Не так давно игра The Castles of Burgundy была локализована компанией Hobby World. А как к игре относятся за рубежом? Ведь там уже успели вдоволь в нее наиграться и описать все плюсы и минусы. Наш читатель Дмитрий представляет вашему вниманию один такой обзор. Быть может, он сможет помочь вам решить, стоит ли приобретать эту игру. 

Сразу отмечу, что я из тех игроков, которые смотрят на кубики с большим подозрением. И фраза"кубики меня ненавидят" ко мне вполне подходит. Игры, использующие кубики как движок, очень часто бывают затянутыми из-за основанных на удаче аспектов и непредсказуемости. Так что же я делаю, обозревая основанную на кубиках игру, с продолжительностью в 30-90 минут, а зачастую и больше? И не потеряю ли я ваше доверие, сказав, что мне нравится эта игра Стефана Фельда, выпущенная издательством Alea? Судить вам, но надеюсь, что нет.

Игра состоит из основного поля, на которое каждый раунд выкладывается множество маленьких шестиугольных тайлов (гексов). (Я использую свою терминологию для описания игры, и то, что правила неуклюже называют "фазой", я называю раундом). Двадцать пять квадратных тайлов Товаров случайно выбираются из 42 возможных и делятся на стопки по 5 штук на каждый из пяти раундов. Каждый игрок получает: по три Товара из оставшихся и выкладывает их на свой планшет (об этом чуть позже), одну монету (или "серебренник"), 1-4 рабочих, в зависимости от очередности хода, замок (темно-зеленый гекс) в качестве стартового тайла, кубики и фишки своего цвета.Личный планшет игрока служит основанием для его поместья и является хранилищем для тайлов и товаров, которые он получит по ходу игры. Тридцать семь гексов сгруппированы вместе с правой стороны, — это будущее поместье. Гексы бывают разных цветов и они совпадают (или почти совпадают, — об этом позже) с тайлами, доступными на основном поле. В коробке есть четыре планшета №1, но все они двусторонние, и существует девять различных конфигураций поместий, и отличия эти весьма значительны. Разнообразие расширяет возможности игры, так как разные поместья требуют разной стратегии набора очков. На каждом цветном гексе есть значок со значением кубика. Начальные товары группируются по цветам и располагаются в трехместном хранилище в левом верхнем углу планшета. Еще есть места для хранения денег и использованных кубиков и памятка с информацией о разнообразных свойствах тайлов.Каждый ход игроки бросают свои кубики, затем по очереди используют их, чтобы совершить одно из четырех возможных действий. Игроки могут взять один тайл с зоны на общем поле, соответствующей значению кубика, и положить его в хранилище на личном планшете; они могут взять тайл из своего хранилища и выложить его в свое поместье (однако новый тайл должен соприкасаться с уже выложенным); они могут продать товары с тем же значком, что и выпавший кубик; раз за ход они могут купить специальный тайл; и, наконец, они могут получить рабочих. Тут я должен отметить, что рабочие — это один из важнейших элементов в игре. Они позволяют менять значение кубика на +1 или -1 за каждого рабочего, — это очень полезно при не слишком удачных бросках!

Однако, сердце игры — в этих шестиугольных тайлах, и это первый барьер для вхождения в игру у некоторых игроков. В игре 41 различный тайл, они дают возможность совершать всевозможные действия, и памятка на планшете помогает, но не то чтобы совсем. От 16 до 32 из этих тайлов (в зависимости от числа игроков) выкладываются в начале каждого из пяти раундов, так что новичкам потребуется некоторое время, чтобы изучить мириады доступных возможностей. Да, тайлы раскрашены в разные цвета, что в некоторой степени помогает, но так как восемь коричневых тайлов зданий и каждый из 26 желтых тайлов "науки" различаются, информации для обработки все равно очень много. Мне лучше взять синюю лодку, чтобы продвинуться на треке очередности хода и получить товары? Или взять поле с овцами и получить столько очков, сколько нарисовано овец? А может, перехватить эту Церковь, чтобы получить тайл другого цвета, когда я ее построю? Над этими вариантами стоит задуматься, и помните, что это двухступенчатый процесс: сначала берем, а ПОТОМ выкладываем тайл на свой планшет.Получение денег (серебренников) — еще один важный аспект игры, потому что, как я упоминал ранее, в центре игрового поля есть шесть тайлов, которые можно купить, вместо того, чтобы испльзовать кубик для их получения. Заработать серебренник можно продав товар. В конце каждого раунда построенные шахты также приносят деньги. Выбор момента покупки нужного тайла так же очень важен, и то, что у вас всего три слота на их хранение до тех пор пока вы не выложите их в свое поместье, — весьма болезненное ограничение.

Так как же получаются победные очки? Что ж, продажа товаров дает 2-4 очка за каждый тайл (ы зависимости от количества игроков). Тайлы полей дают очки за каждое животное на них, плюс дополнительные очки, если в том же поле уже есть животные такого же типа. Заполнение области любого цвета приносит очки в зависимости от размера области и раунда, в котором это произошло. Имеет место элемент гонки, так как за полное заполнение всех областей каждого цвета так же поощряется бонусными очками, но только за первое и второе место. А еще есть бонусные тайлы… еще один важный аспект, о котором надо знать заранее, причем некоторые из них могут вовсе не появится за всю игру (об этом ограничении чуть позже). Эти желтые тайлы (которые очень схожи с светло-зелеными тайлами полей) дают бонусы за здания и товары. И, наконец, непроданные товары, оставшиеся деньги и рабочие тоже приносят очки, пусть и немного.Как и в предыдущей игре Macao, изданной Alea, Stephan Feld вновь использует кубики необычным способом. Здесь, вместо использования кубиков для производства ресурсов, каждый игрок бросает всего два кубика для производства своих возможных действий. Могут ли кубики не дать игроку сыграть оптимально? Конечно, но в этом случае выручают припасенные заранее рабочие. Некоторые ругают игру за ее продолжительность, но тут я должен отметить, что тщательное планирование значительно уменьшает даунтайм.

К слову, у меня есть свои претензии к игре, как к компонентам, так и к геймплею. Первая проблема заключается в том оттенке желтого цвета, который используется для обозначения тайлов "науки". Он настолько близок к светло-зеленому, что отличить тайли полей от науки практически невозможно. Конечно, эту проблему легко решить, если перевернуть тайл и посмотреть, что на нем изображено, но было бы приятнее, если бы использовался другой цвет. Вторая, и наверное самая большая для меня проблема, связанная с игрой, заключается в том, что при игре в 2-3 игрока невозможно четко выработать стратегию, ведь некоторые тайлы вообще не появятся. Да, чем меньше игроков, тем быстрее идет игра, и я большой поклонник быстрой игры, но когда 2-3 бонуса, на которые ты рассчитывал не появляются, а выходят те, под которые подстраивались соперники, чувствуешь себя обманутым и разочарованным. Конечно, остается еще возможность перехватить их и не дать соперникам, но это мало утешает.Создал ли Feld очередную обязательную к покупке игру в линейке Alea? Должен сказать, что я счастлив от того, что эта игра есть у меня на полке шкафа, и я охотно достану ее еще несколько раз на стол в ближайшее время. Но когда горькое послевкусие от плохих бросков и нереализованных бонусов достаточно надоест, быть может я буду менее склонен доставать ее с полки, особенно если какая-нибудь новая сияющая коробка попадет в наш дом.