

      Насколько я знаю особых вариантов кроме GMT серии МушкетоПика нету. Серия великолепная.


    35. MakVlad
      25 Ноя 2010 из 16:37 | #35

      @Максим Блау Кроме упомянутой Мушкетопики на эту эпоху есть ещё серия от TCS Games, там правила простые, на 4 страничках, пока выпущено около 6 сражений, все продаются в электронном виде по 5 баксов, то есть платишь и качаешь, один сценарий можно скачать бесплатно, вот ссылка http://www.wargamedownloads.com/item.php?item=552&pics=1

      В своё время фирма Decision Games выпускала игру

      Thirty Years War Quad, там 4 сражения, издана давно, но найти в продаже можно. У фирмы GMT в её замечательной большой серии Great Battles of History один из модулей был посвящён сражениям Густава Адольфа. Затем, в журнале Vae Victis была игра по битве при Рокруа и игры по битвам религиозных войн во Франции с участием Генриха Четвёртого.

      Это если мы говорим о тактических играх, а не стратегических.


    36. Комиссар
      25 Ноя 2010 из 17:09 | #36


      lokkyt :

      @Дядя Леша

      Просили посоветовать хорошие вары по МВ. Уровень Курска – не то, что на мой взгляд надо ровняться.


      Ну, справедливости ради, масштаб тоже упоминали.

      Я не сильно ошибусь, если напишу, что Вас в игре не устраивает стоимость, а её масштаб (полк-бригада-дивизия) просто не нравится (т.е. не только в этой игре, а вообще)?


    37. lokkyt
      25 Ноя 2010 из 17:46 | #37

      @Комиссар


      В принципе я признаю, что п-б-д это не мое (в такой всязи мне ближе в Бэтлз оф Наполеон играть). Но основное — игра дорогая (читай к тому -некачественная) и скучная, очень скучная.


    38. Дядя Леша
      25 Ноя 2010 из 19:33 | #38

      @lokkyt

      у меня сильное подозрение, что ты брал просто игру. Что собой представляют подобные игры ты просто не знал?

      Про Юру и Славу, я и не говорю, они точно плохо представляли, что такое за зверь, гексональный варгейм подобного оперативного уровня, это конечно не в упрек кому либо, а просто факт. Часть претензий явно связана именно с этим. Лично мне «Курск» был мало интересен, в силу его изначальной направленности, но чем больше его здесь мусолят, тем больше хочется составить по нему собственное мнение 🙂


    39. Комиссар
      25 Ноя 2010 из 19:56 | #39


      lokkyt :

      @Комиссар

      В принципе я признаю, что п-б-д это не мое (в такой всязи мне ближе в Бэтлз оф Наполеон играть). Но основное – игра дорогая (читай к тому -некачественная) и скучная, очень скучная.


      Но как можно судить о качестве игры, которая о том, что «не твоё»? Если тематика игры неинтересна и ни во что подобное я до этого не играл, то я не буду судить о качестве игры. И то, что она скучная — не следствие ли того, что её тема Вам не интересна?


    40. lokkyt
      26 Ноя 2010 из 18:13 | #40

      @Дядя Леша

      @Комиссар


      Не надо передергивать мои слова и уводить совсем в другую сторону.

      Ошибаетесь. Это не первая моя игра подобного/околоподобного плана (coh, com con, barbarossa ).

      Если вам так нравиться Курск — это ваше право. Я и не пытаюсь вас переубедить или подловить.


      Но просто ответьте, считаете ли вы Курск хорошей игрой за эти деньги? (опуская формальности)


    41. Maverick
      26 Ноя 2010 из 20:04 | #41

      Ну CoH это точно игра совсем другого плана. Общее у них это «наши-немцы» и гексагональное поле. Не надо сравнивать теплое с мягким.


      @lokkyt

      Ну не понравилась Вам игра, ну что поделать. В этом минус настолок по сравнению с компьютерными -ни тебе демо-версий, ни тебе «пиратки» на пробу )) Настолки они такие: не уверен-не бери.


    42. Комиссар
      26 Ноя 2010 из 20:14 | #42


      lokkyt :

      @Дядя Леша

      @Комиссар

      Не надо передергивать мои слова и уводить совсем в другую сторону.

      Ошибаетесь. Это не первая моя игра подобного/околоподобного плана (coh, com con, barbarossa ).

      Если вам так нравиться Курск – это ваше право. Я и не пытаюсь вас переубедить или подловить.

      Но просто ответьте, считаете ли вы Курск хорошей игрой за эти деньги? (опуская формальности)


      Я в «Курск» не играл. Как раз решаю: покупать или нет. В связи с этим и интересуют её плюсы и минусы. Для этого я и допытывался у Вас, чем же «Курск» объективно плох. Пока у меня создалось впечатление, что для Вас он плох тем, что такие варгеймы (уровня полк-бригада-дивизия по ВМв, именно их я и имел ввиду под играми «подобного плана») Вам просто неинтересны.


    43. cherryden
      26 Ноя 2010 из 20:29 | #43

      Мне кажется, что на уровень «полк-дивизия» даже «загнивающий запад» адекватные и в тоже время динамичные правила до сих пор не придумал. Так, чтобы присутствовал исторический набор юнитов, и в тоже время игра не занимала 8+ часов.


    44. Maverick
      26 Ноя 2010 из 21:02 | #44


      cherryden :

      Мне кажется, что на уровень “полк-дивизия” даже “загнивающий запад” адекватные и в тоже время динамичные правила до сих пор не придумал. Так, чтобы присутствовал исторический набор юнитов, и в тоже время игра не занимала 8+ часов.


      Наверное при таком кол-ве объектов на карте и невозможно сделать игру быстрой. На варфоруме мне ссылку дали на игру Корсуньский котел и ее современный римейк — 2400 фишек в составе игры. Что-то мне подсказывает, что она не очень динамичная, и что Вам,lokkyt, она не понравится. До «скорострельности» СоН таким играм далеко, да это и не требуется от них.


      Нет, я не пытаюсь Вас, lokkyt как-то обидеть, не факт что и я был бы в восторге от такой игры.


      PS Особенно если оставить партию недоигранной, уйти утром на работу, а вечером обнаружить ее либо сложенной в коробку женой, либо с разбросанными фишками, до которых дите добралось ))


    45. cherryden
      27 Ноя 2010 из 12:19 | #45

      Чтобы не было 2400 юнитов, либо надо брать масштаб местности поменьше, либо юниты покрупнее.

      В примере южного фаса Курской дуги как вариант брать узкие полосы наступлений — 48 немецкий танковый корпус(3 «танковых» + пехотная дивизия) против 6й гв. армии и 1 танковой; танковый корпус СС против 6й гв. А и 5й гв. ТА; группа Кемпф против 7й гв. А и 69й А.

      Или же укрупнять юниты — у Советов — это корпуса, у немцев — дивизии. Тогда выйдет примерно 15 юнитов у немцев и в районе 25 у Советов.


    46. Maverick
      27 Ноя 2010 из 20:31 | #46

      @cherryden

      Можно еще проще. Карта делится на 2 части: с одной стороны Германия, с другой — СССР. Каждой стороне выдается только по одной фишке, символизирующую всю их армию, включающую пехоту, танки, авиацию и т.д.

      Армия в виде 1 фишки — это очень удобно! Не будем перечислять все плюсы, их очень много!


      Потом берем кубики или там карты действий какие-нить (для тех, кто кубики не любит). И в течение нескольких секунд (!) определяем победителя в партии.


      Динамично? Да! Минимум фишек? Куда меньше! Партии быстрые? Да за минуту пяток можно сыграть!


      По моему это идеальный варгейм для тех, у кого «многофишекбольшой даунтаймфобия» )))


      PS Мало ли, вдруг кто не понял — пошутил я.


    47. cherryden
      28 Ноя 2010 из 1:41 | #47

      На самом деле — это беда подобных игр. Как правило — тяжелы в освоении, и сыграть от начала и до конца за вменяемое время одну операцию практически невозможно (если советам давать реальное количество дивизий/бригад и т.д., а немцам — все полки).


    48. Kert
      13 Дек 2010 из 7:39 | #48

      Да вы что, что может быть круче варгеймов! И фишек побольше, побольше! Хотя лучше миньки, чем картон :Р


    49. st8ic
      13 Дек 2010 из 12:46 | #49

      @cherryden Должен быть и идеальный варгейм для любителей фишек, в котором каждый солдат представлен отдельнвм квадратиком!


    50. oranged
      13 Дек 2010 из 14:11 | #50

      Кто чихнул? (: Полмесяца пыль лежала, а тут на тебе — вся в воздухе.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.