Зордок рассказал у себя на сайте о впечатлениях от Летописи. По его словам игрушка получилась весьма неплохой, на 7 баллов из 10. В состав любимых не попадает, но как отличное евро — вполне сгодится.
В качестве заглавия к обзору я взял известную цитату из фильма Knock on Any Door, которую подхватили в урезанной версии битники и хиппи 60-х. И, чёрт возьми, этой игре подошёл бы именно такой антураж: рок-н-ролл, бунтарство, аллея звёзд… Но тема знакома до боли в зубах: идиллическая деревня в пасторальном и рафинированном средневековье из детских мультфильмов. Причём же тут жизненный совет мафиозо из нуар-ленты? А притом, что примерно такой совет даётся в книге правил по стратегиям игры. Надо сказать, он работает на все 100.
Но давайте начнём с начала. Авторы игры — Инка и Маркус Бранд. Так случилось, что несколько их игры уже были локализованы Звездой: это замечательная игрушка "Замок на Все Времена" (о которой я жалею, что продал её по неопытности несколько лет назад), а также победитель детского Шпиль де Жар, игра 1000 зеркал.
Инка и Маркус — муж и жена. Воспитывают двух детей, живут в Германии. Познакомились на свадьбе общих друзей, и стали встречаться на почве страсти к настолкам. Очень любят придумывать игры, у них в подвале лежат прототипы 2600 собственных игр (если я правильно понял). Кроме указанных выше я могу отметить Guatemala Cafe, добротная евро-игра, в которую мне довелось сыграть несколько лет назад.
Как они сами пишут, всё началось с идеи: есть деревня, в которой каждый игрок контролирует семью из миплов. Миплы живут и умирают, стремясь прожить наиболее выдающуюся жизнь. Игру они разрабатывали 6 месяцев, и все идеи не претерпели особого изменения, кроме "пути" (очками стали награждаться "первопроходцы"). Инка и Маркус говорят, что ничто не вечно под луной, и идея менеджмента времени раскрывается в игре полностью.
Все свои игры они начинают именно с идеи, а не с механики (и я считаю, это верным путём даже для евроигр). Имеют в коллекции более 3-х тысяч игр.
Летопись стала их самой успешной игрой, добравшись до 64-го места на BGG и получив премию Шипль де Жар для сложных игр.
Компоненты
Компоненты в локализации очень хорошие, отпечатаны даже не в Китае, а известной немецкой фабрикой Людо. Коробка отечественная, как у конкурентов: пару переносок и партий выдержит, но уже через год придётся подклеивать. В переводе проблем особых я не заметил, кроме описки в примере на 2-3 странице (две буквы «В») и некоторых тёмных мест (например, при старте фишка кладётся справа от моста, тогда как в переводе осталось лишь «справа»). Правила переведены корректно, то же можно сказать и о карточках. Поле плотное, лежит ровно, раскладывается как классика (то есть, это не пазл), и на заднике у него приятная сплошная чёрная заливка.
Правила
Написаны они плохо, усваиваются при чтении с трудом, но в процессе игры и объяснения всё становится легко и просто.
Игра идёт, пока не заполнятся вип-могилы (открытая книга, "летопись") или обычные могилы. Каждый ход начинается с заполнения поля маленькими цветными кубиками из мешка. Затем игроки по кругу берут кубик с одной из локаций и ставят/активируют мипла. Заканчивается ход активацией здания "церковь". Затем кубики снова достаются из мешка, и всё по новой. Игроки двигать и забирать выставленных миплов не могут (есть редкие исключения).
Кубики (4 цвета) и время — первичные игровые ресурсы. За различные манипуляции с миплами игроки получают также пшено, деньги и 5 видов товаров. Пшено пригодится в церкви (сытые монахи быстрее продвигаются к сану епископа), как и деньги (тонкий юмор, видимо — за взятку миплов берут без конкурса на службу в собор). Пшено и товары помогают игрокам в локациях получать бонусы и места с победными очками. Также всё это можно продать на рынке покупателям.
Основная фишка игры — миплы смертны. И более того — это не плохо. Чем быстрее ваш мипл умрёт, тем раньше попадёт в анналы местной истории, за которую дают солидный куш в очках. С другой стороны, если он дослужился в местной администрации до (условно) мэрской должности, и не успел дожить до конца игры, то очков за это вы не получите. Это реальный мир, Нео, — перефразируя ответ Инки и Маркуса на вопрос игроков в духе "какжежтак, омг".
Игровой процесс
Процесс быстрый, простой и не замысловатый. В перечислении всех правил можно погрязнуть, но на деле всё проходит так: игрок берёт какой-нибудь кубик (на цвета обычно не смотрят, просто выбирают "понужнее" с требуемой локации) и ставит мипла. Получает плюшки. Большинство действий в игре тратят время — маркер на ферме игрока. Когда маркер проходит полный круг, игрок отправляет заранее подготовленного мипла, которому "суждено" (по мнению игрока) отбыть в мир иной, в летопись. Или на кладбище, если игрок просчитался.
На поле есть несколько основных локаций, около которых происходят основные толчки локтями: церковь — она даёт каждый раунд 2 очка за мажорити по миплам, плюс попадание на локацию гарантирует либо случай, либо деньги; вип-кладбище (книга) — есть определённое число могил для каждой профессии, поэтому игрокам важно побыстрее обучить и свести в могилу своих членов семьи (цинично, но такова игра); рынок — его можно активировать только раз в ход, и хотя на рынке покупают все, но активировавший получает значительное преимущество, плюс товаров всего 4 на круг.
Остальные локации могут вызывать ажиотаж за кубики, но скорее являются милыми "семейными" гонками за очками, где соперники никак не соприкасаются.
Впечатления
Игра идёт бодро: подумал, ещё раз подумал, опять подумал, взял кубик, поставил мипла — следующий. Ну то есть, обычные игроки будут играть быстро, а аналитики-паралитики возьмутся за нудные подсчёты выгоды. Спасёт шахматное правило: тронул кубик, значит сделал выбор. Но всё-таки зависонов сильных нет, т.к. действия соперников трудно прогнозировать, а они меняют варианты хода.
Стратегия тут долгосрочная, поэтому любители "стратегий" на 2-3 хода обломаются. Вы прицеливаетесь на что-то в начале игры, и в общем на ход. Поглядываете на уровень соперничества. Если игрок вкладывается в один путь целиком, то он скорее всего проиграет, но и вам не стоит с ним бодаться за первое место. Например, сестра жены всё ставила на церковь, но махнула рукой на летопись, поэтому её миплы отправлялись (медленно) на обычное кладбище. Она получила 20 очков, что-то на других позициях, но партию проиграла. Я воспользовался игнорированием рынка и покупал по 2-3 карточки за ход, попутно соревнуясь в летописи, но оставив для жены карьеру путешественника (захватив лишь первые два города с победными очками), и ушёл далеко вперёд.
На двоих игра работает тоже очень хорошо, никаких дополнительных правил учить не нужно: сокращается лишь число могил и покупателей на рынке. Чем больше игроков, тем меньше поколений пройдёт до конца игры, и наоборот.
Итог
Игра не попала в списки моих любимых, хотя она сбалансирована, хорошо сделана, и не имеет ярких минусов. Но в ней есть два момента, которые мне не нравятся.
Первый — я не вижу возможности "сорвать банк", т.е. оторваться от соперников по очкам. Есть такая хорошая игра Endeavor, там был такой же момент. Здесь всё решают 5-9 очков. Вы можете обсчитаться и не получить покупателя на рынке, оставшись с бесполезными товарами, а можете и получить. Впрочем, этот момент нивелируется тем, что многое в игре зависит именно от вашей долгосрочной стратегии с начала игры, а не от сиюминутных пожеланий игроков.
Второй момент — все основные очки считаются в конце. И если вы не заядлый любитель пересчитывать лидера каждый ход, то получается, что в конце "кто-то выиграл", при прочих равных (то есть, если за столом хорошие игроки, которые знают, что делают). Помешать лидеру в игре сложно, вы можете это сделать и сделаете, если это в ваших персональных интересах. Этот момент я сглажу хомрулом, по которому несгораемые очки (путешествия, летопись, рынок) будут считаться сразу. Игра станет более агрессивной.
Возвращаясь к началу статьи, игра ставит своей основной целью именно что прожить вашу игровую жизнь маленькой семьёй миплов достойно, поколение за поколением. Если вы любите евро низкой и средней сложности, то я рекомендую попробовать эту игру. 7 / 10.
PS: комплимента Замку на все времена я не понял. По мне — совсем никакая игра, особенно на фоне появившейся одновременно с ней 100 000 лет до нашей эры (Stpna Age).
Первый абзац обзора посвящен строчке заглавия. Что это за строчка, можно узнать только в оригинале, в этот копипаст она почему-то не попала.
Ну и поправьте Stpna Age.
Работаю в Мосигре. Открыли коробку, посмотрели на те самые плохо написаные правила, закрыли коробку. Лично меня порадовало качество издания
Замок на Все Времена в первые мои попытки в него сыграть (заря Игроведа) мне показался запутанным, хаотичным. Но после локализации Звездой, когда я немного «заматерел» в евро, оказалось что за свои 60 минут он даёт много вкусного, включая блеф на одном из персонажей. Хорошая игра. И как правильно меня поправляли 3-4 года назад — с Каменным веком их роднят лишь год выхода, художник (Менцель) и то, что они обе на выставление рабочих. Механики там другие, и общие ощущения у двух отличных игр сильно отличаются.
>> и получив премию Шипль де Жар для сложных игр.
Шпиль дес Йарес
Да, точно, посмотрел на видел — ты прав, постараюсь не забыть.
>>Шпиль дес Йарес
Шпиль дес Ярес