В заключительной заметке серии, посвящённой Пуэрто-Рико, читатель по имени Мануш рассказывает о том, с какими играми сравнивали эту настолку и с кем ей пришлось конкурировать за звание игры № 1 в общем ТОПе на сайте Board Game Geek.
Сравнение с другими играми.
“Пуэрто-Рико” многое связывает с “Колонизаторами”. В десятках обзоров люди пишут, что поиграв в “Пуэрто-Рико” вспоминали старый-добрый “Катан”. И наоборот, некоторые начинали с “Колонизаторов”, а потом дозревали до “Пуэрто-Рико” и воспринимали ее как свою первую “серьезную” евро-настолку.
В рецензии Уильяма Шилдса сказано идеально: ““Пуэрто-Рико” вышла в 2002 году, и для настольных игр это был такой же важный момент, как и выход “Колонизаторов”. “Катан” вывел настольные игры европейской школы на широкий рынок, познакомил массового потребителя с тем, что значит “современная настолка”, а “Пуэрто-Рико” сыграл важнейшую роль в становлении и развитии серьезных еврогеймов”. К слову, автор считает, что только ностальгия держит “Пуэрто-Рико” в топ-10 BoardGameGeek до сих пор.
Я бы сказал так: если “Пуэрто-Рико” чем-то обязан “Катану”, то тогда “Агрикола” многим обязана “Пуэрто-Рико”. Уровень сложности “Монополии” низок, “Катана” — чуть повыше, “Пуэрто-Рико” забрался еще дальше, а одной из самых сложных игр евро-школы стала “Агрикола”. Получается, “Пуэрто-Рико” — это гейтвей в современные сложные евро-игры. Я не говорю, что нет игроков, которые с “Монополии” переключились сразу на “Агриколу”, но большинство все же идут “по лестнице”, где “Колонизаторы” — это первый шаг, а следующий за ним как раз “Пуэрто-Рико”.
Комментаторы также часто сравнивали “Пуэрто-Рико” с “Гоа” и “Князьями Флоренции”. Я никогда не играл в эти игры, поэтому мне сложно как-то реагировать. Некоторые вспоминали “Винчи”. Там есть схожие механики, которые побуждают игроков выбирать определенные действия, как, например, дублоны на неиспользованных ролях в “Пуэрто-Рико”.
Можно встретить и сравнения с шахматами. Нет, прямой связи у них нет. Природа, механика и тема у них совершенно разные. Но они рождают в игроке схожие чувства. Кто-то скажет, что игры одинаково сухие, кто-то — что в играх схожая глубина возможностей.
Я пришел к выводу, что люди, сравнивающие “Пуэрто-Рико” с шахматами, заблуждаются. Новички в шахматах играют тактически, двигаясь от одной пешки соперника к другой. Они редко когда могут продумать стратегию на всю игру.
В “Пуэрто-Рико” новички сразу пытаются освоить какую-нибудь определенную стратегию: кукурузу, здания, верфь и т.д. А чем дольше они играют, тем яснее понимают, что действовать надо более гибко, меняя планы по ходу партии. Я признаюсь, что, может быть, делаю из мухи слона, когда говорю о важности стратегии и тактики в “Пуэрто-Рико”.
Обе игры объединяет еще и то, что на их анализ люди потратили немало времени. Шахматы тут, конечно, вне конкуренции, но, если искать информацию на разных форумах, то и по “Пуэрто-Рико” можно найти немало интересного. Некоторые находят в игре “правильные” и “неправильные” стратегии, другие опровергают их выводы.
Очевидно сравнение и с игрой “Сан-Хуан”. Тут все совсем просто: если вам нравится одна из игр, то точно понравится и вторая.
Я провел собственное исследование на тему того, как часто в обзорах на “Пуэрто-Рико” упоминаются названия других настолок. Что получилось:
- Колонизаторы — 16 упоминаний.
- Шахматы — 13.
- Агрикола — 11.
- Энергосеть — 7.
- Князья Флоренции — 6.
- Гоа/Эль-Гранде/Кайлюс — 4.
- Сан-Хуан/Борьба За Галактику/Каркассон — 3.
Рецензенты любят сравнивать, а затем спорить по поводу своих сравнений.
Немного истории.
“Пуэрто-Рико” была игрой №1 на BoardGameGeek с 2003 года по август 2008. Мало кто предполагал, что господство ее продлится так долго. В конце концов, с вершины ее спихнула “Агрикола”, с августа 2008 по февраль 2010, когда “Пуэрто-Рико”, как Наполеон, стремительно и на короткий период (примерно на год) вернулась на первое место. Ее сменил нынешний №1 “Сумеречная борьба”. Сейчас “Пуэрто-Рико” занимает 6 место, сразу за своим извечным соперником “Агроколой”.
Многие рецензенты пытались как-то обозначить место “Пуэрто-Рико” в истории настольных игр. Сейчас это стандарт, по которому меряют другие евро-игры. К примеру, “Кайлюс” — это игра игра, которая поначалу выглядела хорошо, но не выдержала проверки временем, как это сделала “Пуэрто-Рико”, “Энергосеть” — это квинтэссенция всего того, что придумали разработчики в категории игр на управление ресурсами, “Эль-Гранде” — лучшая среди игр на контроль территорий. Но “Пуэрто-Рико” — это и есть главный образец того, что такое игра европейской школы.
Интересный вариант для серии игр.
Одно из самых интересных нововведений, которое я нашел, это добавлять дублон на каждое здание, которое не было задействовано никем в предыдущей игре. Мне кажется, что это стимулирует развитие игры и соответствует ее духу. Большинству игроков, думаю, такой вариант игры придется по вкусу.
Дополнения.
Первое дополнение — новые здания.
Для некоторых первое дополнение было бесплатным, другим пришлось заплатить 5 долларов, а самым неудачливым игрокам — чуть дороже. Думаю, все согласятся, что дополнение стоило хотя бы тех пяти долларов. Большинство рецензентов радовались наличию дополнения, даже если и не играли с ним, и лишь некоторые замечали, что оно не особо влияет на игру. Были и те, примерно ? от общего количества высказывавшихся, кто очень хвалил дополнение, но я подозреваю, что это были в основном онлайн игроки.
Йегуда Берлингер (Shade Jon) создал свои здания для дополнения, и некоторые из них очень интересны. Список можно найти тут:
www.freewebs.com/jergames/PR_buildings.txt
Дуэльная игра.
Это в некотором смысле совсем друга игра, в которой просто используются компоненты “Пуэрто-Рико”. Игроки до сих пор спорят, какие правила для игры вдвоем лучше, и в этих спорах далеко не всегда побеждают официальные правила от “Alea”.
Дуэльный вариант, как и онлайн игра, не привлекали меня так, как варианты раскладки на троих или четверых непосредственно за столом. Поэтому здесь мне особо нечего сказать.
Тема “Пуэрто-Рико”.
Истоки здесь понятны: вы развиваете местность и строите ее экономику. Но, кто именно вы здесь, совсем не понятно. Вы владелец земли, который в свободное время строит Университеты? Вы нанимаете колонистов, которые потом работают на острове, или вы сами являетесь колонистом? Вы Губернатор, и другие игроки через вас становятся торговцами или, скажем, строителями, работающими на благо новой колонии? Это все не очень понятно.
В введении в правилах ясно сказано, что вы можете стать “процветающим плантатором”, но в то же время там стоит вопрос “какую роль вы выберете?”, а затем “станете ли вы богатейшим градостроителем?” Подразумевается, что все эти роли объединяются в одну.
Я считаю, что каждый игрок строит свой личный Пуэрто-Рико в альтернативных вселенных (или, по крайней мере, половину острова). Каждый игрок пытается попробовать себя в разных профессиях, чтобы узнать, где же ему улыбнется удача. А победит тот игрок, чья версия Пуэрто-Рико окажется “наиболее успешной и процветающей”.
Если подойти к вопросу творчески, можно представить себя как члена команды испанских колонистов. На дворе 16 век, вы являетесь хозяином разных плантаций и карьеров и нанимаете людей для работы. Вам нужно отправлять товары домой в Испанию, но вы не брезгуете тем, чтобы укрыть часть продуктов для последующей продажи, ведь лишний дублон в кармане никогда не помешает. Эти деньги вы используете для того, чтобы устроить свою семью и улучшить дела на острове, ведь недалек тот день, когда вы скажете родной Испании “до свидания” и обоснуетесь на том самом месте, которому отдали лучшие годы жизни.
Один из рецензентов высказал интересную мысль о том, что тема игры — экономическая война. Вместо танков, армий и прямой конфронтации тут экономические маневры. Разумеется, в 16 веке иногда приходилось работать вместе с государством, а иногда быть независимым и защищать только собственные интересы.
В целом, тема не слишком ясна, но основные тонкости соблюдены:
- На плантациях должны быть работники, или на них ничего нельзя произвести.
- Торговец придерживается законов спроса и предложения.
- Отправлять товары домой престижно, поэтому игрок получает и победные очки “престижа”.
- Товары портятся, если их вовремя не загрузит на корабль.
- Свойства зданий хорошо продуманы, их бонусы соответствуют названиям построек.
Выходит, тема все-таки задана верно.
Вокруг колонистов/рабов разгорелись нешуточные дебаты, поэтому я вкратце коснусь этого вопроса.
- Рабов в Пуэрто-Рико в 16 веке было много.
- Да, вероятно, было бы лучше, если бы их маркеры были синего цвета, а не темно-коричневого.
- Тема привязана к механике, и игру любят именно за механику (да, игра про космос была бы круче, но такая игра есть, называется “Борьба за галактику”).
- Некоторым не нравится, что в игре эксплуатируется тема рабов — и это их право.
- Другие просто хотят получать удовольствие от игры и ее механики, которая идеально сбалансирована — и это их право.
Каждому свое.
Как менялись обзоры на игру за все эти годы?
Итак, какие выводы я сделал после прочтения всех обзоров на игру? Большинство первых рецензий были просо скопированы с других сайтов и блогов. Кто-то рассказывал правила и говорил только о преимуществах некоторых ролей. Как правило, рецензенты играли пару партий, хвалили игру и гадали, есть ли в ней богатый выбор победных стратегий.
В 2008 ситуация изменилась. Негативные отзывы стали появляться гораздо чаще. Ничего удивительного, это было время войны с “Агриколой”, когда ее упоминали в комментариях гораздо чаще, чем “Пуэрто-Рико”.
Начиная с 2012 количество рецензий пошло на убыль. В 2010 появилось 11 новых обзоров, в 2011 — 13, в 2012 — только 5, затем 3 — в 2013, и снова 5 в 2014. Суть их четко отразил в своем комментарии Нэт Ли: “Первые рецензии — это действительно рецензии. Новые обзоры больше похожи на оды, которые написаны в честь игры”. Но надо быть справедливым, есть и такие рецензии, которые сконцентрированы на каком-либо определенном аспекте игры, рассказывают об истории создания “Пуэрто-Рико”, или посвящены рассуждению о ее месте в истории.
Что я из всего этого вынес? Я узнал, что многие рецензенты не читали работ своих предшественников, перед тем как написать собственный обзор. А вот комментаторы читают все, что написано об игре, прежде чем высказать свое мнение. Я узнал много нового, чего прежде не мог сам для себя сформулировать. Наконец, я узнал, что мой путь, от “Колонизаторов” к “Каркассону”, а затем и к “Пуэрто-Рико”, довольно типичен для современных настольщиков. Я до сих пор не раскусил “Агриколу”, но, кажется, именно эта игра должна стать следующим шагом на моем пути в мире настольных игр, как раз после “Пуэрто-Рико”. Но от самой “Пуэрто-Рико” я пока еще не устал, и не думаю, что она мне наскучит в течение еще многих лет!
Спасибо! Очень интересно!
Спасибо за весь цикл! Очень интересно.
Какая игра на очереди?
Спасибо за обзор.
Спасибо,за очень обширный интересный обзор!
Я вот в раздумьях — понравится ли Пуэрто-Рико, если НЕ понравилась Агрикола?(просьба не обзываться:) ,может еще не распробовала просто, буду еще, конечно же играть)
А где советы по стратегии игры???
А чем ПР похожа на колонизаторов??? Катан, игра достаточно рандомная, зависящая от кубиков, с торгами, где можно убедить навалиться и дружно завалить лидера. В ПР очень много можно просчитать, и не наодин ход..