Максим Блау прислал мне ссылку на статью Бруно Файдутти, в которой Бруно размышляет о кризисе в индустрии комиксов во Франции и делает осторожные предсказания о том, что, мол, история может повториться и с настольными играми. По мнению Файдутти опасные признаки налицо: игр становится всё больше и больше, и на них уже не хватает времени.
Желающие могут ознакомиться со статьёй в оригинале, а я предлагаю собственный вольный перевод:
Мне никогда не нравились комиксы, хотя ими увлекаются многие мои друзья. Несколько раз мне рассказывали о том, как французская индустрия комиксов за несколько лет пришла в упадок. Замечательные люди выпускали отличные комиксы и, обнаружив, что это приносит доход, они стали издавать всё новые и новые комиксы. Так началась гонка леммингов, возрастающее число комиксов привело к снижению качества. Читатели заскучали, а между издательствами разгорелась свирепая борьба. И сегодня во Франции комиксы почти никто не издаёт. Остались только два издателя, всё ещё пытающиеся выпускать новые комиксы. Хотелось бы надеяться, что эта история не повторится с настольными играми.
В этом году на Эссене впервые было представлено более 700 игр (по данным BoardGameGeek). На моей памяти такого ещё не было никогда. Некоторые издательства предпочли не демонстрировать свои новые разработки и попридержали их на пару недель или месяцев, опасаясь затеряться в толпе. В таких условиях шансы новой игры оказаться замеченной и разойтись тиражом в тысячу экземпляров в первом издании очень низки. В результате некоторые издательства выпускают больше игр в надежде на то, что какая-нибудь из них окажется хитом, и создаётся порочный круг. Обсуждения на форумах свидетельствуют о том, что многие игроки ошеломлены, если не расстроены, и вспоминают о старых добрых временах, когда ещё несколько лет назад игр было куда меньше, и каждую можно было изучить с чувством, с толком, с расстановкой, освоить и обсудить. Сегодня же многие игры «пробуются» и тут же забываются. А на какие-то, вообще, не обращают внимания.
Вероятно, на то существует масса причин. В результате кризиса в индустрии комиксов и видеоигр некоторые приходят в схожий — настольный бизнес, который всё ещё развивается. Благодаря техническому прогрессу затраты на издание небольших тиражей игр или книг уменьшаются. Старые увлечения – коллекционные игры и немецкие настольные стратегии – породили новую игровую среду, из которой теперь появляются молодые и талантливые авторы. И это не единственная причина.
Я – не коллекционирую игры, но я всегда старался хотя бы раз сыграть во все новинки, которые меня заинтересовали или как-то привлекли моё внимание. Теперь же их слишком много, и я больше не успеваю сыграть во всё. В результате я покупаю намного меньше игр, чем раньше и играю в проверенные временем классические настолки: Catan, Elfenland, Ticket to Ride и мои Citadels. Я ещё не дошёл до шахмат и го, но кто знает что будет дальше. Я также стал меньше интересоваться разработкой игр и уделяю этому занятию меньше времени, хотя на то есть и другие причины.
Как и раньше, я привёз дюжину коробок с играми из Lucca, и некоторые издательства до сих пор присылают мне свои игры, но я полагаю, в ближайшие месяцы в моей идеальной библиотеке настольных игр появится не слишком много новинок. Что касается моих собственных игр, я планирую выпустить ещё две или три настолки, а затем сделать перерыв. Думаю, гонка стала для меня слишком быстрой.
Должен сказать, что я понимаю Бруно. Сам периодически вспоминаю как на заре моего увлечения настолками каждая игра была буквально на вес золота. Как я ждал первую локализацию Каркассона. Как нёс домой первое издание Цивилизации (которая Mare Nostrum). Как изучал Дремучий лес и как мы играли в Господин Великий Новгород. Как мы впервые заказали игры из Америки и радовались новинкам, которые у нас в стране было не достать.
Но со временем у меня стало очень много игр. И ощущения от новинок притупились. Поверьте, это совсем разные чувства: получить и освоить новую игру когда у тебя в коллекции их пять и когда их у тебя пятьдесят. Раньше это был восторг, это были эмоции, это было прикосновение к тайне. Ты открываешь коробку, ощупываешь компоненты, разглядываешь их. Потом берёшь правила и погружаешься в дивный новый мир. Сейчас — это по большей части рутина. Я точно не знаю во сколько настолок переиграл, но после сотой ощущения точно уже не те, что раньше. Нет, мне и теперь интересно увидеть компоненты новой игрушки, изучить её правила, но такой тяги, как была раньше, уже нет. Точнее, раньше меня тянуло к каждой новой игре, а теперь — далеко не к каждой. Например, за последние полгода через мои руки прошло десятка три новых игр. Из них по-настоящему интересны были мне единицы.
Потому что хобби превращается в потреблятство. Механика подменяется красивой картинкой на коробке и аляповатыми компонентами с однотипным артом.
Как сказала фрекен Снорк Хемулю: «теперь ты не коллекционер, а обладатель. И это уже не так интересно.»
А классические го и шахматы переживут еще всех и вся.
>> В результате некоторые издательства выпускают больше игр в
>> надежде на то, что какая-нибудь из них окажется хитом
Вполне обычный принцип в любой индустрии развлечений.
Киностудии выпускают по несколько фильмов, из десятка может быть только один становится хитом, но он окупает все десять.
Игровые студии выпускают больше видеоигр — с тем же расчётом.
Издательства выпускают больше книг.
Вобщем, вполне нормальная практика. Разумеется отдельных режиссёров, писателей и геймдизанеров это может не устраивать — шибко большая конкуренция. Но это ровным счётом ничего не говорит об упадке индустрии в целом.
Паникер ваш Файдутти… Это нормальная тенденция в современном обществе — информации все больше, и больше, и от этого никуда не деться. Не, ну, конечно, в лесах еще нет интернета и газетных киосков… Но в обществе сейчас всего много. Очень много. И здесь срабатывает естественный фильтр любого человека — он будет, в конце концов, смотреть только на те вещи, которые ему интересны, покупать только то, что по каким-то причинам он решил покупать всегда.
Проследить цепочку дальше не представляет труда — в какой-то момент подавляющее большинство людей перестает смотреть на все, и сосредотачивается только на некотором, причем это некоторое в каждой абсолютно области сужается до вполне приемлемых количеств. Так происходит выбор, и соответственно, формирование «избранных» — хитов.
Все это значит, что будет первый эшелон, и будет второй эшелон. Вот и все. Никакого заката, упадка и т.п. Есть продукты питания, которые у всех на слуху, а есть попытки каких-то производителей встать ними на один уровень. Есть рок-группы, которые собирают стадионы в 20.000 человек, а есть те, кто не может продать свой первый альбом. Есть компьютерные игры, которые, если не все ждут, то точно уж все о них слышали, а есть инди-разработки и молодые открывающиеся команды разработчиков. Примеры приводить можно еще страницы 3-4, но суть не меняется — есть первые, и есть вторые.
С настольными играми из-за перенасыщения таковых во всем западном мире (но не в России пока что!) происходит та же самая вещь — появляются (или утверждаются) передовики, и пробуют себя в этом деле молодые и активные. И, как и во всех приведенных выше отраслях, новичкам можно сделать ставку на следующее:
а) подмазаться под «старшего брата», стать не в противовес ему, а заодно;
б) всегда идти в противовес, быть новатором и законодателем моды настольных игр всегда и везде, пока, через N лет не засияет новая, твоя, звезда;
в) идти на безопасном расстоянии от «старшего брата», прося и принимая помощь, но и иметь смелость в нужный момент погнуть свою линию.
Эволюция, но никак не упадок(:
Не эволюция, а потоковое и неразборчивое потребление.
И вобще логика у него странная. Выпускали много комиксов — было плохо, стали выпускать мало комиксов — тоже плохо. Что ему надо-то?
Подозреваю, что у него просто творческий кризис и депрессняк. Он оглядывается на свою жизнь, и ему кажется, что он пошёл не тем путём. Неудовлетворение от своей карьеры он переносит на всю индустрию в целом.
не хотите пищевого отравления — не жрите все подряд. Вкусного в абсолютных значениях меньше не стало и не станет. А рассусоливания про траву, которая была зеленее и горы, которые были выше — признак усталости говорящего, а не вырождения того, о чем идет речь.
Что уж тут поделать если 95% всего г…
@Юрий
В отличие от фильмов, компьютерных игр, комиксов и музыки, которыми можно наслаждаться в одиночку, для настольных игр нужно сообщество.
И вот тут главный минус — больше игр, больше сообществ, которые «по каким-то причинам будут покупать всегда», но при этом очень маленьких. А это уже реальные проблемы с поиском хороших игроков в хорошую игру.
И, если честно, я нечто подобное наблюдаю уже сейчас и уже в России. Хорошо еще, что обсуждают стратегии в Агриколе, Мемуарах, Dungeon Lords (FFG-шными играми я не интересуюсь, тоже наверное есть). Однако, у кучи хороших игр (хотя бы из топ-100 того же BGG) всего с десяток фанатов (здесь, у нас) и никакого сообщества не возникает, увы.
Если эта проблема и есть на Западе, то до России ей еще далеко. У нас, в основном, продаются знаменитые игры, проверенные временем. Так что, небольшой железный занавес, который еще остается между Западом и Россией имеет и положительную роль: он является и своего рода фильтром, который пропускает то, на что стоит обратить внимание.
Эта тема касается недавно обсуждаемой темы «Как не погибнуть под лавиной…». Например, мы еще не тонем под этой лавиной. Наверное, мы еще новички в мире настолок, но для нас каждое новое приобретение является событием. Мы, в основном, не стремимся за новинками, а покупаем игры, которым не один год, но которые зарекомендовали себя как Настолки с большой буквы. Также мы покупаем, возможно, не очень зарекомендовавшие себя, но недорогие настолки, чтобы неудачная покупка не была сильным ударом по бюджету.
Как много бы не выпускалось новых настольных игр (Или других произведений искусства: книг, фильмов, музыки), игры, сделанные талантливыми авторами, сделанные с душой и со знанием дела, смогут подняться над другими продуктами и найдут своих поклонников.
Надуманная проблема. Файдутти постарел, у него кризис. То он меняет карьеру (основную, а не настольческую) в осень своей жизни, то «уходит из настолок», то вот это — устал и постарел, кризис и депресняк. Ничего не слышал про миссис Файдутти… а ведь «жениться, барин, надо» — давно уже.
@Xneg
Не надо усугубления и поиска проблемы там, где ее нет. Начнем с того, что все люди, играющие в настольные игры делятся на 2 типа. Первые по-настоящему интересуются настолками, покупают их, изучают, и впоследствии рассказывают правила и «ведут» игру в компаниях. Эти люди зачастую в курсе всех событий в мире настольных игр, посещают подобные этому сайты и форумы, стараются быть в гуще событий. Вторые приходят играть в настольные игры только потому, что они впервые о них услышали, или просто видят в играх еще один способ провести свободный вечер. Эти люди приходят по приглашению, а если и являются инициаторами, то с легкостью отдают «бразды правления» более сведущим игрокам — из первой группы.
Так вот круг настольщиков формируют люди из первой категории. Они создают те самые общества, о количестве которых ты (можно на «ты»?) и беспокоишься. А теперь вспомним, что люди из первой категории стараются быть в гуще событий. Так будут ли они играть в те игры, которые имеют дурную славу? Точнее так — будут ли они настаивать на том, чтобы круг друзей (состоящий из людей второй категории), собравшихся вечером для игр, играл в плохие игры? Вопрос как мне кажется риторический.
Сейчас сообщество настольщиков едино. Я люблю отечественную рок-музыку, и люблю то, что сейчас происходит в России с настольными играми, сравнивать с эпохой Питерского Там-Тама, где начинали все молодые рок-музыканты того времени, где все были одной семьей. Но спустя 15-20 лет (то бишь сейчас) разве слушатели делают выбор между Пилотом или КинО? Или КиШом и Бригадным подрядом?
То же самое, повторюсь, и с настолками. Они только приходят с Запада, адаптируются в России, гики выбирают из всего потока лучшее, и предоставляют это для игры всем остальным. Небольшие разночтения — играть в Кингсбург или Агриколу; Борьбу за Галактику или Пуэрто Рико — всего лишь дело вкуса, и никак не отразится на тенденции в целом. Так что твои опасения по этому поводу лишни(: Все-таки это не выбор между ККИ, варгеймом или филером.
Не думаю что сейчас можно разглядеть кризис в мире настолок, скорее наоборот.
> Но со временем у меня стало очень много игр. И ощущения от новинок притупились.
Через мои руки прошло всего в районе 60 игр. Я никогда не стремился заполучить каждую новинку. На это нет ни времени, ни средств, ни желания. И всеравно половину из игр я продал. Их сложно хранить, их всеравно не переиграть, и наконец даже после предварительного обзора только половина игр оправдывает (или превосходит) ожидания.
На сегодняшний день мне просто очень сложно из новинок (или старинок) найти то, что мне бы хотелось заполучить, но если такая игра появляется на горизонте, то ни о каких «притупленных ощущениях» речи не идет.
Наоборот, на мой взгляд настолки еще не достигли того совершенства, при котором можно было бы сказать что все, больше тут изобретать нечего.
@Юрий
Я говорил как раз про первую группу людей.
Играю я, увы, не так уж много и не в так уж много, однако более-менее слежу за отечественными игровыми событиями года с 2003. Людей было мало, игр еще меньше, но те игры, что были, обсасывались до косточек.
Сейчас людей больше, а игр, которые проходят сквозь них, еще больше. Причем, чем опытнее (первее, в твоей категории) люди, тем больше игр проходит сквозь них. И когда заказ оттуда делом вполне обычным, каждый стал покупать «свою» игру и все разбрелись по сути по углам.
Хотя, я допускаю, что это мое брюзжание — «раньше и трава была зеленее».
Типичный дурацкий европеец. Вместо того, чтобы размножаться, фигней какой-то занимается. А во Фрации потом одни негры и арабы… =)
Надуманно. Просто на старичка навалило, разгрести не смог — вот и накатал маляву. Единственное с чем можно согласится так это с тем, что сейчас уже все настолки купить не выйдет. Приходится больше читать, ковыряться. В общем искать те самые иголки в стогу сена.
@Xneg
Я полагаю, что все, о чем ты говоришь, носит сугубо локальный характер. Потому как адекватно представить себе это все я смог только в масштабах одного-двух-трех клубах на весь город, причем не то чтобы сильно уж большой. Тогда действительно, такое имеет место быть — есть небольшая группа людей, которые приносят новые настолки, и играют преимущественно в них. Естественно, что другие гики делают то же самое, не желая присоединяться «к этим фанатикам», тем самым становясь такими же «фанатиками», но в противовес.
Но есть такой фактор, как ресурсы человека. Он применим и к фантазии. Когда фантазия на одну игру заканчивается — люди вынуждены искать другую, чтобы не умереть со скуки. Тогда-то и возможно «слияние» двух и более групп. Естественно, если не стоит выбор между ККИ, варгеймами, филерами и т.п. Ну, как я и говорил уже.
Я сейчас живу в Барнауле, и на весь город есть всего 1 клуб, который собирается раз в неделю. На этом фоне настольщикам просто делить нечего — их всего-то от силы человек 40-50, и игр примерно столько же. Так что — кто что принесет, в то и играют. Но, конечно, есть «любимчики», но это сказывается лишь в том, что в эти игры играют несколько чаще. Нет такого, что кто-то приходит группой играть весь вечер только в одну настолку. Пара партий подряд — легко, но потом освобождаются другие, и все играют дальше в разные настолки.
@Юрий
Я сейчас немного о другом говорю. Вначале одно свое замечание. Как мне кажется, обычные игральные карты и шахматы прочно вошли в историю и культуру не только и не столько из-за своей интеллектуальной составляющей, сколько из-за того, что не было альтернативы. Даже по Клюедо сняли фильм, потому что игре уже больше полувека.
А с учетом того, что игр выходит все больше и многие из них в той или иной степени хороши, глубокого проникновения не происходит.
То есть, в ту же Монополию, сколь ни плоха она, будут играть еще десятилетия, а вот вспомнят ли Агриколу через пять лет, когда выйдет еще один шедевр, уже сомнительно.
Мой вывод: больше количество —> меньше влияние. Имхо, разумеется.
В дополнение к вышесказанному. С увеличением количества игр уменьшается время на одну игру, так что, вполне возможно, даже не исследуются все возможные стратегии и варианты игры.
То есть, происходит то же, что и везде — мы выкидываем излишки еды, хорошую, но не модную одежду, меняем телефоны, не исчерпавшие ресурс.
А в том, что игры будут лучше, я, в принципе, не сомневаюсь.
Файдутти нужно посетить Украину или Россию ) Тогда он поймёт, что у них там не то, что кризис комиксов и игр, а можно сказать золотой век по сравнению с нами)
@Xneg
Как бы все верно, но только речь про людей, которым интересно все и они готовы играть во все без разбора.
Я полагаю что у каждой игры, которая этого достойна, вполне может формироваться свой круг любителей. Которые вполне могут обсасывать всякие стратегии и погружаться. 🙂
Шахматы, игральные карты, Монополия, Клуедо — это классика.
А какие произведения искусства становятся классикой? Те, которые являлись чем-то совершенно новым в своем роде. Ну, конечно, не только новым, но и несущим ценность.
Вот если Агрикола привнесла новую оригинальную механику, которая захватывает и которую хочется пробовать снова и снова, то да, ее будут помнить и через 10, и через 20 лет.
Неужели кто-то в здравом уме думает, что возможно создание «настольного» стартапа? Крупные игроки определены, а мелочь, если вписывается в бизнес-модель поглотят, не впишется — так сами и развалятся.
Есть другая сторона проблемы. Настольные игры будут дорожать. Т.к. производство в Китае дорожает. Альтернативы Китаю пока нет. Если крупняк благодаря своим объемам производства может регулировать рост цен — мелочь со своими партиями в 1000 шт. конкурировать по ценам не сможет.
@Xneg
Хорошо сказал.
Xneg
Отлично сказано, проблема не в играх.
@Xneg
А это уже проблема напрямую разработчиков игр. Либо кто-то создаст несомненный шедевр, который все вдруг и надолго полюбят, либо кто-то наконец-то включит в этом направлении голову, и перестанет переиздавать Зельеварение… Ну или что-то подобное.
Думаю, про шедевр разъяснять не стоит, все и так понятно. Была конкуренция, не было ее, а имя Микелянджело помнят все, как и Гомера, Понтия Пилата (да, для меня «игра» по-настоящему всеобъемлющее понятие, и «шедевр» соответственно), Магеллана и т.д. Они совершили поистине великие дела, по модулю. Поэтому их и помнят.
Что касается новаторства. Почему у всех на слуху Гарри Поттер, Джонни Депп, Билл Гейтс, Рамштайн, Герои меча и магии? Потому что они двигаются вперед. Гарри Поттер скоро обзаведется 7ой экранизацией, Депп снимается в фильмах «запоем», Гейтс толкает (или толкал?) свою Майку во все щели, любая рок-группа обязана баловать поклонников новыми альбомами, и, желательно, хитами, Герои выходят ориентировочно в марте 11 года, причем 6 часть. Идет постоянный процесс развития. Причем, внимание, одного и того же! И вот тут невольно возникает слово «бренд».
Если раньше игры запоминали потому, что ничего другого и не было, то сейчас надо убедить всех остальных, что ничего, кроме твоей игры в мире нет. Либо шедевр, либо серия. Вот по поводу развития соло-игр не знаю, а вот за развитие «сериалов» я готов поручиться. Это работает.
Агриколу запомнят тогда, и только тогда, когда (учитывая постоянные выходы новых шедевров, без иронии) на прилавки ляжет Агрикола 2, а за ней Агрикола 3.
@Юрий
Началось все словами «шедевр», «Микелянджело»… А завершилось «бренд» и «Агрикола 3″…
Интересно а кто нибудь пробовал продавать свои игры через инет в виде ПНП или посылать распечатанные варианты?
Ещё вопрос, в интернете иногда встречаются 3д игровые поля из бумаги, кто нибудь пробовал их склеивать и продавать?
Процесс ламинирования сейчас очень доступен, думаю склеенные поля из ламинированной бумаги будут достаточно прочными и выглядеть будут хорошо.
Вопрос только в том нужно ли это кому нибудь?
@Юрий
Герои меча и магии двигают прогресс вперёд? После третий части каждая новая версия это гвоздь в гроб Нмм и то что сейчас выходит шестая часть это потому что третья была настолько хороша что никаким дибилизмом,глюками и отвратными 3д буратинами, память о ней не испортишь.
@DedoK
Ещё как!
варгеймеры активно скупают игры у компаний «VPG» (если не ошибаюсь, там несколько таких компаний). Ну так вот, они делают эти игры на заказ. Понятно, что выполняя такие мелкие партии (вплоть до 1! экземпляра), не возможно задействовать большие типографские машины и прочую технику. Всё выполняется вручную. Практичкески в домашних условиях.
Выглядит это вот так:
http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i204/1010/af/6be9c10ffb4e.jpg.html
Ну чем не ПнП?
Такое производство сможет наладить практически каждый.
@SkyRover
Веселое фото! 🙂
Совет Dаши — это Soviet Dawn?
А Тне Яussiaи Civil Шаг — это Russian Civil War?
По правде сказать, я никогда не любил Файдутти и не считал его особенным профессионалом (постоянно тянет сравнить его с Клиффом Би из компьютерных игр), а сейчас и вовсе очевидно, что народ с этого блога разбирается в настольных играх лучше него :]
@Юрий
Вот не совсем согласен насчет мыслей о шедеврах. Все-таки, больше дело во времени.
Кроме Гомера с тех темных времен просто ничего не сохранилось.
До художников Возрождения, да, не было ничего, но после этого (классицизма) развелось столько, что понадобились импрессионисты, чтобы хоть что-то изменить.
Почему-то выходит так, что шедевры кино приходятся на его становление. Самые красивые автомобили тоже были в начале века.
Имхо, тенденция.
А вот насчет серий я согласен, тоже считаю это верным форматом. Но тут мы уже приближаемся к ККИ и варгеймам, с их различными редакциями правил.
@BGIdilliya
Сейчас в наше время «равных возможностей» каждый год появляется нечто новое в своем роде. А «Монополия» стало популярной, простите за каламбур, именно из-за своей монополии. Ну, не выпустили на следующий год тоже что-то экономическое, но с другой механикой, аля Power Grid. Или вы считаете, что в Power Grid (например) ценность механики не выше монополийной?
А вот с ККИ уже так не произошло. Только выпустили МТГ, как в течение ближайших лет вышло еще несколько. Кстати, по-хорошему, на плаву только МТГ, как первая, хотя наверняка среди последователей были и более хороший механики (об этом White, думаю, знает).
Разумеется, настольные игры в том виде, в каком они существуют сейчас, рано или поздно потеряют популярность, как они уже теряли в прошлом и не раз. Мода переменчива.
И причина будет примерно та же самая — компьютерные игры, только теперь уже в настольном исполнении.
Сенсорная панель будет выполнять роль игрового поля и ведущего (да, не придётся самому всё высчитывать и следить за правилами — умный стол сделает всё сам).
Для отображения скрытой информации (типа карт), будут использоваться или специальные откидные/отцепные экранчики или вовсе личные аппараты игроков — сотовые, айфоны, айпады, нетбуки и прочее.
Возможно и появление комбинированных игр, всё таки приятно не просто водить пальцем по столу, но и в руках что-то вещественное держать или опять же двигать. В таком случае сенсорная панель будет детектировать и фишки, и карты (правда и те, и другие скорее всего будут специальные и вероятнее всего не совместимые с другими панелями, пока не выработают общий стандарт).
В принципе, всё это возможно уже сейчас. Просто стоимость подобного комплекса получится порядка 10-12 килобакосов, поэтому о массовом потребителе даже мечтать не стоит, а следовательно большинство компаний вряд ли решится на такой риск.
Но та, которая решится, наверняка сорвёт банк, и за ней побегут более острожные повторюшки.
Разумеется, за рубежом придумают какой-нибудь новый звучный термин для нового типа игр — специально что-то дистанцироваться от традиционных board games, но не исключено, что в России (когда дойдут) они всё равно по привычке будут называться настолками.
@Xneg
На счёт автомобилей не согласен. Возьмите Ferrari California. Модель 2008 года. Отлично смотрится.
@Legion
Сравните с Bugatti Type 41 1936 года =)
Я не спорю, что все условно. Но конвейер — есть конвейер, и у него свои особенности.
Ага, типа это «на русском написано».
И самое главное — цена. Обходятся эти игры дешевле коробочных версий. Игры рассылаются в конвертах. Цены на игры (примерно) : от 10 до 30 долларов.
А по-моему проблема в игроках, и в их сообществе в целом, а не в индустрии. И именно на это и пытается намекнуть Бруно.
Прошли времена абстрактных настолок, когда ради того, чтобы побеждать отца/брата/друга в шахматы, человек был готов ночами учить дебютные энциклопедии и разбираться в вариантах эндшпиля. Подавляющее большинство нынешних настольщиков — казуалы, отношение которых к играм можно сформулировать словами «попробовал и забыл». Редкая настолка «достучится до сердца» настолько, что станет постоянным гостем на столе. Вместо этого, большинству хочется чего-то более нового, ещё и ещё.
Да и по настолкам, к которым игрок вроде бы прикипел, ситуация не столь однозначная. Вот, к примеру, у нашего Юры, вроде бы, наконец сформировался пул игр, в который он играет более-менее регулярно. Но станет ли он ночами изучать тактику любимых «Мемуаров», чтобы во время очередной партии, довольно улыбнувшись, сделать неожиданный ход? Думаю нет…
Изменилось само отношение к играм — из важнейшего средства развлечения и времяпрепровождения, они превратились в не более чем один из элементов развлекательной среды, на который, в силу восприятия большинством нынешнего темпа жизни, как очень быстрого, у многих ещё и нет времени.
@ZoRDoK
Он не меняет карьеру, если подразумевать род деятельности. (: Как был учителем, так и останется. Хочет разнообразить свои будни, и это легко понять, сколько бы человеку ни было лет.
Есть и продажи игр в pdf, и распечаток по требованию.
А вот под этим подпишусь. (:
@VDmitry
Что занимательно, слова Микелянджело и шедевр стоят в правильной хронологии относительно слов бренд и Агрикола 3. Другое время — другие нравы. Раньше Микелянджело творил шедевры, сейчас же какой-нибудь дизайнер ваяет очередную Готику… Будет ли это в итоге шедевром — покажет время, и только оно.
@DedoK
Я не берусь ставить знаки > < в частях Героев, не сравниваю их. Я говорю о том, что все находящиеся здесь прекрасно понимают, о чем мы говорим. Все знают о Героях, и это заслуга по твоим же словам, 3ей части! А разве 3я часть сама по себе — не продолжение серии? Были же Герои 1 и 2. Я только об этом — важно держать бренд на плаву, а качество оставим на совести Юбисофта с Черной дырой.
@Xneg
Безусловно, что шедевр, а что нет показывает время. Но тенденция «первого» не всегда верна, особенно если «первое» было всего лишь идеей и предпосылкой. «Первое» лучше запоминается на фоне того, что ничего другого и нет. Но превзойти можно все и всегда. Просто в один момент первая идея изживает себя, и на ее место требуется другая идея, берущая в расчет время жизни современников. Словарь Ожигова — шедевр. Но сейчас он актуален? Нет. Нужен новый словарь. И он станет шедевром впоследствии. Ни в коем случае не сейчас. Сейчас он — необходимость, продиктованная временем.
Я имел в виду немного не те серии. Варианты правил и т.п. — это все другое. Это можно считать дополнениями. Мне кажется, важно держать сам бренд. Пусть Агрикола — это игра про ферму с экономическим оттенком, Агрикола 2 — «игра про космос», а Агрикола 3 — «варгейм со взятками». Но все они — Агрикола, и любой, купивший Агриколу 3, будет знать, что есть еще 2 части, и наверняка, если ему понравится 3я, он захочет посмотреть и на предыдущие.
@Dan
Вот да, это как раз то, что я имел наглость поставить в укор Зельеварению с его переизданиями. Нужно что-то совершенно другое, новое, что возьмет своей неоднозначностью, смелостью в индустрии настольных игр. Самое банальное и очевидное — скопировать сериальность с других проектов, самое верное — придумать новую отрасль.
@Дима
Куча примеров как в этом году, так и в прошлом. Стартапы, которые побили основных игроков — правда, для гиков. К сожалению, чтобы пробраться в офлайновые магазины не достаточно сделать супер-пупер игру
Alien Frontiers, Troyes, Summoner Wars, Innovation, проект Indy Card & Board Games, проект Stronghold Games — новички, которые потеснили мэджоров.
согласен с Red_front и еще с фразой про пищевое отравление
На западе это — один из успешных бизнесов. Есть даже издательства, специализирующиеся на выпуске платных PnP проектов. Стоят они обычно по 2$ за игру — но там вы найдёте профессиональный арт и предпечатную подготовку материалов.
@oranged
Как это не меняет? Он же сказал, что является доктором одних наук, а хочет поучиться на доктора других, т.к. запарило математику преподавать.
В общем, о чём я — да, игр стало действительно больше, и за всеми не уследишь (я не говорю про поиграть и про купить). И именно наших игр, не детсадовских. Я подписывался до Эссена на все новинки, которые должны были быть на выставке представлены — и получал по 500-600 писем ежедневно с новостями об этих играх. Это не мыслимо. А многие проекты выходят не к Эссену.
Сейчас я стараюсь следить за тем, что может появиться в продаже, что получится купить. Поэтому отличные польские, японские и чешские игры по большей части приходится пропускать мимо.
САМОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ — то, что их игнорирую не только я, но и интернет-магазины (даже западные), как и наши локализаторы, которые знают о новинках в своей отрасли ещё меньше.
Файдутти кажется близко к сердцу принял статьи об апокалипсисе 2012 и решил, что и с настолками покончено 🙂
@ZoRDoK
Обычный человек не только не может следить за сотнями новинок, но ему это и не нужно. Он как минимум будет ориентироваться на отдельные жанры и темы, а также может знакомиться с рейтингами, обзорами выставок и т.п.
Два столпа современной подачи товара — реклама и уникальность. Без рекламы его не заметят и те, кому он может понравиться. Без уникальности его не выделят те, кто может заметить.
Причём качество, внешний вид, реиграбельность, даже оригинальность (которой может и не быть) и т.п. — это части широкого понятия уникальности.
@VDmitry
Файдутти — не обычный человек, если вспомнить, о чём мы тут вообще речь ведём. Он мало того, что разработчик и соавтор, так он ещё и претендует на ведение идеальной библиотеки игр (претендует на то, что эта библиотека — не только его личный топ), а также принимает у себя летом игросливки настольные.
@ZoRDoK
Проблемы Файдутти — еще не проблемы индустрии.
Сейчас кризис идей везде — в литературе, кино, музыке, живописи, скульптуре и конечно же в настолках. Связано это в первую очередь с тем, что обычным людям (не гениям) стало не в пример проще прежнего издать своё творение. И эта масса шелухи давит на всех.
А гениям всегда было пробиться труднее всех — из-за особого склада ума им для успеха как правило был нужен в друзьях какой-нибудь пронырливый менеджер, или — в современных понятиях — спонсор.
@Pard
Не смешите, какой кризис? Как снимали, так и снимают интересное кино, как писали, так и пишут. Как тяжело найти сейчас интересных современников и современное искуство среди тонн навоза, так и раньше было. Жемчуг на дороге не валяется. А кто первый его подымет и скажет громогласно: «Смотрите, други, это ж жемчуг!», — почёт тому и слава.
@ZoRDoK
Не правда. Донести до людей посредством интернета нечто убогое — да, стало легче. Раньше друзей и родственников мучили, теперь находят себе потребителей среди подобных себе.
А на издании подобной лабуды теперь деньги типографии делают, хотя раньше публиковали, да ещё и сами платили. =)
С чего ты взял? (:
Цитирую описание «идеальной библиотеки»:
This «ideal game library» is a regular column devoted to short reviews of a few games that I like and that I would like others to discover.
The games I didn’t like are not there, nor the games I’ve never played.
Оба утверждения за то, что это персональный топ.
@oranged
Обозвать что ли свой топ на Тесере «Величайшие Настольные игры всех времён и народов»? =) И скромно приписка снизу «… из тех, что мы с женой играли» 😀
@oranged
На самом деле, я на него обижен за Доминион. Фанская болезнь, так что можно не обращать внимание на этот стёб.
@ZoRDoK
Не, ну ведь он же не обычный человек. Вам так нельзя. 🙂
Предложение Юре.
В связи с регулярными ожесточёнными дискуссиями сделать кнопочку не «комментарии», а «обсудить на форуме».
По поводу будущего настолок…
Ближайшее (сенсорная панель с мультитачем): Трейлер R.U.S.E.
Чуть более отдалённое (удобные средства для просмотра augmented reality + управление жестами с помощью камеры): Трейлер Settlers 7
Почти уже настоящее: PIT Strategy: AR-настолка
Не настолка, но тоже интересно: Персонажи из Warcraft бегают по столу
Раз про меня вспомнили, расскажу как развился кризис в ККИ.
Нужно понимать что ККИ это сопутствующие товары расчитанные прежде всего на американский и японский рынки. Вышел новой фильм или книга, по ней почти всегда выпускалась ККИ, это в долгосрочной перспективе и вызвало все проблемы.
Было несколько факторов.
1. Голливуд сейчас обратился к неудобному направлению, не секрет что там фильмы выходят массовыми циклами, было время с циклом фантастики(Чужие, терминатор, Дюна и т.п.), потом цикл с мордобоем(всякие кигбоксёр, Рокки и т.п.), сейчас массово снимают фильмы по комиксам, отсюда и ККИ в последнее время выходили только с расчетом на детскую аудиторию.
2. Многие сравнительно крупные конторы, у которых было по 5+ игр, работали по схеме — одна игра локомотив, другие выпускались из серии «авось выстрелят», причем у них часто встречались оригинальные и интересные механики, на этом погорели например Decipher и Precedence, первые жили за счет Властелина Колец, вторые за счет Вавиона 5, как только лицензии на эти бренды закончились, игры умерли и утянули за собой этих издателей, что автоматом убило больше 10ка других игр (и это только у этих двоих).
3. Некотрые игры были убиты из-за маркетинговых просчетов, например великолепная игра от AEG — 7th Sea, они не ожидали такой популярности игры и первый тираж был быстро распродан, в итоге пришлось переиздавать (просто допечатать в ККИ нельзя, для соблюдения коллекционности тираж каждой карты строго ограничен), через какоето время и он кончился, игра была такова, что без первых сетов новым игрокам было нереально играть, в итоге третье переиздание, которое большинство старых игроков принять не смогли, т.к. вместо ожидаемого нового сета их снова попытались заставить покупать то что у них уже есть. Ещё они там с турнирами влияющими на игровую вселенную намутили, но это длинная история.
вобщем всё это привело к тому, что игр стало слишком мало, для существования ККИ как индустрии, специализированные магазины и клубы позакрывались, новым проектам и играм от небольших издателей просто негде стало продаваться и раскручиваться, в итоге мы получили то что сейчас имеем, МТГ которая давно уже не игра, а фактически вид спорта, Легенда 5ти колец, Покемоны и Ю-Ги-Ох расчитаные на специфичный японский рынок и несколько игр выпускающихся для узкого круга фанатов.
ФФГ правда спасли свои ККИ переведя их в формат фактически настольных игр(назвав их ЖКИ), это конечно повлекло отрицательные последствия для игроков (играть стало заметно дороже, турнирная поддержка фактически прекратилась и т.п.)
У нас похожий случай уже встречался с Правильными Играми, когда начались проблемы у ККИ Война (сама игра в этом почти не виновата, форс мажор по сути), три года небыло новых настольных игр выпущенных под её крылом, с выходом Эволюции правда появилась надежда на оживление. Может выше перечисленные факторы не сто процентно проецируются именно на настольные игры, но ситуация когда проблемы одной-двух основных игр производителя могут утянуть всё на дно, вполне реальны.
Мне кажется что то что сейчас происходит с настольными играми это естественно. Если раньше разработчиков были единицы, то значит это рынок был фактически не занят и в него повалил народ, ибо спрос был. И сейчас этот поток продолжает набирать силу. И вопрос только в том насколько долго он будет продолжать ее набирать, ибо раньше или поздно спираль сделает очередной виток и производимое количество игр превзойдет потребление. И тогда этот поток начнет затихать, оставив на плаву самых крепких. А потом пойдет новый всплеск, но уже, скорее всего, на другом уровне технического прогресса скорее всего, о чем здесь говорили.
Но может обилие новых игр это и не плохо, значит не исчерпан еще запас мысли.
Другой вопрос что круг игроков в настольные игры, меньше чем круг любителей кино, книг, комп игр, так как для этого нужна компания. А значит что и предел насыщения ниже. И здесь либо вскоре этот поток немного иссякнет, либо расширится круг потребителей.
Сдается мне что первое скорее.
Посмотрите сейчас на рынок компьютерных игр. Там сейчас почти нет новинок которые можно было бы назвать «шедеврами». Исчерпался запас идей… И игры завернули на второй круг. Sims3, Герои6, Мафия2, Ведьмак 2, Starcraft2, GTA4, Runaway3, Цивилизация5. Пробовать что-то новое рискуют только тяжеловесы, которые имеют серьезные мощности и запас прочности. Остальные не рискуют. Но сдается мне скоро эта мода пройдет и пойдут новинки, в которых будет что-то новое. Но к сожалению все равно их количество таково, что в этом потоке теряются «жемчужины» вроде psyhonauts …
Комп игры на мой взгляд в разы более расчитаны на казуалов (и держатся сегодня на них). В этом пожалуй большое отличие от настолок. Я могу ошибаться конечно, но всетаки настольщики более разборчивы в том, что едят.
@Dan
сдается примерно мне так и будет )
@VDmitry
если пойдет расширение аудитории настольных игр, то и количество «гурманов» уменьшится.
смотрите выходят настолки по тем же Варкрафтам, Старкрафтам, Думам. Идет расширение рынка за счет компьютерщиков. Выпускаются игры по фильмам — идет расширение засчет аудитории киноманов. Если сейчас выпустить ККИ по каким-нить Сумеркам, думаю это будут есть, какая б механика там не была.
@Dan
Нет и ещё раз нет. Будущее настолок к компьютерам не относится совсем. Точно также как театр не умер из-за кино, живопись — из-за фотографии, а велосипеды не пропали из-за мотоциклов.
Какое-то время назад, лет 40, будущим можно было счесть электронные викторины и т.п., где было какое-нибудь примитивное устройство на транзисторах, позволявшее делать выбор, путём выставления пинов в нужные места (у меня была такая игрушка). Лет 20 назад тоже самое можно было сказать о компьютерах. Десять лет назад — об интернете и играх по сети. Сейчас — о мультитаче. Это ничего не изменит.
@White
Отличный обзор, спасибо!
@White
Всё хорошо написано, вот только я не понял пассаж про увеличившуюся стоимость игры с переходом от модели ККИ к ЖКИ. Всё ведь наоборот, нет разве?
@NeviPerenni
Не будут. Так, поиграют и вернутся в родные пенаты MTG. Каждый год выходит более сотни MMORPG — но уверенное лидерство продолжают занимать WoW и линейка, которым сто лет в обед.
@ZoRDoK
Это не значит что такие вещи не будут появляться. И не будут оттягивать народ. Я не люблю читать книги с электронных носителей, я люблю бумагу и закладки. Но это не значит что многие не перейдут на электронные версии. Настолки и компьютерные игры сближаются все больше и все активнее. Многие игры переведены в он-лайн. Ибо так играть проще, не надо искать компанию. А компьютерные игры постепенно меняются в сторону «играйте вместе с компанией перед телевизором/монитором» ибо так веселее, чем одному перед монитором.
Очень сложно сказать к чему приведут все эти тачскрины с точки зрения настолок. Ну например в теории они могли бы помочь в играх, где сложные расчеты. Но ведь фишка в том, что расчеты должны быть понятны игрокам и проводить их было реально в голове, поэтому нафиг такая польза не нужна.
Сейчас мы обрисуем будущее настольных игр и отправим ответ Файдутти )
@NeviPerenni
Продавать такую игру негде, а малотиражные ККИ долго не протянут, это проблема специфики жанра…
@funny
Приведу простой пример, я решил собрать колоду на рыцарях в Игре Престолов, в неё нужно 3 копии одной карты, которая лежит в базовом наборе, чтобы добыть их мне придётся купить аж 3 базовых набора, достать оттуда эти карты, а остальные просто осядут как гора хлама. т.к. в больших количествах основная их масса точно не нужна. В ККИ ябы вскрыл дисплей бустеров, нужные карты оставил себе, а ненужные продал или поменял бы, здесьже все есть у всех, при этом существует реальная необходимость покупать по несколько совершенно одинаковых наборов. Отсутствие возможности както более-менее выгодно расстаться с ненужными картами, существенно влияет на финансовые вложения.
Сразу скажу, разделять карты на нужные и ненужные в фиксированных наборах нельзя, т.к. тут всё как в ККИ, метагейм постоянно меняется и то что не нужно сейчас, вполне реально будет необходимо потом, и если сейчас отдать часть карт, вполне реально что в будущем вместо обратного обмена, придётся в очередной раз покупать одни и теже наборы.
Новые шедевры за последние 2 года от крупняка Batman: AA, Left 4 Dead, Valkyria Chronicles, Plants vs. Zombies, Dragon Age: Origins, Dead Space.
От небольших: Half-Minute Hero, King Arthur: The Role-playing Wargame, World of Goo, Scribblenauts, Big Bang Mini, Picross 3D, Super Meat Boy, Braid
В полемику — хорошие игры или плохие, равно как и в полемику консоли против ПК, вступать не буду.
Нет ничего плохого в развитии бренда — Цива5, равно как и NFS:Shift, Race Driver: Grid, Dawn of War 2, Fallout 3 и даже Mass Effect 2 всё же серьёзно отличаются от своих предшественников, чтобы говорить «не могут придумать ничего нового».
@White
Может этого от того, что несмотря на смену формата ЖКИ->ККИ вы сами отказались менять формат и продолжаете собирать колоды как было раньше? Вместо того чтобы открыть коробку/две/три и играть.
Ну впрочем возможно дело и в самой фальшивости формата.
Их и надо собирать как раньше, ЖКИ убил коллекционирование но не дек-билдинг.
@Дима
World of Goo и Braid — шедевральные и свежие вещи, тут не поспоришь.
Но все равно процент сиквелов, приквелов и прочего сильно увеличился за последние годы, а здесь все-таки идет доработка, шлифовка и обыгрывание старого материала. Это все равно не вещи с нуля. Фирмам сейчас проще работать на проверенных именах.
Да и DragonAge — это по сути BaldursGate, только в новом сеттинге и новой графике.
@White
ЖКИ не стоят на месте http://www.fantasyflightgames.com/edge_news.asp?eidn=1022
Я думаю и с кор сетами они в будущем сделают подобную штуку, будут все карты и список стартовых колод. И не надо ни с чем расставаться.
@White
Да, но при вскрытии бустеров, ненужного хлама, по-моему, остаётся гораздо больше 🙂 Я даже не представляю, сколько нужно их купить, чтобы собрать нужную тебе колоду. Кажется, никто так никогда и не поступает, карты выменивают и покупают синглами. Если уж понадобились эти рыцари, то надо их выменивать у того, кто колоду на Дозоре собирает, например (ну или какие там деки есть, я просто не знаю).
@funny
@White
FFG это уже учло, новые чаптер паки для ЖКИ выпускаются в формате 10 карт по 3 штуки. Кор сеты тоже думаю со временем поправят.
Ни на чём не основанный снобизм и претензия на элитарность, присущая всем малочисленным группам. Я не вижу в казуальности ничего постыдного, а в хардкорности — ничего заслуживающего особого уважения, но тем не менее я не согласен с высказыванием, что компьютерные игры более казуальны, чем настольные.
Вы посмотрите какие качества настольных игр сейчас являются главными добродетелями в обзорах.
1. Быстрый сетап.
2. Лёгкие правила, которые быстро объяснить непосвящённому.
3. Непродолжительное время партии.
4. Простая механика, чтобы поменьше считать.
5. Чтобы игроки не выбывали из игры (т.е. по сути беспроигрышность).
6. Красивый арт и компоненты.
Все эти пункты — это критерии казуальной игры. Почти любая флеш-игра им соответствует. То есть казуальность равная и там, и там.
Да, в настольном мире есть игры, в которые трудно научиться играть за один вечер, а уж чтобы научится выигрывать нужны порой годы (и они кстати теряют популярность). Но и среди флеш-игр я могу вам подсказать парочку, которые прогреют мозг до 100 градусов. Это на флеш! Что уж говорить про серьёзные десктопные игры.
Они хоть и не умерли, но скукожились. Как часто вы бываете в театре? А в кино? Как часто вы позировали художнику? А фотографировались? Ну велики ладно, велики не скукожились 🙂
Всегда найдутся люди, у которых с той или иной вещью или явлением связаны тёплые чувства, и они будут продолжать любить это не смотря на прогресс. Они найдутся, но их мало.
До сих пор есть любители ZX Spectrum или Commodore 64. До сих пор есть люди, предпочитающие фотоплёнку цифре, и кстати их можно понять. Есть люди, которые верят, что лучшие усилители — ламповые. Есть те, кому ни какие дивиди и блюреи не заменят винил. И вот много таких маленьких группок, которые где-то не поверили в прогресс и свято чтут свои архаичные (с точки зрения остальных людей) вещички.
Останется такая группка и от настольщиков. Они будут всех уверять, что картон и пластик — это труъ, а тачпанели и бодитрекинг — ересь и отстой.
Их будет мало, но они будут жить, да. Правда, из-за резкого уменьшения количества потенциальных партнёров по игре, им придётся:
— либо, скрепя сердце, выбирать play-by-email, play-by-forum, play-by-facebook — хоть это и не совсем труъ, но если рядом с компьютером выставлять пластик на картон, то нормально;
— либо играть в соло, в том числе выдумывая соло-правила для совершенно не предназначенных для этого игр;
— либо просто тупо коллекционировать: собирать коробки и не играть вообще. А что, тоже хобби.
Вобщем закат картонных настолок не то, чтобы прям совсем неизбежен, но шансы достаточно велики. Бруно не прав в том, откуда придёт закат. Он считает, что настолки сожрут себя сами изнутри. Я считаю, что как уже было не раз, опасность исходит от компьютеров. Ну или от планеты Нибиру. Вобщем, извне.
Расчёты можно неплохо визуализировать. Конечно, тут многое зависит от таланта художников, дизайнеров и программистов, но при правильном подходе даже расчёты из Курска могут смотреться красочно и понятно. И после нескольких партий многие игроки смогут рассчитывать уже в уме, потому что будут мысленно рисовать себе картинку, как на экране.
мда…
а кошара на фотке прелестный…
@Dan
Я возможно не точно выражаюсь. В комп играх никого не интересует механика (реализм там превыше всего), а в настольных это одна из важнейших составляющих.
@Dan
Пусть меня поправят местные знатоки настольных игр если я ошибаюсь, но современный этап развития соответствующей сферы берет начало на заре 90-х и говорить о его нисходящей траектории не приходится. Что-то похожее происходит и в мире компьютерных игр. Если бы это были настолько взаимоисключающие процессы, настолки уже сейчас были бы редкостью.
Ко всему прочему у НИ всегда будет главное преимущество — особенная атмосфера, связанная с межличностным общением.
В свое время я много играл в компьютерные игры, сейчас не играю вообще — это просто не интересно. Исключение — HoN. Если бы я располагал большим количеством свободного времени, то играл бы в эту игру. Что касается настолок, хотя в них играть приходится не часто, есть много таких, которые бы хотелось попробывать.
Кстати почему-то считается, что настолки отличаются от комп игр реальным общением. На мой взгляд это не единственное, а может и не самое принципиальное отличие. Не менее важно что они отличаются механикой (с расчетом на свою аудиторию). Вы попробуйте на компе найти что-то похожее на Battlestar Galactica или Power Grid.
Я прошу прощения, что встреваю в дискуссию, да ещё и не по теме.
Доброго времени суток, Стас. Давненько нигде Вас не видел. Не могли бы мы в какой-нибудь менее открытой переписке (IM, e-mail, мобильная связь, может быть, как Вам удобно) обсудить ситуацию трёхлетней давности, когда я так и не получил свой заказ (LOTR TCG: 2 дисплея бустеров 1-го сета, 1 дисплей стартеров 2-го сета, 2 дисплея рефлекшнса) или возврат отправленных в качестве предоплаты за этот заказ 8400 рублей?
@Dan
Вы обзоры где читаете? Что-то не припомню таких плюшек. Быстрый сетап — не ключевой элемент. Лёгкие правила — это что за зверь? Время партии решает, только если в совокупности с интересной и высоко конкурентной механикой, что вы не учли в пункте 4. Пункт 5 — вообще нонсенс для америтреша. А кто против красивого арта и компонентов, я даже не знаю.
@Dan
Пару лет назад я увлекался искусством, часто бывал в театре, музеях, на выставках, в кино так вообще ходил чуть ли не каждую неделю несколько раз. Я знаю разницу в этих видах искусства, и да, их сравнивать — нормально, ничего зазорного. Только говорить о смерти — рано. Чисто функциональные или уникальные свои стороны живопись, театр и настолки конечно утеряли, став из безальтернативного развлечения либо элитарным, либо самобытным.
@Dan
Спор какой-то хилый, хочу сказать. Вы, наверное, не в курсе, что 8bit в музыке сейчас в моде, ремейки старых фильмов и комиксов — тоже. Вот и настолки подтянулись. Надоело уже гнаться за футуризмом в форме, люди находят смысл в содержании.
@VDmitry
В играх под механикой разумеют вообще-то суть игрового процесса. В комп играх её тоже ценят превыше всего. Если вы любите shoot’em up, или манчкинство, или казуальный кликер — вы будете выбирать соответствующий тип игр, а внутри него ориентироваться на графику.
@VDmitry
И всё таки основное — реальное общение, да и глаза не устают. В голову многим наконец-то приходит простая мысль — как можно отдыхать за компом, если за ним же и работаешь?
@White
Отличная мини-статья, большое спасибо за своеобразный ликбез.
По теме- вообще очень интересно было почитать, почти всё по делу, конструктивно и поучительно, с чем то соглашаешься, с чем то нет…Это вам не тема по Курску!)
По-хорошему, настольные игры постарше комиксов будут 🙂
Игр действительно издается много, но и «фильтры» стали совершенней. Раньше, купив фуфло в яркой обёртке, можно было пожаловаться разве что дворовой компании. Сейчас — весь Интернет внемлет горе-бета-тестеру… и мотает на ус.
Опять же, обзоров и обзорщиков в Интернете — на все вкусы и цвета.
Упадка нет, есть плАто: состояние, когда идёт накопление критической массы новых идей (ведь почти о каждой игре пишут, что в ней есть какая-то интересная находка или новый взгляд на какую-то старую «фишку»). Очередной сетап, если угодно 🙂
Не ищут ли господа подтверждения зрелости своего увлечения? Со временем всё блекнет для нас самих, а не само по себе. Оно начинает требовать какого-то более серьёзного излияния. Серьёзных соперников, побед в турнирах, собственных проектов… У вас вот есть блог. А большинство бросает.
Дети счастливее всех. У них ничего ещё не было.
с уважением
О да, я вот время от времени нинтендо-кор слушаю. (: Horse the Band — пример такой музыки.
P.S. Кстати, у них есть альбомчик по черепашкам-ниндзя. (:
Что-то я не вижу поводов для огорчения. Выпустили больше новых игр. Никто же не обязывает их немедленно раскупить и попробовать! Наоборот, есть прекрасный запас, из которого из года в год можно будет доставать игры, которые будут новыми по факту. Так что даже если вся индустрия настольных игр внезапно рухнет (во что сложно поверить, учитывая состояние дел на сегодняшний день), то у нас есть огромный (практически неисчерпаемый на однного человека) запас игр. И даже если темп издания настольных игр будет непрерывно расти, то и это не повод для печали, так как в таком случае множество новых интересных проектов достигнет издания!
Ну и наконец, как уже выше писали, каждый отыскивает что-то своё, что потом будет им освоено глубже и даже, возможно, выведено на новый уровень. Я например в этом году открыл для себя Battles of Westeros и теперь никак не оторвусь от неё ибо она для меня бесподобна.
Цитаты из обзоров, автор которых вам прекрасно знаком 🙂
«… Всего того, без чего игра могла бы и обойтись, что её затягивает, но и вносит дополнительные грани реализЪма … Игре даю 9 баллов – и только за немаленькие партии не 10″
«Разбирали мы маркеры около 4-х часов.»
«Сбавил ей бал (8 из 10) за слишком большую длительность партии – 4 часа ушло на то, чтобы рассказать правила и, практически проиграв, сдаться»
«В общем, зашить, и – в холодильник. 6 баллов – за беспощадное к нам время игровой партии.»
«Карточная игра с механикой от Rummy, довольно простая, с непереведёнными карточками на немецком языке – она захватывает всех простотой игрового процесса и возможностью хорошо прикинуть свои шаги в обогатительной гонке.»
Если бы я расширил список авторов, то примеров было бы значительно больше.
Попробуйте найти хоть один обзор, написанный на полном серьёзе, а не с сарказмом, в котором бы восхвалялась длительность подготовки, объяснения правил и самой игры. Что нибудь типа: «вообще подготовка к игре обычно занимает час, но мы решили растянуть удовольствие на два».
По поводу лёгкости правил. Сравните игру, в которой надо бросить кубики и самостоятельно в уме(!) сложить количество солдатиков и гранат, с игрой, где необходимо просуммировать стопочку карточек, разделить, добавить сдвиги, сверится с табличкой… Какая игра более популярна и получила больше положительных отзывов? 🙂
Во первых ненужно все ККИ под одну гребёнку собирать, если взять туже Магию, то для обычной домашней игры это дешевая ККИ, сами карты стоят копейки, просто для активной турнирной игры нужно постоянно покупать новые и новые сеты. Если для примера взять туже Игру Престолов ККИ, то там были два фактора серьёзно снижающие затратность, во первых отсутствовала так называемая ротация сетов и при желании можно было ходить на турниры с колодой собранной 5-6 лет назад, баланс в игре позволял при этом рассчитывать на победы, во вторых редкие карты были как правило колодообразующими, ненужно было набирать их в огромных количествах, для многих колод достаточно было 2-3ёх, чтобы обрисовать основную идею.
Никто мне эту карту обменивать не будет, потому что любой разумный человек понимает, что даже если сейчас она ему неочень нужна, карта хорошая и если через год-два-три приспичит собрать колоду в которой она будет полезна, взять её будет неоткуда, разве что в очередной раз вскрывать Кор Сеты.
Сути проблемы это всёравно не меняет, в чаптер паках так или иначе редко встретишь больше 2-3ёх полезных карт, остальное это мало понятный хлам, который бессмысленно обменивать.
Читаю я все это и меня не покидает чувство дежавю, что нечто похожее я уже где-то читал.
И тут меня осеняет — точно такие же мысли, только о книгах, высказывает Умберто Эко. Знаменитый писатель, профессор с мировым именем. Он жалуется за ЗАСИЛЬЕ КНИГ. Потому что ему лично каждый день приходит порядка десятка и он просто вынужден их раздавать. И, опять-таки, из кучи хлама найти что-то ценное очень сложно. В итоге, как он пишет, вместо того, чтобы читать новое, просто перечитываешь старое.
Может и нас так ждет? Лет через пять будем рубиться в Пуэрто-Рико и старые варгеймы? 🙂
@Dan
А зачем? Зачем сложно если можно легко?
По поводу откуда и куда? Современные игры как это не порадоксально уходят корнями как мне кажется в три источника:
карты; абстрактные: шашки, шахваты, го, нарды; игра в солдатики.
Конкретно еврогеймы взяли много из механик карточных игр.
Так вот говорить о закате настолок, это все равно что говорить о закате карточных игр. Да и класические игры на доске не страдают от потери популярности, зайдите в любую армейскую часть в любой точке земли.
Да повидимому когда таблеты станут более распостраненными и смогут синхронизироваться в единую сеть нас ждет новый виток игр. Но как они будут быглядеть и что возьмут от настолок вопрос неразгаданны. Пока что лишь ясно что проникновение таблетов будет довольно быстрым. Я даю 3 года.
@oranged
Надо будет заценить =) черепашки — наше всё. Но моя самая любимая музыка — из игры Womp EM. Вряд ли, правда, кто-то по ней сделал композицию. http://www.emu-land.net/?secid=13&act=showonly&id=1642
@Dan
В Курске примитивные и лёгкие правила. Много нюансов, которые не сразу можно запомнить, но правила там не сложнее «Русалочки».
Лучшие игры, как цитирую Таммельсона — легко освоить, сложно стать мастером. А если игровая механика убога, как к в олдскульных варгеймах типа Курска, то её приходится дополнять многочисленными исключениями, нюансами и уникальными для каждого элемента объяснениями. Вы просто не хотите видеть разницу между элегантностью и примитивностью правил.
Умберто Эко — просто старикан, пожилым людям совершенно не интересно новое, т.к. обманчивая иллюзия новизны уже не обманывает их. Думаете, Маркес что-то читает новое, или Стругацкий реально от корки до корки все присылаемые ему книги впитывает? Неа.
Да я разве осуждаю? 🙂 Я просто констатирую факт.
@White
Уважаемый White, прошу Вас откликнуться на моё сообщение. Если по каким-то причинам Вам не хочется обсуждать обозначенную выше тему здесь (хотя бы потому, что это оффтоп, например), прошу Вас написАть мне на e-mail: m.on.k[at]mail.ru .
По теме: как уже говорили некоторые люди здесь, большое количество новых настольных игр ещё не означает, что среди них не будет хороших, просто их будет сложнее найти.
Так и какой из этого вывод? Я про «обманчиваю иллюзию новизны». Выходит, он прав же.
А Эко я привел в пример, потому что, в отличие от Маркеса или Стругацкого, он ведет колонку в газете, выступает с лекциями, выпускает чисто научные или публицистические книги, так что «старикан» вполне себе актуальный.
@White
«Сути проблемы это всёравно не меняет, в чаптер паках так или иначе редко встретишь больше 2-3ёх полезных карт, остальное это мало понятный хлам, который бессмысленно обменивать.»
Дак процентов 70 карт каждого нового сета в МТГ не просто мало полезный, а бесполезный хлам, который играбелен в лучшем случае в limited. И хлам этот никому ненужен, многие его сразу после драфта/силеда выбрасывают. более того все 15 карт бустера могут оказатся ненужным хламом. тогда как LCG такой проблемы лишена.
ну и в вашей ситуации вы скажем собираете колоду на рыцарях но никому не отдадите хорошие карты ночного дозора — вдруг решите его собрать через год. В ККИ люди с таким же взглядом на вещи не обменивают хорошие карты пока не соберут их больше комплекта. Большинство же игроков как правило легко обменивают ненужные им хорошие карты.
@ZoRDoK
Ты бы полегче на счёт примитивной механики. Если механика даёт не то что ты от неё ожидаешь от этого она не становится примитивной.
Классические варгеймы требуют механику которая бы давала реалистичный результат боя. Она это выполняет на ура. Отсюда куча ньюансов потому что это в принципе не описывается примитивными алгоритмами. Вот для меня механика Мемуаров и Отрядов и Флагов примитивна, я вообще считаю эту серию игр мошенничеством и выбиванием денег. Просто я жду от механики варгейма не того же самого что и ты. А то прямо крупный специалист по классическим варгеймам.
у «стариканов» все меньше остается времени, чтобы впитывать всякую и всякое.
Что такого может быть революционного и интресного в битвах кубиков, которые тут недавно аноснсировали, так очередная отрыжка. С возрастом, Слава, начинаешь читать, смотреть и в нашем случае играть в то, что тебе действительно интересно, а не искать новых и сомнительных удовольствий.
Бруно, я завсегда не долюбливал, его ворчание это, как ты верно подметил, очередной кризис в его собственной жизни.
@Tanone
Epic War-game Snob detected.
> Классические варгеймы требуют механику которая бы давала реалистичный результат боя
Бред это все и разводилово. Что Мемуары, что любой трушный вар-гейм эмулирует конфликт с тои или иной степенью условности.
Вот объясните мне дураку. Почему сносить отряд с одного кубика – это жильничество и не варгейм, а уныло считать силу атаки от дальности и брони, использовать 3 типа огня, также уныло считать повреждения торса, башни, гусениц – это что ни на есть варгейм.
Я тоже заказал Battles of Westeros с дополнением) Скажи, а ты с правилами как? с английским на ты? просто не представляю, как я всё это буду переводить, когда придёт…
@long
Сносить отряд с кубика это где?
Считать силу атаки и повреждения торса, башни и гусениц это где?
Они абстракция. Но в разной степени. А игры Борга вообще разводилово. Куча дополнений (скармливают небольшими кусочками, чтобы не соскачили). Соотношение количества отрядов с бросками кубиков выводит рандом на дикую высоту, когда хвост виляет собакой. Ну а карты приказов вообще механизм который для тактики не подходит просто, как минимум в таком исполнении.
А называть меня снобом. Нуууу. Тогда вы тоже сноб но по другой части.
Я ненавижу систему Борга по конкретным причинам. Я их уже высказывал, убеждать фанатов дело пустое и делать это еще раз я не буду.
В основном ей можно простить все огрехи механики, но то что она забирает игроков у нормальных варгеймов простить нельзя. Она настраивает мозги игроков таким образом, что в нормальные они никогда играть не будут.
Вот кстати на форуме о настольных варгеймах появилось описание партии в Курск, который так немилосердно облажали. Вменяемое описание двух игроков, которые понимают что они делают и как надо с такими вещами как Курск обращаться и куда смотреть чтобы получить удовольствие. И раскладка у них заняла час (и то могла быстрее пройти, если бы один не лопухнулся), а не 4 часа. И сыграли 2 тура за час и сценарий закончился победой одного из них.
Не переживай, добрые люди помогут 😉
@Tanone
Варгеймщики — сумасшедшие люди =)
@ZoRDoK
Да нет. Просто они от игры ищут другого удовольствия.
Ну например намного круче когда выстрелил не какой то безымянный солдат, а именно Петя Иванов. Потом в бою участвую не абстрактные отряды из 4 солдатиков, а конкретные бригады или полки, при чём у каждой может быть свои тараканы в смысле модификаторов. Они мало влияют на бой, но удовольствия дают массу, кроме того в правильной ситуации могут и выстрелить. И собствненно весь бой это поиск таких правильных ситуаций.
@Tanone
Открою вам глаза, та же хрень как модификаторы отрядов, так и то, что может означать тот или иной отряд, есть и в Мемуарах. Нужно тока не поленится зачитатать исторический бэкграунд к миссии.
Хаха! Насчет «Мемоир» и жульничества смешно сказано! Никто же не заставляет покупать допы, по идее базовая коробка дает все что нужно, остальное по желанию.
Простите. Этот холивор Мемуар vs Варгеймы совершенно того не желая спровоцировал я, когда пытался убедить, что многие люди (не все, но большинство) предпочитают казуальные игры (как компьютерные, так и настольные). А казуальные игры — это простые правила, которые легко рассказать, легко понять, легко запомнить, легко выполнять.
Бросить кубики и посчитать иконки — это простые правила, которые я рассказал маме за 5 минут, и она практически сразу всё поняла.
А если приходится учитывать численный состав, моральный дух, поддержку других частей, высоту, погоду и время суток, да ещё если отряды делятся не на 3 типа, а на 20, и в каждом ещё есть свои градации, то всё это конечно значительно ближе к реальности, но вот лично я без компьютера в такое играть отказываюсь.
Вобщем, что я хотел сказать-то. Мемуар игроков у серьёзных варгеймов не забирает. Мемуар — это лёгкий казуальный варгейм, хоть и претендующий на историчность, но с совершенно неадекватной моделью боя. То, что люди играют в Мемуар вовсе не означает, что они стали бы играть в серьёзные варгеймы. То, что человек играл в серьёзные варгеймы, а потом перешёл в мемуар, вовсе не означает, что его «перетащили». Он или сам изначально выбрал не ту игру, а потом нашёл-таки своё, или просто изменился, и стал предпочитать играть для расслабления и удовольствия, а не для моделирования и погружения.
P.S.
Кажется сейчас меня начнут пинать оба лагеря 🙂
Давайте ещё поговорим о ‘тяжести’ нексус опса…
ага, и еще те, кому не нравятся ни мемуары, ни сухие варгеймы:) ты хорошо сказал, добавлю токмо, что игрок в мемуары не обязательно казуал, а хардкор есть не только в варгеймах:)
@Dan
Ну я вполне смогу объяснить правила Men of Iron за 10 минут. Или Great Battles of Alexander. Они на самом деле очень простые. Там много нюансов, которые помнят единицы. Их просто запоминаешь с опытом. С мемуарами тоже самое.
Мемуары перехватывают тем что они позиционируются 1) лёгкий варгейм 2) как мостик к классическим. Это не лёгкий варгейм. В нём дикое количество нюансов которые надо держать в голове постоянно (Хотя это скорее к Отрядам и Флагам относится). Это не мостик к классике, поиграв в Борговские игры ты будешь мыслить по другому. Тебе придётся ломать образ мышления и выкидывать весь опыт чтобы перейти к классике. Но из-за позиционирования многие покупаются.
Потому что хотят от игры не того, чего и ты?
В общем я с тобой согласен. Вот только напрягает следующее:
По твоему выходит, что варгеймеры удовольствия от процесса не получают. Что странно, не кажется? Критерии у них другие, вот и всё. Вот Зордоку осточертел америтреш, и ударился он в религию евроигр, потому что это больше спорт, гонка за победные очки или к победным условиям. Почему? А критерии у него поменялись.
Хы. Благодарю))
@oranged
Я неправильно слово подобрал. Я имел в виду потехи ради, for fun. Не знаю, как выразиться. Вобщем, на расслабоне.
@MonK
отписался
МТГ не лучший пример для ККИ, всёравно что о настольных играх по Монополии судить. Если игра была первой и из-за своей простоты превратилась в спорт, это ещё не значит что стоит её ставить как идиал. у меня в коллекции больше 50ти различных ККИ и магия даже в ТОП20 попадает с большой натяжкой.
Именно, в ККИ процесс обмена поставлен на поток и всегда можно найти с кем поменяться, у кого синглы купить, кому продать и т.п.
в ЛЦГ смысла в обменах нет, прощще купить чаптер пак чем, с кемто меняться.
@White
МТГ просто взята как самая известная из ныне живых ККИ. К тому же приводилась вами как более недорогая в сравнении с ЛЦГ если играть на кухне. Но при игре дома на кухне никто не будет покупать еще один кор сет ЛЦГ ради двух трех карт — это заморочки про-плееров.
К тому же любая не мэйнстрим ККИ в российских условиях по определению дороже чем ЛЦГ так как коммьюнити везде кроме нерезиновой 1,5 инвалида меняться картами не с кем. Следовательно преимущество обмена является полу мифическим.
Они — другие, нежели, чем я. Смерть им за это!
@oranged
Не ударился. =) Сейчас самая любимая — Игра Престолов. Просто я перестал считать евроигры занудством и молиться на Тома Вэсела.
А, так ты просто повзрослел, как игрок. (:
Пожалуй, в этой теме самые интересные комментарии, которые я читал на этом сайте 🙂 Пока не свалились в обсуждение ККИ и Мемуаров.
Странно слышать жалобы от человека, который хочет сыграть во все игры, идея прочитать все книги ему наверное в голову не приходит. Число настолок растёт, я думаю, нас ждёт их более четкая жанровая или иная специализация, как в литературе или комп. играх. Я никакого упадка в этом не вижу. Обычное развитие отрасли. Я буду только рад, если настолки станут полноценной частью индустрии развлечений и во всяких торгово-досуговых центрах будут стоять не только электронный тир и другие игровые автоматы, но и столы с настольными играми.
Относительно же очередной серии антиборговских «филиппик» от Tanone, я подробно разобрал все его надуманные претензии к игре Commands&Colors: Ancients на форуме Охобби: http://www.forum.ohobby.ru/index.php?topic=871.0 Желающие могут ознакомиться.
@MakVlad
Это тебе так кажется. 🙂