Актуальный репортаж. Безнадёжно опоздавшие воспоминания о «Настолкэмпе-2022»

Репортаж о «Настолкэмпе-2022» безбожно запоздал. Всё некогда, всё находятся ещё какие-то важные или срочные дела. Как бы то ни было, ситуация уже край. На носу очередной кэмп, а по предыдущему отчёта всё ещё нет. А сделать надо, поэтому – делаем. Увы, он будет не такой всеобъемлющий, как про предыдущий слёт настольщиков, но, зато, возможно у этого текста будет больше читателей.

Одно и то же каждый год

Вот уже который год мы с нетерпением ждём середины лета, потому что можно будет забыть обо всех заботах, откинуться на спинку сиденья, и устремиться далеко-далеко за тысячу километров в местечко под названием Пошехонье. В этом небольшом населённом пункте уже несколько лет подряд проходит «Настолкэмп» — слёт любителей настольных игр. Со всей страны съезжаются настольщики, привозят с собой кучу интересных игр и на целую неделю с головой погружаются в хобби.

В принципе, всё идёт по одному и том уже сценарию. Люди приехали, люди заселились, люди играют в настольные игры. В перерывах – кушают, купаются, жарят шашлыки, устраивают занятия аэробикой и волейбольные матчи и иногда ещё участвуют в интеллектуальных викторинах. Одно и то же, год за годом. И это так здорово, что при ограниченном количестве около 70 мест, все они разлетаются буквально за один день.


Вперёд, в Пошехонье!

Дорога в Пошехонье

Дорога, турбаза – всё это на самом деле прежнее. Мы были тут уже в 7 раз, и по большому счёту ничего особо не изменилось. Время словно бы замерло на небольшой территории турбазы, где есть всё для настольного и активного отдыха. Тут тебе и огромный шатёр, и удобное кафе, где кормят по расписанию трижды в день, а при большом желании можно прямо тут же и поиграть, и отдельные домики, где можно запереться небольшой компанией и играть, играть, играть…

Осторожно! Внутри любители настольных игр!

И это ещё не всё! Вокруг – замечательный пляж, речка, огромный батут на воде, приятная рощица с теньком и гамаками. Вокруг домиков расставлены мангалы, где можно хоть каждый вечер готовить шашлык. Есть сетка, желающие постоянно играют в волейбол. Тут же рядом кто-нибудь обязательно швыряет здоровые мячи из «Петанка».


Говорят, это настольщики, которых забыли вывести с базы в прошлом году

А если отойти немного в сторону, обнаружится, что на территории турбазы есть ещё и куры и кролики, свиньи, а также котята. Внимательно посмотрев по сторонам, можно найти кусты малины и смородины, а самые любознательные способны даже разблокировать локацию «баня». Ну и в пяти минутах езды есть «Пятёрочка» и «Магнит», так что совсем уж оторваться от цивилизации точно не получится.


Эти — точно съедобные!

Не первый год прямо на территории турбазы обнаруживаются грибы. Всегда при взгляде на них всплывает мысль, что вот бы взять резиновые сапоги, ведро, ножик, да метнуться с утра пораньше в лес. И каждый раз засиживаемся допоздна и утром всегда хочется не за грибами, а поспать. А те, что растут на территории турбазы, всегда оказываются собраны кем-то другим.

Кстати, в прошлом году вышел неплохой ролик про Пошехонье, думаю, тут он будет вполне уместен.

На турбазе созданы все условия для настольщиков. Главное, ведь, что? Столы! Вот ребята неоднократно рассказывали, как искали, подбирали идеальную турбазу, и рассказывали всем, что будет слёт шахматистов, для которых нужно много, очень много столов. А такое требование не все могут выполнить. Вот сауна, там, или бильярд, пожалуйста. А со столами сложно. Но в «Чудном дворе» всё срослось! Тут есть здоровенный шатёр, заставленный столами и стульями. Есть отдельные домики со столами. Есть просто столы на улице. Есть столы в кафе. Есть столы на берегу реки. Есть столы у гостиничных номеров. А если кому-то не хватает, можно взять свой переносной столик и разложить его, где удобно.


Тот самый легендарный шатёр

Но не играми едиными сыт человек. Наиболее дисциплинированные (или сознательные) кэмповцы вне зависимости от того, во сколько закончилась самая последняя партия, поднимаются с утра пораньше и отправляются на зарядку!


Коллективные упражнения на свежем воздухе

Днём у любителей активного отдыха есть возможность поиграть в волейбол, поплескаться в воде и попрыгать на огромнейшем батуте. Также доступны и менее энергозатратные виды отдыха. Скажем, можно поиграть в пляжную игру «Петанк» или просто позагорать, валяясь на шезлонгах.


Партия в волейбол в самом разгаре!

Ну а вечером можно собраться у мангала и организовать что-то свежезапеченое. Тут фантазия может простираться в любую сторону. Хочешь — готовь шашлык, хочешь, делай шаурму или шаверму, хочешь — жарь овощи или грибы. А кто-то, вообще, не пользуется огнём и готовит квас. Впрочем, это всё факультативно, потому что на турбазе трижды в день выдают в кафе сытные порции еды: завтрак, обед и ужин по расписанию гарантированы.


Михаил Лойко показывает как победить на мангале

Кэмп – это люди

Один из главных тезисов кэмпа – это всё не про настолки, а про людей. Коробки – они бывают разные, годные и не очень, интересные и не особо, но вот какая магия: если собрались хорошие люди, то даже партия в самую плохую игру обязательно чем-нибудь да запомнится. Поэтому прекрасным впечатлениям от «настольного пионерлагеря» мы во многом обязаны именно его обитателям. А их было немало!


Юрий Ямщиков. Играет во время еды или ест во время игры?

В этот раз немало времени за столом провели вместе с Юрием Ямщиковым. Как-то буквально с первого дня сели вместе, и понеслось. Потом ещё Юра показывал желающим новую «Эволюцию фантастических тварей» и тогда ещё один из первых прототипов «Монстр-трюка». И, вообще, чувствуется, что человек отрывался. Даже во время еды не отставлял настолочки в сторону!


Олег побывал на кэмпе единожды и стал завсегдатаем

Довольно много играли с Олегом Мелешиным. Если честно, раньше у меня было какое-то предубеждение, мол, чего это, ехать за тысячу километров, чтобы там поиграть с людьми, с которыми ты и так можешь встретиться в обычной жизни. Но ничего страшного в этом нет. Если человек хороший, что с ним и не играть, только из-за того, что можно пересечься вне кэмпа?! По такой логике и в настолки на кэмпе не надо играть в свои. Ну а что, будет ещё возможность поиграть и дома.


Константин «Meeple House» Масленников

Мы как-то обычно немало общаемся с Костей Масленниковым, но, что характерно, пересекаемся с ним не за игровыми столами, а где-то вовне. То жарили шашлыки, то играли в бейсбол, то стреляли из нерф-пистолетов. В этот же раз Костя практически с первого дня заперся в отдельной комнате, заполнил её игрой Massive Darkness, расставив повсюду множество коробок с дополнениями, и так почти всю неделю там и провёл. Пару раз мы всё же пожарили шашлыки, грибы и котлеты, а играть – так и не поиграли. А в день отъезда от Кости достался подарок, тарелка для кубов от Meeple House по новейшей технологии.


Игорь как бы заранее смущается из-за того, что будет показывать отличные игры

Большой респект Игорю «Rave» Трескунову за знакомство с «Дюной». Как бы особо и не планировал ничего осваивать, но Рейв так разрекламировал эту игру, что решено было попробовать. И не зря (об этом чуть позже)! И потом ещё Игорь познакомил нас с Dead Reckoning (о ней тоже чуть ниже), и это было ещё круче! Вот так вот благодаря одному человеку получилось познакомиться сразу с двумя классными настолочками.


Семья Полтавских. Любители «Генералов» и секретный источник кофеина

Очень порадовала в этот раз семья Полтавских. Алексей и Елена плюс трое детей – это не только готовая компания на любых «Генералов», но и люди, сами предлагающие в них играть! Хоть во «Вторую мировую», хоть «Первую», хоть в «Холодную войну». А ещё у ребят была кофе-машина, благодаря чему любимую жену получилось не раз порадовать хорошим кофе.


Nikita Thorzhevskiy

Никите Тхоржевскому огромный респект за организацию квизов, за музыкальную колонку для «ЧГК», а также в целом за организацию кэмпа. Кто-то же должен заниматься сбором денег, распределением людей по жилплощади, общением с администрацией турбазы и прочими оргвопросами. Всё это в свободное время и на безвозмездной основе делает Никита, за что ему большое-большое спасибо.


Анна Алексанян в футболке с любимой игрой

Отдельно хочется отметить Аню Алексанян, которую повсюду можно было встретить с коробкой 1960: Making a President, стратегии от GMT Games про президентские выборы в США. И это ещё не всё, у Ани ещё и футболка тематическая, по Twilight Struggle, и это, между прочим, любимая игра! Ох, не знаю, замужем Аня или нет, но холостым парням стоило бы присмотреться 🙂


Наташа и Артём. То есть Артём и Наташа

А ещё в этот раз прямо на кэмпе родился свежий эпизод подкаста с участием Артёма и Наташи из Архангельска, с которыми потом у нас состоялся эксперимент по принудительному погружению в чуждые настолки. Артём и Наташа сели играть в «Генералов», а сами потом показывали «Волшебные королевства». В результате подобного «обмена опытом» «чужие» игры так никому и не понравились 🙂


Девочка с персиками. Роман Шамолин раздумывает, что бы ещё локализовать

Немало на кэмпе поиграли вместе с Романом Шамолиным, руководителем издательства «Лавка игр». Про некоторые особо понравившиеся игры тихонько спрашивал у Романа, мол, нет ли идей насчёт чего-нибудь издать. К великой радости, год спустя появились очень вкусные анонсы, в том числе и по классным открытиям этого кэмпа.

* * *

Каждый раз на кэмпе есть те, кто приехал, и те, кто не приехал. Печально было в этот раз не увидеть Славу «Зордока». Мы не так давно славно поиграли в Питере, и можно было бы провести ещё немало приятных партий за столами с картоночками. Глядишь бы, может и рискнул бы попробовать какую-нибудь 18хх!

Снова не попал на кэмп Михаил Парийчук, хотя надо было попасть! Такими темпами пока что разовая поездка два года назад может стать случайным эпизодом, а это неправильно. Тем более, у Миши есть глобальные планы насчёт того, как сделать супер-подкаст прямо в Пошехонье.

Ну и, конечно же, самое грустное – на этом кэмпе не было Алексея Юшина, человека, без которого не было бы кэмпа. Причина тому банальна, некого было оставить за прилавком в «Недомино», а закрыть магазин хотя бы на время ну, вообще, невозможно. Кто же тогда будет продавать людям новые настолки?

Конечно же, прекрасных настольщиков и настольщиц было намного больше. Кто не упомянут лично, прошу прощения.


В свободное от настолок время тут даже купаются

Осы атакуют!

В центре турбазы «Чудный двор» есть скамейка под сердцем. По всей видимости эта инсталляция создана и задумана для свадебных фотосессий, но в случае с настольщиками тамошние фотографии обычно больше иллюстрируют любовь к настольным играм. Но на скамейке раскладывают настолки не всегда, иногда там и просто сидят. Временами даже парочки.


Они вон там, под красным сердцем

В этом же году в первый же вечер скамейка преподнесла неожиданный сюрприз. Мы подошли, присели, а через несколько минут аж вскочили от неожиданных укусов ос! Внезапно прямо под скамейкой обнаружился улей, откуда вылетало множество этих жужжащих насекомых. Атака была настолько неожиданной, что убегая, я аж выронил ключи от машины, а потом опасался подойти их забрать.


Улей был прямо под центром скамейки

Тут мимо как раз проходил Рома Шамолин, поинтересовался, чего это мы стоим и смотрим на скамейку. Махнул рукой, мол, чего, неужто ос боитесь, дошёл туда, поднял ключи и принёс. По дороге оказался несколько раз ужален, но не придал этому особого значения. Человек-кремень! Укусы же, однако, оказались непростыми. Некоторые сошли за несколько часов, а некоторые рассасывались чуть ли не пару дней, да и то, после того, как в аптеке нашлась какая-то мазь.

Чуть позже скамейку вынесли за территорию, улей из неё демонтировали, но до этого от ос успели пострадать ещё несколько человек. И даже потом, когда скамейка вернулась на своё место, какое-то время её на всякий случай обходили стороной.

Музыкальная катастрофа

Каждый вечер на кэмпе устраивается какая-то интеллектуальная викторина. На текущем этапе это обычно квизы, и один вечер отдаётся под «Что? Где? Когда?». Не в первый раз подчеркнём противостояние этих форматов. Квизы – супер-массовое развлечение, рассчитаны на максимально широкую аудиторию и требуют не так много отдачи. ЧГК, напротив, не столь популярна, однако у неё есть неоспоримое преимущество – тут нужно думать.


Одна известная в узких кругах команда

Полагаю с этим можно поспорить, но большинство вопросов в квизах – они на знание. Ты либо знаешь какой-то факт, либо нет. В ЧГК вопросы всегда позволяют дойти до ответа логикой. Нужно только как следует раскрутить имеющиеся сведения, хорошенько подумать и понять «какую информацию даёт нам вопрос». Да, в квизах в этот раз тоже были вопросы где можно подумать. Был даже некий новый формат «детективного квиза», где ответы на вопрос всегда связаны с какой-то темой, но для меня противостояние квизов и ЧГК остаётся в силе. И при прочих равных ЧГК всегда кажется интереснее, а квизы более скучными, хотя и не менее азартными.

А знаете, что бывает хуже квизов? Музыкальные квизы.

В прошлом года (да простит меня Юшин) был ужасный музыкальный конкурс. Играет мелодия и, нет, не нужно угадать название песни. Не нужно угадывать исполнителя. Нужно чётко назвать определённое слово в определённой строке. А это, оказывается, несколько затруднительно. Тут мелодию-то не каждый раз распознаёшь, а уж, воспроизвести 3-е слово 8-й строки точно не каждому под силу. Помню, как все сидели и беспомощно смотрели друг на друга, пока ведущий с широкой улыбкой включал всё новые и новые мелодии.

В этом году музыкальный конкурс был ещё хуже, хотя, казалось бы, куда уже.

Всё началось с простенького, казалось бы, этапа: угадай мелодию. И всё бы ничего, только мелодия проигрывается задом наперёд. Ладно, с этим ещё можно смириться. Потом надо было угадывать продолжение песни. Играет какой-то куплет и обрывается, на экран выводятся 4 варианта ответов: выбери верный. Казалось бы, что тут такого? Дело в том, что сами песни были максимально неизвестные (по-моему, среди участников их не слышал вообще никто), тексты были максимально шизоидные и, что самое обидное, правильный ответ почти всегда оказывался не только бестолково-бессмысленный, но ещё и не в рифму.


Угадайте правильный ответ (спойлер: возможно, его тут и нет)

В какой-то момент конкурс видоизменился, теперь надо было вставлять в песни пропущенное мужское или женское имя. Но радости это не прибавило, потому что имена были максимально непонятные, песни максимально неизвестные, правильных ответов не прибавилось. Это, полагаю, самый важный момент. Ведь, что  это за викторина, в которую невозможно выиграть? Как думаете, интересно ли в такое играть? Когда все команды раз за разом выдают неверные версии, стоит поразмыслить, это люди настолько плохо играют, или с самим конкурсом что-то не так.

Потом были ещё пара этапов: угадай мелодию из старого рекламного ролика и вспомни, что в нём рекламируют, и расставь в правильном порядке песни в альбомах  Бритни Спирс и группы «Руки вверх!» 20-летней давности. К этому моменту все уже максимально приуныли и покорно ждали, какие же ещё оригинальные задумки обрушит на нас ведущий.

И тут наступил финальный этап. Правила такие: показывают некий видеоклип, на него наложен аудиотрек. Клип крутят 4 раза, песни всё время играют разные. Надо угадать оригинал, то есть мелодию, что была в клипе изначально (остальные три – это искусный монтаж). И это была феерия! Клипы – максимальная шизофазия. Песни – тот ещё бред. Среди нас были те, кто увлекаются музыкой, были те, кто с ней не особо дружат, но ни те, ни те не слышали таких песен и не видели таких клипов. Поэтому пришлось поступать точно также, как и в предыдущих этапах – вписывать варианты ответов наугад.

Но с каждым новым клипом настроение в зале менялось. Деградация музыки, деградация видеоряда, общая деградация конкурса, в котором каждый следующий этап был хуже предыдущего, сделали своё дело. Дно было достигнуто. Всё оказалось настолько ужасно, что было уже хорошо. Народ принялся подпевать и подтанцовывать под бестолково-бессмысленные ролики, граничащие с дебильностью, аплодировать сумасбродным припевам и видеорядам. И даже когда конкурс закончился, некоторые клипы требовали ставить на «бис». А после попросили включить ещё что-нибудь в таком же стиле.


Ведущий (в левом углу) как бы говорит: «Сейчас пойдёт жара!»

И эта концовка оправдала всё. Весь ужас и мрак предыдущих конкурсов. Словами это не передать, это можно только пережить, когда вас раз за разом вгоняют в уныние, а потом, в финале включают ТАКИЕ ролики. Ведущему можно только аплодировать. Ведь эти клипы он СДЕЛАЛ САМ, смонтировал, наложил музыку. Не представляю, сколько в это вложено труда, и оно того стоило. Ролики – скопированы, мы потом отдельно для избранных устраивали музыкальный конкурс, в котором невозможно победить. Отзывы положительные, но, конечно же, не настолько, как были у нас, потому что таланта повторить весь конкурс целиком нет.


Один из хитов музыкального вечера

Настольное счастье

Есть стойкое ощущение, что «Кэмп-2022» был лучшим из всех кэмпов. На вопрос «Почему же так вышло?» есть два варианта ответа. Первое – в этом году дочка осталась с дома, так что на кэмпе можно было играть, играть во что хочется, а не во что получается. Второе – в этот раз мы играли в исключительно хорошие игры.

Благодаря Михаилу Соколову мы знаем, что такое настольное счастье. Это когда у тебя есть компания людей, которые хорошо знают какую-то игру, прекрасно ориентируются в её правилах, вот все сели за стол, никому ничего не надо объяснять, просто бери и начинай играть. Не помню уже, обсуждалось это у Соколова или нет, но этот кэмп явно дал понять, что у настольного счастья есть ещё один аспект – все эти люди, хорошо знающие игру, должны ещё хотеть в неё играть. И, честно говоря, возможно это даже перевешивает хорошее знание правил. По крайней мере в этом году вышло именно так: каждый день находились желающие поиграть в «Генерала». И пусть иногда приходилось объяснять игру, это всё равно было круто.

Но при всей любви к «Генералам» мы много играли и в другие хорошие игры. Не все они были старыми и проверенными, встречались и новинки, но они все были исключительно хорошими. Такого, мне кажется, не было ещё никогда. Реально, за весь кэмп мы не видели ни одной плохой игры.

Сумка из ИКЕИ

Уже сформировалась стойкая традиция – с собой на кэмп везём сумку из ИКЕИ, набитую коробками, половина из которых возвращается домой нетронутыми, эти игры даже не достаются. Не стал исключением и этот раз, разве что в довесок к сумке в этот раз с нами ехал ещё небольшой пакет.

Да, знаю, не стоит таскать с собой лишние игры, но когда на них смотришь перед отъездом, лишними они совершенно не кажутся. К тому же, их, всё-таки, не на себе таскаем. Положили в багажник, и всё. Так что пусть, уж, настолочек будет немного с запасом.

Есть несколько игр, которые едут на кэмп «по умолчанию». Это, разумеется, «Генералы», причём сразу три коробки: «Вторая мировая», «Первая мировая» и «Холодная война». Это понятно почему, любимые игры, если будет возможность поиграть в них – отлично, а если нет, ничего страшного.


Та самая сумка

Ещё всегда с собой Formula D, Railways of the World и «Криминалист». Это настолки на большую компанию. В «Формулу» можно гонять аж вдесятером. «Криминалист», который осовремененная и сильно улучшенная «Мафия» поддерживает до 12 человек. Railways of the World же – это до 6 человек, которые будут строить железные дороги.

Помимо Railways of the World были ещё железнодорожные настолки! В Пошехонье поехали ещё 3 игры про поезда: Chicago Express, Ride the Rails и Irish Gauge. Все они вроде как неплохие, но в домашних условиях играть в них особо не с кем, так что взял их в надежде поискать с кем поиграть на кэмпе. По той же причине взял ещё Flash Point: Fire Rescue.

Ну и ещё по мелочи: Pan Am, «Арнак», The Game и «Экосистема». Это игры, которые нравятся всем, «золотой фонд», беспроигрышный вариант. Даже если не найдётся желающих, будем раскладывать их сами. Ну и на всякий случай ехали «Зельеварение» (с мыслью поиграть, чтобы придумывать дополнение) и Time’s Up! – её охота было протестировать как альтернативу «Блокнотикам», весёлой игрушке для вечерних посиделок.

Итого везли с собой 16 игр, плюс ещё чемоданчик покерных фишек и гора подставок под карты, — это аксессуары, к которым мы давно «прикипели», без них ну просто никуда.

Самая плохая игра кэмпа

Сказал уже, что в этот раз играли только в хорошее, но на самом деле одна плохая игра была. В последний день случайно заприметил игрушку Quarantine. Там надо строить больницу и лечить пациентов. Заинтересовался. Так-то тема Theme Hospital до сих пор актуальна, да и кэмповцы к тому времени активно чихали и кашляли.


Карантинировали, карантинировали, да невыкарантинировали

Решили сыграть. Потратили на это дело час, но уже где-то на 15-й минуте поняли, что это максимально скучно. Строишь больничку из разноцветных кабинетов, к тебе приходят разноцветные пациенты, надо их размещать по подходящим помещениям. И всё это максимально прямолинейно, практически без выбора.


Цветные кубики — это очередь из больных

Есть, правда, один прикольный момент – пациенты приходят из мешочка, который держит сосед, а тебе в свой ход надо говорить «Следующий», и тогда он тянет нового больного из мешка. Вот это вот «следующий» — забавный элемент игры, подобного в настолках не припомню. А в целом «Карантин», конечно так себе. Потом глянул на BGG, оценка у игры 6.1 из 10. Можно было сразу посмотреть и не играть.

Во что играли вообще

Всего за кэмп сыграно 65 партий в 32 различные игры, в том числе 18 новинок. И это много. Особенно много по сравнению с предыдущим годом, когда всего было 26 партий в 16 игр. Ощущаете рост? Более, чем в раза! Да и в целом, если смотреть с 2016-го, показатели по партиям такие:

2016 – 36

2017 – 53

2018 – 37

2019 – 41

2020 – 82

2021 – 26

2022 – 65

Ещё немного, и удалось бы побить рекорд 2020 года. Но тогда мы много раскладывали «Экипаж» с партиями минут на 5-10, а сейчас почти всё время играли в большие интересные игры.

Вообще, всё, во что играли, можно поделить на несколько условных групп: патигеймы, детективы, старые проверенные игры, новинки, а также несколько настолок, которые старые, но не вот, проверенные (раскладывали их на кэмпе, чтобы дать им ещё шанс). Ну и конечно группа вне категорий – «Генералы».

Генералы (3 игры, 10 партий):

  • Генералы — 7
  • Генералы 1914 — 2
  • Генералы. Холодная война – 1

Патигеймы (8 игр, 27 партий, в этой категории 4 новинки):

  • Декодер – 9
  • Кодовые имена – 8
  • Кодовые слова – 2
  • Мастер слов – 3
  • Не бомбани – 1
  • Фиеста – 2
  • Telestrations – 2
  • Time’s Up! – 1

Детективы (3 игры, 3 партии, все новинки):

  • Последний рейс Гаттардо – 1
  • Роковая Антарктика – 1
  • Элементарно. Флорентийский торговец – 1

Старое проверенное (5 игр, 7 партий):

  • Агрикола – 1
  • Зельеварение – 1
  • Экосистема – 3
  • Pan Am – 1
  • The Game Extreme – 1

Ещё один шанс (3 игры, 4 партии):

  • Волшебные королевства — 2
  • Flash Point: Fire Rescue – Tragic Events – 1
  • Ride the Rails – 1

Новинки (10 игр, 12 партий):

  • Арнак с дополнением – 2
  • Драфтозавры – 1
  • Дюна. Империя – 1
  • Каскадия – 1
  • Предназначение – 1
  • Немезида – 1
  • Так – 1
  • Dear Reckoning – 2
  • Hands in the Sea – 1
  • Quarantine – 1

Патигеймы

Патигеймы – неотъемлемая часть кэмпа. Как бы не было велико желание играть в новинки или раскладывать старые проверенные мощные игры, беспрерывно играть только в обычные игры не сможет никто. Поэтому каждый вечер на столах появляются компанейские игрушки с правилами попроще и процессом повеселее.

Традиционно  из старого и проверенного раскладывали «Декодер» и «Кодовые имена». Обе игры по-своему хорошие, и до сих пор их с пьедестала лучших настолок для компании никто так и не потеснил. В прошлом году большой популярностью пользовалась «Тип Топ», а в этот раз в неё, кажется, даже никто и не играл.

«Декодер» запомнился в этот раз ассоциациями «ядерная ракета», «ядерная бомба» и «ядерные боеголовки», а в «Кодовых именах» был эпичный провал, когда на ассоциацию «слесарь» Рома Шамолин сразу же ткнул в «лес», хотя неподалёку было слово «батарея» (а что, логично, «сЛЕСарь» же). Ещё был забавный эпизод, когда почти на любую подсказку Фонфрост предлагал «дракона», потому что он – морской. Особенно в финале, когда надо было угадать «раздавил, 2» предлагают «динозавр» и «блин», а он всё кричит, нет, мол, динозавр и дракон (как будто их нельзя было объединить какой-то более очевидной подсказкой).


Куда ж без «Кодовых имён»?

Станиславас каждый день спрашивал, когда же будем играть в «Блокнотики» (Telestrations), но в этот раз их раскладывали буквально пару раз. Всё по-прежнему также смешно, до безумия неожиданные ассоциации и рисунки, до слёз объяснения и финальная демонстрация коллективного творчества – всё это присутствует. Были мысли, разбавить «Блокнотики» объяснялкой Time’s Up!, но почему-то она не особо зашла. Было забавно, весело, но повторить желания не возникло.


Максимально приличный результат игры в «Блокнотики»

Было ещё 4 компанейские новинки: «Кодовые слова», «Мастер слов», «Фиеста» и «Не бомбани».


Нет, это не пиратская копия «Кодовых имён»

«Кодовые слова» – игра, похожая на «Кодовые имена» и немного процессом. В ней надо объединять подсказками пары слова. Делается это так: выкладываются 5 слов в ряд и 5 слов в столбик и получается как бы такая матрица 5 х 5 клеток.

Далее каждый игрок получает по карточке с координатой, это пересечение двух слов, которые он и должен объяснить остальным. Причём, это всё происходит в реальном времени, карточки получают все, кто придумал ассоциацию, называет её, а остальные угадывают. Игра командная, надо правильно взять как можно больше подсказок из 25 возможных.

э
А4: придумайте ассоциацию на слова «холодный» и «пожарный»

Одной компании «Кодовые слова» очень понравились. Юрий Ямщиков отметил, что это улучшенные «Кодовые имена», т.к. тут нет пауз, процесс идёт непрерывно. А вот мне показалось, что тут собрано всё худшее из «Кодовых имён», потому что у тебя всегда ровно одна пара слов, и если она неудачная (а так бывает часто), как хочешь, так и крутись. В «Кодовых именах» хоть слов больше, пары можно перебирать, а тут такого нет. Короче говоря, мы пару раз сыграли, не сказать, что остались впечатлены.


Увы, «Мастер слов» не сравнится с великим «Декодером»

«Мастер слов» – новая игрушка от автора «Декодера». Тут есть ведущий и стопка карт с загаданными словами. На карточках заданий есть подсказка – категория откуда загадано слово (например, может быть загадано слово «тигр», а категория-подсказка – «животное»). Ведущий смотрит загаданное слово, показывает остальным игрокам подсказку, а затем те пишут на карточках некий признак. Например, в случае с животным это может быть «травоядное», «ископаемое», «дикое» и т.п. Карточки выкладываются на стол, и ведущий отмечает, сколько там верных признаков. Важно: не какие признаки верны, а сколько их – правильных. И так – несколько раундов подряд. В итоге игроки должны угадать искомое слово.

По впечатлениям показалось, что это такой «недодекодер». Тоже набрасываются ассоциации, тоже набирается их целый список. Есть дополнительная опция, в следующем раунде можно накидать такие признаки, чтобы постараться уточнить, какие же догадки ранее были верными, но в целом показалось не очень. Смешных моментов нет, а думать в таком направлении не сильно понравилось. Лучше лишний раз тот же «Декодер» разложить.

«Фиеста» – это вариант Telestrations с хитромудрыми компонентами. Тут есть картонные черепа с откидывающимся верхом, куда можно вкладывать карточку и что-то писать внутри стираемым маркером. По сути – это всё тот же блокнот, куда каждый следующий игрок дописывает что-то своё. Суть игры в том, что из колоды выдаются карточки с персонажами, затем на них все пишут ассоциацию, потом ассоциацию на ассоциацию и через несколько итераций вскрываются стартовые персонажи и финальные ассоциации и надо попытаться соединить их между собой, угадав, какой персонаж в какую ассоциацию превратился.

Сперва показалось крайне простой и совсем неинтересной игрой. Потом попробовали вариант с усложнением, когда для каждой ассоциации ещё и принудительно задаётся тема. Стало интереснее, но не стало веселее. Да, чего-то там все понаписали, вскрыли, угадали. Но повторно играть желания не было ни у кого.


Вот в это рекомендуется попробовать поиграть всем!

Наконец, «Не бомбани!». Самая жестокая настольная игра в мире. По крайней мере из тех, что довелось увидеть. Это викторина в реальном времени, фишка которой в том, что за ограниченное время игроку надо ответить на как можно больше вопросов, которые ему задают два человека сразу. Причём, одному надо отвечать голосом, а второму – выкладывая ответ руками на кубиках с буквами.

Вопросы бывают самые дурацкие, например «какая самая большая цифра в числе 982» или «произнесите в обратном порядке слоги в слове «самолёт». Ведущий постоянно сбивается, а тут ещё сюрприз: во втором раунде он должен не забывать говорить когда перевернуть песочные часы, чтобы получить дополнительное время на ответы. А в третьем раунде песочные часы закрывают от него коробкой и надо не только не забывать указывать их переворачивать, но и примерно прикидывать когда пора это делать. И всё это под непрерывной бомбёжкой из вопросов.

Мы даже принудительно усадили за неё руководителя издательства Hobby World Михаила Акулова со словами: «Локализовал – страдай!». Пожалуй, другой такой игры, столь успешно генерирующей непрерывный стресс, действительно нет. Играть в такое на постоянной основе вряд ли кто-то захочет, но как минимум разок рекомендую попробовать всем. Опыт незабываемый.

Детективный блок

Не первый год на кэмпе мы много играем в детективные настолки. Особенно урожайным тут выдался прошлый заезд, когда мы были с маленькой дочкой, а когда ты постоянно катаешь коляску, детектив – самая удобная настольная игра. Нет фишек, нет поля, не надо сидеть за столом, слушай, что зачитывают товарищи, да участвуй в общем обсуждении.

В этот раз перед заездом на кэмп была даже устроена целая акция, по всей Москве собирали какие только можно было раздобыть детективные коробки, в том числе привезли кое-что из только-только поступивших в продажу. Но не тут-то было! Дочка в этот раз осталась дома, а, значит, можно сидеть за столом в обычном режиме и погружаться в обычные игры. Так что детективных настолки мы освоили всего три.

Разок сыграли в очередную коробочку «Элементарно», про расследование гибели средневекового торговца. Дело как дело, на уровне обычных игр серии. Не особо сложное, как-то на основную версию мы вышли все вместе, альтернативных вариантов даже не рассматривалось.

В прошлом году на кэмпе мы познакомились с классной новинкой «Пожар в городе Адлерштайн», предложившей совершенно новый подход для детективной игры. Открываем коробку, а внутри – просто документы. Словно материалы уголовного дела: протоколы, файлы, распечатки, опросы, газеты, фотографии и прочее. Их надо внимательно изучить и раскрыть дело. Прям, как будто с делом работает настоящий следователь (ну, почти). «Адлерштайн» очень понравился, так что мы с нетерпением ждали встречи с новой коробкой серии – «Роковая Антарктика». А оказалось, что таких новинок аж две, помимо «Антарктики» на кэмпе ещё был «Последний рейс Гаттардо».

«Последний рейс Гаттардо» – это небольшое как бы демонстрационное дело, минут на 20-30, основанное на сюжете запертой комнаты. Надо расследовать гибель преступника, который летел в самолёте под конвоем. Количество подозреваемых ограничено, нужно разобраться, что произошло и понять, кто причастен к произошедшему. И вышло как-то странно. Мы всё изучили, осмотрели, обсудили, и стали проговаривать различные версии. Вроде была одна основная, но не было уверенности в полной её правильности. И вот мы что-то там обсуждаем, а тут Олег Мелешин и говорит: «А я зашёл на сайт, вбил наш вариант ответа, и он правильный». И всё, игра, считай, завершена. Причём, так странно, обычно бывают дополнительные вопросы, а тут – ничего подобного. Просто кто виноват.


Это не случайно набросанные бумаги, а компоненты настольной игры

Ладно, сели за «Роковую Антарктику». Тут дело на час, полноценное. Опять расследование смерти, на этот раз дело происходит на антарктической станции, количество подозреваемых снова ограничено, надо установить у кого был мотив и возможность. И в этим делом что-то у нас не заладилось. Во-первых, оказалось, что там чего-то надо смотреть в интернете, а у нас то ли не полностью открылся какой-то сайт, то ли мы не полностью в нём разобрались, короче, довольно существенный пласт информации мы просто не увидели, хотя в итоге и вышли на него, просто иначе, и потратили на это сильно больше времени и усилий. Во-вторых, мы так и не смогли построить убедительную версию произошедшего, которая подтверждалась бы доказательствами. В-третьих, в итоге, когда мы перешли к решению и, вроде бы, правильно ответили на большинство вопросов, оказалось, что решение тут даётся по методу от противного. Всё по классике, как говорил Шерлок Холмс – отбросьте всё невозможное, и что останется – оно и верно. Так и тут, оказывается, для решения дела надо было установить кто не мог или не хотел гибели жертвы, а кто останется – тот и убийца. Логически вроде бы и всё правильно, но субъективно такой подход не так интересен. Получается, разгадка основывается не на построении истории, а на вычеркивании лишнего, но это уже скорее головоломка a-la «Поиски планеты Икс», а как-то в детективах хочется немного иного.

В общем, «Гаттардо» и «Антарктика» в целом хорошие, но «Адлерштайн» был лучше.

Ещё один шанс

Есть игры, в которые играешь, ощущаешь, что они тебя не затягивают, но вместо того, чтобы забыть и переключиться на что-то другое, пытаешься разложить их ещё раз в надежде, что вот-вот зацепит и станет круто. Наверное, это неправильно, игр-то вон сколько, ну, не понравилась какая-то, так стопроцентно хороших целый вагон и ещё маленькая тележка. Но есть отдельные настолки, которым раз за разом ещё один шанс даёшь. Вот и на кэмпе их было 3: «Волшебные королевства», Flash Point: Fire Rescue и Ride the Rails.


С «Королевствами» у нас что-то никак не срослось

В «Волшебные королевства» изначально не планировались, но после завлекательных рассказов Артёма и Наташи Степиных решили разложить пару раз. И снова неудача. Ну, точно не моё. Вот этот вот весь хаос, когда тебе в руку приходят какие-то карты и глядя на них надо постараться собрать комбинацию из того, что сбрасывают на стол другие игроки или тягая карты наугад из колоды. Всё же больше как-то нравятся игры, где присутствует понятное планирование, есть возможность прогнозировать последствия своих действий, а тут словно удача, удача и удача, хотя и частично управляемая. Короче говоря, не моя игра.


Очень хочется получить удовольствие от Flash Point

К Flash Point: Fire Rescue подходы мы делали неоднократно. Понимаешь, дуализм. Очень нравится тема тушения пожара и не очень – игровой процесс. Есть претензии к тому, что не ощущается выбор, всегда понятно что делать в свой ход, словно игра играет тобой. Плюс многовато обслуживания игры, все вот эти броски кубиков на новые возгорания, выкладывание и переворачивание жетонов огня и дыма, короче, так себе игра. Но хочется верить, что она зацепит. Ради этого даже перевел и напечатал дополнение Tragic Events, оно якобы переводит Flash Point на новый уровень. Год это дополнение ждало своего часа, и на кэмпе дождалось.

Tragic Events – это 2 колоды карт. Первая – колода огня меняет механику распространения пожара. Если раньше в конце хода надо было бросать кубик на новое возгорание и иногда, если выпала координата «прогара», бросать его ещё раз, то теперь сперва надо тянуть карточку из колоды. Там чаще всего встречается всё то же «бросьте кубик», но иногда бывают и дополнительные указания, в том числе, что происходит какое-то событие. В этом случае нужна вторая колода, откуда тянется карточка событий. Тех самых «прогаров» больше нет, вместо них в колоду огня иногда замешиваются карты дополнительных возгораний, выпадающие оттуда наподобие карт эпидемии из «Пандемии».


Страшный сон настольщика

Сильно ли игра изменилась от этого? Особо-то ничего с виду и не поменялось. Как бы не стало даже ещё больше обслуживания, т.к. появилось добавочное действие вскрыть карту в конце каждого хода, а иногда ещё и замешать колоду огня. Процесс при этом всё тот же, бегаем по дому в очевидных направлениях, тушим огонь, спасаем людей. Вроде бы надо ставить на Flash Point крест, но пока не ставлю. К сожалению, из-за большого перерыва ошиблись в правилах и при взрывах в ускоренном порядке ломали стены из-за чего здание в итоге рухнуло и партия закончилась очень быстро. А для уверенности хочется отыграть полную партию с Tragic Events. Вдруг, всё-таки, зацепит? Хотя отделаться от ощущения, что Flash Point лишь искусно имитирует игровой процесс, заставляя тебя бездумно перекладывать жетончики и передвигать фишки, всё равно не получается.


Ride the Rails красива, но, увы, в ней как-то многовато подсчётов

И ещё была Ride the Rails. Необычная игрушка про паровозы, где надо покупать акции и строить линии почти как в 18xx, только в пределах часа на партию. Дома раскладывали её с новичками, неплохо, но ничего выдающегося. Любопытно было попробовать с опытными игроками, и на кэмпе такая компания собралась в первый же день.

Сыграли, было неплохо, вот, только не уверен, благодаря чему это «неплохо» получилось: самой игре или отличной компании в составе Юры Ямщикова, Ромы Шамолина, Олега Мелешина. Что касается Ride the Rails, вот эти вот подсчёты из десятка перегонов и сложение двухзначных чисел всё же нельзя назвать комфортными. Плюс есть ощущение, что побеждает тут тот, в чью пользу сделают больше ошибок другие игроки, кого они сильнее «накормят» очками (пусть и не специально). По-хорошему, надо бы сыграть в поле из дополнения, но пока кажется, от ощущения «просто неплохой игры» не уйти, а это на самом деле звучит как приговор.

Старые проверенные игры

В условиях, когда ежедневно выходят всё новые и новые игры, издатели на постоянной основе манят распрекраснейшими проектами, ничто так на самом деле не устаревает, как настолки. Казалось бы, вот что-то только-только вышло, буквально 2-3 года назад, а все уже говорят пренебрежительно – «старьё». Всё, его надо оттолкнуть, отринуть и устремиться за каким-то новым перспективным проектом с красивой коробкой, детализированными миниатюрами и прочим и прочим.

Но это же неправильно! Настолки, к счастью, стареют очень хорошо. И проверенные временем игры – это ровно то, что нужно. В них все умеют играть, все знают, что они хорошие, приносят удовольствие, садись да раскладывай игру, и ты его точно получишь. И мы в такие настолки играли!

В первую очередь, это «Агрикола». Сейчас уже классика! Самая тематичная евроигра про развитие собственной фермы. С возможностью планировать. Конфликтная. С карточками действий. С опцией: подгадь товарищу. В обычной жизни мы почему-то в неё не играем, и это совершенно незаслуженно. А тут ещё и усовершенствованное издание попалось с классными фигурками животных. На кэмпе был ещё и доп Farmers of the Moor, который, кстати, Hobby World обещает локализовать в обозримом будущем. Надо бы и с него как-нибудь стряхнуть пыль.


«Агрикола». Какая же она классная!!!

Ещё играли в «Экосистему», которую при каждом удобном случае рекламировал товарищам, в Pan Am, экономическую игру на построение авиамаршрутов с мощной конкурентной составляющей в виде аукциона за каждое действие. Pan Am – очень хорошая, в отличие от какой-нибудь Ride the Rails к ней вопросов не возникает.


Pan Am. Хорошая семейная экономическая игрушка

Также мы сыграли разок в «Зельеварение», и эта партия дала толчок новым идеям насчёт дополнения. Хотя времени на работу над дополнением на системной основе найти пока не получается, эпизодически что-то там нет-нет, да и сдвигалось (хотя и не сильно). Сейчас же стоит признать, что навряд ли из этой затеи что-то получится. Тем более, что «Правильные игры» уже сделали «Зельеварение 2».


Те самые зелья…

А ещё мы прошли The Game Extreme!

Тут вот какая штука. Два года назад открыли для себя The Game, классный командный пасьянс. Это очень простая игра, в ней есть колода карт с числами, и их надо раскладывать в стопки по возрастанию и по убыванию. The Game очень понравилась, мы даже подарили по коробочке, кажется, всем, до кого дотянулись, но самим она несколько наскучила. Мы её как бы «прошли», переиграли. И как раз попалась The Game Extreme, та же игра, только более сложная версия. И в неё сколько не садились, не получалось выиграть. Тяжело, сложно, даже не всегда колода до конца доходит. А тут на кэмпе вдвоём сели – и сошлось. Вот это феерия! Или атмосфера располагает. Как бы то ни было, пока желания раскладывать The Game Extreme вновь желания нет. Прошли и прошли.


Мы. Это. Сделали.

Генералы

Ну и, конечно же, были «Генералы». Ежегодно тащу на кэмп всё, что есть. «Вторую мировую», «Первую мировую», «Холодную войну». И в этот раз получилось бинго! В первое же утро кэмпа нашлись желающие и потом каждый день кто-нибудь приходил и просил поиграть. Каждый день было с кем разложить любой вариант даже максимальным составом. Появилась мысль: всего час дня, а мы уже успели сыграть в «Генералов». И так было день за днём!


No comments…

Мы играли с Пашей Медведевым, с Алексеем Полтавским (у которого аж целая «генеральская семья»), с Юлей Колесниковой. Усадили за «Генералов» даже Артёма с Наташей, но так уж вышло, что та партия получилась очень захватывающей, и вместо того, чтобы подробно разъяснять новичкам все нюансы и пояснять, что, вообще, происходит, как-то незаметно с головой ушёл в войну. В итоге армия любителей генералов после той партии не пополнилась, но, зато как мы там бились, аж пыль летела. Плюс получился уникальный эпизод: Япония осаждает из Северного моря Лондон, где размещается американская армия. Была партия, где Японию почти целиком задавили массой Британия и США. В одной из партий Ось потеряла всю Европу, но всё равно победила за счёт уцепившейся за Индию Германии и успешно атаковавшей США Японии.

 

Неплохо поиграли и в «Первую мировую», и в «Холодную войну», но «Первая» всё же долговата, а «Холодная», вот, в самый раз. Нравится. В неё бы тоже можно играть почаще (и не только за нейтральный блок).

Новинки

Ну а теперь – самое вкусное – новинки. Хотя мы и говорим новой игре «Не сегодня», на кэмпе этот голос несколько поутих, и помимо уже упомянутых патигеймов десяток новых настолок-таки освоили. Про одну из них – Quarantine – оказавшуюся негодной, говорить не будем, а про остальные есть что рассказать. Пойдём от тех, что просто хороши к отличным.

«Предназначение»

«Предназначение» – это настольная ролевая игра с ярко выраженной сюжетной составляющей. Все привычные составляющие на месте: есть некие локации, по ним ходят герои, получают квесты, могут решать их разными способами и всё это – ради того, чтобы выполнить некую глобальную сюжетную задачу. Эту игру сделали те же люди, что и «Место преступления», и применили тут ту же технологию: qr-коды, которые нужно считывать камерой телефона в специальном игровом приложении.

На первый взгляд «Предназначение» радует хорошими компонентами, кучей уникальных фигурок. На второй – оказывается, тут ещё и нетривиальные сюжеты, да ещё и сконструированы они так, что каждый игрок он одновременно и участник сюжета, и его герой, да и известно каждому что-то такое, что другие игроки не знают.


Предназначение, увы, не зашло

Но всё разбивается о реализацию. Знаю, что о «Предназначении» много хороших отзывов, но мы вообще с трудом смогли в это играть и кое-как домучили первую партию, чтобы насовсем распрощаться с игрой. Самое главное что не понравилось – как тут работает цифровое приложение. На столе формируется игровое поле, по нему двигаются фигурки и всё это дублируется в планшете. Блин, зачем тогда все эти тайлы и фишки? Давайте сразу смотреть на экран, пусть это всё происходит там. Будет только быстрее!

Второе – это муторный процесс. Вот как тут выглядит игра: в свой ход в планшете надо указать куда ты идёшь. Потом переставить свою фигурку с места на места на поле (дублируя действие в планшете). Потом приложение предлагает вступить в диалог и (или) провести проверку. Диалоги – это прям a-la Fallout, Baldur’s Gate и прочие более свежие компьютерные РПГ. Проверки – это ты кидаешь кубики в реальности и вбиваешь в приложение результат (сколько выпало успехов), чтобы прочитать тут же, в приложении, чем проверка завершилась. Опять же, ну, упакуйте всё в приложение. Чего кубики-то в реальность выдёргивать? Ну и самое ужасно – надо же всё время читать. Все эти диалоги, сопроводительные тексты, всё это озвучивается вслух, чтобы слышали все.

В результате игры-то остаётся не так много. В свой ход ты решаешь куда пойти. Потом иногда можно перебирать реплики в диалоги и всё. Нет больше решений. Зато есть куча таких замечательных действий, как поиск и выкладывание нужных частей поля. Высматривание среди кучи мелких фигурок неких нужных персонажей. Подсчёт кубиков, броски и вбивание итога в приложение. И чтение, чтение, чтение… Ей-богу, если мне захочется интересного сюжета, я лучше почитаю книгу. А на столе мне нужны интересные решения, а не механистическое обслуживание игры.

По кэмпу периодически ходили девушки и спрашивали: «Будете такаться?». Был и более вежливый оборот, адресованный семейным парам: «Не хотите потакаться?». Так преданные фанаты рекламировали игру «Так», уникальную кооперативную ходилку.

Рассчитана она строго на четверых. Перед игроками раскладывается качественное деревянное поле, выдаются красивые разноцветные шарики, которые будут двигаться по клеточкам-ячейкам на поле. Шариков у всех четыре, их надо вывести из стартовой локации, пройти полный круг и загнать «в дом».


Играли в такое ребёнком?

И тут я начинаю что-то подозревать. Да мы же играли в это в глубоком детстве! Самые первые ходилки «кинь-двинь» были ровно такими. Там ещё в финале умучаешься выбрасывать на кубике нужное значение, чтобы загнать фишку точно на последнее деление, не отступая назад. Назывались такие игры «Ludo», а потом ещё встречались под названием «Пачиси». А тут какой-то «Так».

Справедливости ради, нужно сказать, что в «Так» нет кубиков. Вместо бросков костей тут используется колода карт, игрокам каждый ход сдаётся по несколько штук на руки, а дальше ты играешь карту и двигаешь свой шарик на её значение. Сыграл восьмёрку – ходишь на 8 клеток. И так далее.

Так-то карты – это неплохо, по сравнению с кубиком более предсказуемо. Но на самом деле не слишком. Потому что далеко не каждой картой можно в принципе вывести шарик в игру, и иногда бывает так, что первые несколько ходов кто-то просто сидит и ничего не делает, т.к. просто не идут карты. А затем, когда шарики выведены на поле, оказывается, что планировать что-то можно с большим трудом. Потому что пока после тебя походят три человека, твои шарики могут откатить назад, выбить с поля, заставить пропустить ход или ещё чего. А потом ещё не факт, что получится сделать хороший ход (опять же, смотря что пришло на руки).

В общем, подобный процесс мне кажется несколько устаревшим, слишком высокий уровень хаоса из-за действий других игроков не вызывает энтузиазма, а высокая роль случая из-за прихода или неприхода нужных карт в руку вообще отвращает от подобной настолки. Партию одну мы отыграли, было весело, но заслуга в этом не игры, а компании, что собралась за столом.

Попробовали мы ещё «Драфтозавров». Это простенькая игрушка от «Гаги» про обустройство зоопарка с динозаврами. Процесс основан на необычной механике драфта. Тут есть непрозрачный мешочек, куда засыпаются разные динозавры. Потом их оттуда надо тащить и выбирать всем по одному. Игроки размещают полученных динозавров на своих планшетах, где ест разные вольеры, заполняемые по особенным правилам. Задача – заполнить их максимально эффективно, заработав на этом больше всех очков.


Деревянные динозаврики очень милые

Настолочка очень несложная, раскладывается буквально за 15 минут. Она подкупает милыми разноцветными деревянными фигурками динозавров, несложными, но довольно приятными задачками на тему «куда кого поселить» и возможностью разнообразить партии периодическим случайным блокированием каких-то вольеров (что не позволяет каждый раз пытаться выполнить одно и то же уникальное расселение).

В общем, неплохой филлер, адресованный скорее детской аудитории, но годящийся и на завершение игрового вечера. К «Драфтозаврам», кстати, выпущены два дополнения с двумя новыми видами дино, с ними, думаю, будет ещё веселее.

«Каскадия». Победитель немецкой настольной премии Spiel des Jahres этого года. Лучшая семейка. Игра про создание заповедника с различными видами животных, заставляющая решать геометрическо-пространственные задачи.

На деле это игра ни про что. Так-то мы как бы создаём заповедник, а на деле мы просто стараемся размещать нужным образом жетоны животных, чтобы выполнять цели на текущую партию, плюс раскладываем участки местности так, чтобы формировать максимальные по площади горы, реки, леса и поля. И всё это уже где-то встречалось. То ли в «Каркассоне», то ли в «Лоскутном королевстве, то ли в «Талуве», то ли в «Котиках», то ли где ещё.


Каскадия. Милая игра про животных и их среды обитания

Так что «Каскадия» не предлагает ничего такого оригинального, но, видимо, известные механики удалось скрестить в ней максимально приятным образом, плюс тема природы, зверьков, лесов – всё это сегодня актуально. Игра приятна, хотя надолго не затягивает. Посмотрим, как она себя покажет на дистанции в ближайших несколько лет.

Hands in the Sea. Наконец-то удалось попробовать новую версию A Few Acres of Snow. Спасибо Михаилу Лойко, он её таскает на кэмп не первый год, а тут, наконец-то дошли руки поиграть в «Руки-море».

Игра переносит нас во времена Пунических войн между Римом и Карфагеном. На поле изображен итальянский «сапог» с прилегающими территориями. Нижняя часть изначально принадлежит Карфагену, сапог с окрестностями – Риму, и далее надо вести боевые действия, отвоёвывая территории у соперника.


Суровая Hands in the Sea

Делается это все по хорошо известному принципу из A Few Acres of Snow. У нас есть колода карт, куда входят локации и карты действий. Чтобы сделать хоть что-то нужно сыграть нужную локацию  подходящее действие: атаковать, колонизировать, укрепить. Часть карт пригодны для использования в бою. В сражении нужны специальные военные карты, они складываются в специальную стопочку и помогают «перетягивать канат» военной силы.

Помимо вещей, знакомых по AFAS, есть и новые механики. Периодически случается «конец хода», когда происходит начисление победных очков, вскрытие карты событий, плюс появляется возможность приобрести постоянно действующее улучшение. Ещё на поле есть корабли, мы ими толком не воспользовались, так что не могу сказать, насколько они мощные.

Ощущение – игра хорошая, она не лучше и не хуже «Акров». Несмотря на новые механики, самым большим отличием показалось тут то, что уже на старте вся территория занята игроками, и воевать надо сразу (в «Акрах» на старте есть куча свободных участков). И если есть «Акры», необязательно искать ещё и Hands in the Sea (тем более, что для «Акров» даже есть сценарий, где изначально занято всё поле и тоже можно сразу воевать). Но если кто в «Акры» не играл, можно смело начинать играть в «Руки-море», она тоже очень хороша. Просто они настолько похожи, что держать в коллекции обе причин не вижу.

«Руины острова Арнак» с дополнением «Лидеры экспедиции».

«Арнак» — это такой парадокс. Эта игра не должна мне нравиться. Это евро про добычу ресурсов и бесконечное их обменивание. При всей своей внешней красоте, она довольно абстракта и в итоге упирается именно в это постоянное преобразование одних ресурсов в другие и всё в конечном итоге ради победных очков. Но приятные механики выставления рабочих, построения колоды и розыгрыша карт с руки очень сильно подкупают. Плюс вот это вот ощущение «как мы мне что на что сменять, чтобы сделать ещё один ход» — оно приятно щекочет шестерёнки в черепной коробки и заставляет возвращаться к «Арнаку» вновь и вновь.


Замечательный «Арнак». Даже жаль, что вскоре на смену ему придёт «Дюна»

Перед кэмпом не успели освоить «Лидеров», аккуратно упаковал дополнение в коробку с базой, взяли с собой, приезжаем, а тут в них уже играют. Конечно же, не могли не присоединиться. И дополнение понравилось. Было бы удивительно, если бы вышло иначе, потому что «Лидеры» совершенно не меняют игру, а делают её более разнообразной. Добавляются новые локации, новые монстры, новые карты, новые треки храма, и самое вкусное – уникальные способности игроков.

И эти самые уникальные свойства сделаны очень здорово, они по-настоящему уникальны и на первый взгляд несколько меняют стиль игры в зависимости от того, какое лидер тебе достанется. Скажем, два персонажа очевидно ориентированы на закупку карт, баронесса делает упор на предметы, профессор – на артефакты. Любопытен герой, у которого есть дополнительный человечек. Прикиньте, все всю игру оперируют двумя рабочими, а у него их три! Есть персонаж, у которого фигурка, напротив, всего одна, но зато она может ходить по полю. Короче говоря, каждый лидер предлагает что-то своё, по-своему интересен и как минимум единожды за каждого обязательно надо сыграть.

При всём при этом партии не становятся дольше, не надо изучить никаких новых правил (ну, максимум, пару новых символов), вот всё осталось в «Арнаке» как и было, только игра стала разнообразнее и интереснее. «Лидеры экспедиции» – очень хороший доп.

Тройка финалистов

Были ещё три игры, которые оставили самые яркие впечатления. И если всё вышеперечисленное – это были очень хорошие настольные игры, то следующие три претендуют на эпитет «прекрасные».

Пункт первый – это «Немезида». Вообще-то играть в неё не планировал. Опасался, что это очень долго, часа на три. Да ещё и правила надо изучать. Неохота. Но уговорили, и на удивление оказалось неплохо.


Немезида. Самая кинематографическая настолка

«Немезида» – это настольная игра по классическому фильму «Чужой». Да, тут нет слова Alien, официально прав никто не покупал, но всё происходящее, начиная с самого начала, когда экипаж космического корабля просыпается в капсулах гибернации, и заканчивая финалом, когда приходится сражаться с нечеловеческими тварями, у которых есть королева-матка, плюс экипаж не так прост, тут могут быть противоречивая мотивация вплоть до предательства, всё вот это – прямиком из франшизы «Чужих».

Если крупными мазками, тут есть поле – космический корабль с кучей отсеков, соединенных коридорами (причём, отсеки выкладываюся в случайном порядке и изначально лежат рубашками вверх, т.е. каждый раз всё как бы с нуля, конфигурация корабля неизвестна). По полю бегают персонажи, обыскивают отсеки и пытаются выполнить свои задания на игру. И тут крючок номер один – задания очень разные, и зачастую заставляющие кого-то как бы играть против всех либо против кого-то конкретного. Есть условно-мирные вещи, например, убить чужого и изучить его останки, есть диверсионные – подорвать корабль или сделать так, чтобы погиб конкретный игрок. Цели все тайные, так что атмосфера здоровой паранойи присутствует с самого первого хода. И это при том, что, вообще-то, в одиночку тут туговато и желательно с кем-нибудь поддерживать друг друга. Только с кем?

Основные механики очень просты. Игроку выдаётся персонаж, который умеет делать базовые вещи – ходить и стрелять и какие-нибудь дополнительные. Все персонажи разные, у каждого своя специализация. Морпех лучше сражается, инженер умеет чинить корабль, учёный изучает монстров, и так далее. Управляется персонаж колодой карт. Принцип простой: разыграл карту – соверши действие. Карты кончились, замешал в сброс, сдал руку и заново. Колодостроением тут при этом не пахнет, карты выдаются на всю игру и новых не будет. Разве что когда вы получите раны (не если, а когда!), в колоду замешаются мусорные карточки ранений.


«Слизь есть?!»

Как правило, в свой ход ты куда-нибудь идёшь и делаешь одно какое-нибудь действие. При перемещении положено кидать кубик, неудачный бросок означает, что из вентиляции или откуда ещё вылезает монстр и начинает тебя атаковать. Для всего этого есть специальные правила, определяющие какой именно монстр вылезает, какой удар наносит и сколько урона получает игрок, но в целом знать их не обязательно, достаточно чтобы в этом разбирался хоть кто-то один за столом, а остальным игрокам достаточно управляться со своим персонажем с колодой карт действий, где их всего штук 10. Так что в плане освоения у «Немезиды» большой плюс, прям, сел, и, считай, с ходу можно играть.

И помимо этого плюса тут есть ещё о чём поговорить. Это и та самая атмосфера паранойи, когда ты не знаешь кто есть кто и почему товарищ идёт рядом с тобой: чтобы помочь сражаться с врагами или чтобы в нужный момент немного подтолкнуть тебя вперёд, в пропасть. И нагнетание напряжения, когда ход за ходом шанс напороться на инопланетную тварь всё повышается и повышается, а исход у такого сражения чаще всего один – ты уползаешь зализывать раны. И возможность заразиться в результате атаки – в этом случае надо бежать на диагностику. Приходишь в специальный отсек, берёшь карту раны и засовываешь её в специальный конвертик с красной прозрачной плёнкой (как в «Декодере»), после чего можно прочитать что на этой карте указано: заражён ты или нет. И если да – теперь прямая дорога в операционную, чтобы вырезать из своего организма чужеродное тело.

При всём при этом игра весьма динамична, не провисает, держит фокус внимания, да ещё и создаёт кинематографичные истории. По каждой партии в «Немезиду» можно написать рассказ, а то и снять новую серию «Чужого» – это отмечают все, кто знаком с этой настолкой.

Больше всего, как ни странно, «Немезида» напомнила старенький настольный ужастик Zombie Plague (есть тут, кто о такой игре слышал?). Там по дому бегала группа персонажей, а за ними гонялась орда зомби. При этом надо было обязательно оббежать разные комнаты и поискать нужные предметы, а мертвецы сперва были где-то далеко, но потом неумолимо сбредались к людям, и тогда от них отбиться было проблематично. Так и в «Немезиде», игроки должны носиться по кораблю, что-то там искать, и при этом постоянно есть риск столкнуться монстрами. Только в отличие от Zombie Plague чудовища тут физически на поле на постоянной основе не присутствуют, но зато всегда готовы выскочить как бы из ниоткуда.

Возможно хорошие впечатления от игры остались в том числе и благодаря скоротечному финалу. Кто знает, если бы довелось засидеться за ней часа на 2-3, может быть ощущения были бы несколько другие. Но в целом всё хорошо, при случае готов сесть за «Немезиду» ещё.

  
Первое знакомство, которое перерастёт в искреннюю любовь

Неоднократно слышал, что ругательная для обычного человека комбинация декбилдинга с воркейплейсментом означает не только «Арнак», но и «Дюну». С «Арнаком» мы успешно познакомились, понравилось, а теперь ещё и дополнением наслаждаемся (см. выше). А тут Игорь Трескунов вовсю нахваливал эту самую «Дюну», так что сели попробовать.

Короче говоря, всё действительно сильно похоже на «Арнак». Есть поле с локациями, туда выставляются рабочие. Только их надо не просто поставить, а ещё и сыграть подходящую карту (типа как «транспорт» в «Арнаке»). И есть ещё дополнительные требования, мы не просто играем подходящую карту и ставим рабочего, почти все области требуют ещё и оплаты ресурсами (их тут три: вода, спайс и кредиты).

Карты – примерно как в «Арнаке», почти каждая – это вещь в себе, между собой они комбинируются, но скорее на зачаточном уровне. Об эффектах уровня «Звёздных империй» речи нет, но в целом кододостроительная составляющая хорошая. Возможно даже чуть лучше, чем в «Арнаке».


В обязательном порядке используем подставки под карты от «Ortiz»

От поля я ожидал подхода a-la «Агрикола», когда есть клетки, где ты что-то получаешь, а есть клетки, где ты что-то отдаёшь, но всё оказалось немного иначе. Тут действительно есть области, куда можно просто прийти и получить ресурсы. Но куда больше других областей, дающих кучу иных эффектов. Во-первых, можно прогрессировать аж по 4 трекам «конкистадоров» (тут они называются треками влияния в различных фракциях). Во-вторых, можно покупать всякие уникальные бонусы (хотя, я так понимаю, мы играли с дополнением и в базе этого нет). Наконец, тут ещё и можно сражаться.

Война тут несколько условна, это не вот, чтобы прям прийти к сопернику и навалять ему. Тут есть как бы специальная арена, куда каждый может выгонять своих бойцов. У кого их концу хода будет больше, тот и молодец. Но награждение получает не только победитель, за второе и третье места тоже положены награда, так что без сражений не обходится ни один ход. Самая вкусная награда – это победные очки (увы, цель игры именно они), но есть и прочие вкусности.


Танчики, прям как те, что были в Dune 2 на «Сеге»

Партия в «Дюну» идёт фиксированное количество ходов и может закончится досрочно, если кто-то будет набирать победные очки особенно активно. Игра очень понравилась, тут и приятные любимые механики, и возможность долгосрочного развития в плане прокачки фракций, развития колоды и даже можно обзавестить дополнительным работником. Ну и местная боёвка, пусть и в отсутствие прямого столкновения, это очень приятный элемент. И в целом как-то по сравнению с тем же «Арнаком» в «Дюне» очень тесно. Нет такого, что идёшь куда хочешь, другие игроки постоянно то займут хорошую локацию, то потеснят в сражении, то купят карточку, на которую ты положил глаз.

А ещё постоянно чувствуется нехватка всего: то нет нужно карты, чтобы «оплатить проезд» в нужную локацию, то недостаточно войск для успешного ведения боя, то чуть-чуть не дотягиваешь по какому-нибудь треку в нужной фракции, то на рынке лежит вкусная карта, а ресурсов для её оплаты не набирается. Всё это в совокупности даёт очень приятные ощущения от игры. Тут и кризисность, и взаимодействие, и развитие с прокачкой. Короче, всё как я люблю.

«Арнак» у нас зашёл не всем. Планирую показать «Дюну» ребятам, которые от него отказались. Кажется, это будет бомба! (Как показало время, так оно и вышло).

И ещё мы сыграли в Dead Reckoning.

Про эту игру особо-то ничего и не знал, кроме того, что там есть механика «кард-крафтинга» (это когда можно улучшать эффекты карт в колоде), плюс также называется новый фильм в серии Mission Impossible. А это оказалась игра про пиратов.


Лучшая настольная игра про пиратов

Два года назад я в одиночку раскладывал игру про пиратов Merchants & Marauders и ругал её почём зря. Всё там было не так, слишком много кубиков, сплошная случайность и мало решений. Оказалось, в Dead Reckoning есть почти всё то же самое, что в Merchants & Marauders. Тут тоже плаваешь по морям, можешь выполнять задания, можешь исследовать острова, воевать с другими игроками и даже торговать. Всё тоже самое, только наоборот. Никаких кубиков, сплошные решения. Игра про пиратов на евро-движке. Это, прям, как сесть за Gloomhaven после какого-нибудь Descent. Сплошной восторг!

В DR есть поле, по нему плавают фигурки кораблей. Но это ещё не всё! У каждого игрока есть планшет корабля, где размещается груз и отмечаются пушки и паруса. А ещё тут есть карты! Потому что как и в «Немезиде», каждое действие тут разыгрывается при помощи карт, плюс почти как в «Дюне» свою колоду можно ещё и улучшать! Только новых карт не прибавляется, игрок как получает 12 карт на старте, так ими и играет. Зато каждая карта может прокачиваться. Основной эффект можно улучшить с 1 до 4 уровня, плюс на каждую карту можно повесить ещё аж 3 дополнительных эффекта.


С инновационно системой улучшения карт

Вот что умеют делать карты: двигать корабль по морю, захватывать острова, строить здания, добывать ресурсы для покупки улучшений для карт, запускать производство на островах. Ну и, конечно, атаковать.

С помощью всего этого игроки плавают по полю туда-сюда, открывают его новые участки, приобретают улучшения для карт (те появляются прямо на поле, увидел вкусное улучшение – плыви к нему), набрасывают кубики влияния на острова (там как бы соревнование по «мажорити», в конце партии у кого больше кубиков, тот получает очки, но за 2 и 3 место тоже есть награды), а также периодически мотаются в порт за пополнением припасов (потому что там генерируются новые ресурсы).


С возможностью исследования морей

Игра позиционирует себя как 4Х и, вроде бы, такой и получается. Исследование территории есть, технологии (прокачка карт) есть, захват островов есть, война с другими игроками тоже присутствует. И самое главное – всё это очень аккуратно и здорово упаковано. Опять же, присутствуют приятные механики в виде колодостроя, евродвижок, не то, чтобы совсем исключающий эффект случайности, но сводящий его к приятному минимуму. Ходы игроков – динамичные. Долго ждать своей очереди не приходится даже при максимальном составе (вчетвером). И самое главное – каждый ход ты улучшаешь какую-то карту, а это очень приятно!


И с прокачкой корабля

Вообще, мы сели за Dead Reckoning, ничего не зная об игре, и на партию на четверых с изучением правил у нас ушло 2,5 часа. Более, чем приличный результат. При том, что мы, возможно, и продолжили бы партию. Это, кстати, возможно единственная претензия к DR – как тут обустроена концовка. Тут есть ряд «достижений» (примерно как в «Серпе»), выполнение которых завершает игру. Достижения такие: открыть столько-то секторов океана, захватить столько-то островов, произвести столько-то ресурсов, потопить столько-то кораблей и так далее. Как только кто-то выполнил положенное количество достижений, начинается подсчёт очков. Кто их заработал больше, тот и молодец (и это не обязательно может быть игрок, завершивший своими действиями партию).

Вообще-то ещё мы не очень освоили местную систему сражений, когда в здоровенную башню засыпаются кубики, вываливаются оттуда на разные цветные значки и потом подсчитывается, кто получил больше «побед», тот и победил в бою. Плюсом оба игрока могут получить победные очки и ресурсы. Всё это выглядит несколько хаотично, но зато боёвка несложная, сражение разрешается, ну, максимум, за минуту. И это хорошо, потому что пока два корабля устраивают морской бой, остальным игрокам не приходится томительно выжидать, ничего при этом не делая.


И оригинальной боевой системой

Для этой Dead Reckoning есть ещё какие-то сюжетные дополнения, миссии, которые нужно проходить последовательно, и таких наборов то ли два, то ли уже три. Плюс есть видоизменённый командный формат игры. Да, и всё это ещё и с самыми что ни на есть шикарнейшими компонентами. Карты – здоровенные, формата «Диксита» (ну или Таро). Фрагменты поля из плотнейшего картона. Улучшения карт – это прозрачные штуки, которые засовываются в протекторы. Фигурки кораблей. Железные бочки. И самый шик – здоровенная сборная башня кубиков в виде пиратского корабля, куда засыпаются еврокубы игроков, чтобы определить исход сражения. Конечно, за всё это просят какие-то совсем неприличные деньги, но, играть в неё очень приятно.

В общем, Dead Reckoning – самое неожиданное открытие кэмпа и одновременно игра, которая больше всего на нём понравилась. Надеюсь, мы в неё ещё поиграем!


Вот ничего не ожидал, а остался очень-очень доволен

Не поиграл

В этом году кэмп просто-таки порадовал новинками. Более того, сложилось впечатление, что сыграли удалось вообще во всё, во что и хотелось. Хотя это на самом деле не так. Увы, из того, что вёз с собой, мёртвым грузом остались Formula D и Railways of the World, а также Chicago Express. Нельзя признать удачной и партию во Flash Point: Fire Rescue, в неё можно было бы погонять ещё.  Ну и из того, во что играли на кэмпе другие люди, теоретически можно было бы попробовать «Арк Нову» и Wonderlands War. Но – только теоретически.

Ark Nova – это какое-то модное евро. Её, вроде бы, все хвалят. Говорят, это очередной убийца «Покорения Марса». Вот, только, почему-то, вроде как если игроков хотя бы трое, в перерывах между ходами можно вздремнуть. Горю ли я желанием попробовать подобное? Скорее, нет. Так-то можно было бы приобщиться, но, в принципе, мы уже играли в «Подводные города». Считай, то же самое.

Wonderlands War – это какая-то здоровенная коробень с «Кикстартера». Вроде как стратегия с войнушкой по мотивам «Алисы в стране чудес» с кучей каких-то жетончиков, которые надо тянуть из мешка. Опять же, многие хвалят, но всё равно остаётся предубеждение. Это же «Кикстартер», а наткнуться на хорошую игру оттуда – это как выиграть в лотерею.

Про сопли

Так сложилось, что ближе к концу кэмпа всё чаще и чаще за столами стало раздаваться покашливание и всё чаще и чаще можно было увидеть игроков с соплями. Хотя казалось бы. Середина лета, прекрасная погода, светит солнце, пляж, речка. Откуда тут браться соплям, да ещё в таком масштабе? Но они были. Апогеем стала неудачная партия в «Карантин», плохонькую игру про больнички, когда вокруг, кажется, почти и не было здоровых людей. Вроде бы многие простыли, а кто-то даже подхватил ковид. К счастью, нас это не коснулось. Вот что значит своевременная вакцинация!

Продлённая неделя и виды на следующий кэмп

Этот кэмп длился дольше обычного. Все уже привыкли к семидневному формату «заезд в воскресение, отъезд в субботу», а в этот раз было наоборот, заезд в субботу, а выезд в воскресение. Считай, два дополнительных дня. Но на деле эти два дня оказались как-то незаметны. Всё было как всегда, много игр, много побочных развлечений, много вкусной еды и много приятного общения. Если у кого-то и были какие-то опасения, что кэмп излишне затянется, что эти два дня будут очень ощутимы и заметны – ничего подобного не было. Всё как всегда, вроде, только-только заехали, а уже пора уезжать.


Традиционный прощальный торт

В следующем году обсуждается вариант с двумя неделями. И, учитывая, что вырваться на такой период смогут не все, возможно на кэмпе появятся смены. Кто-то заезжает в первую, отдыхает неделю и уезжает, после чего приезжает вторая смена. Ну а самые-самые счастливчики смогут насладиться более глубоким погружением в мир настолок, сразу аж на полмесяца. Заодно, кстати, и охват, возможно расшириться. А то 70-80 человек для турбазы потолок, но если в две смены, то, возможно, счёт участников перевали и за сотню.


Традиционный сувенирный магнит

Новый год закончился

Уезжать с кэмпа – это всегда грусто. Это как Новый год, которого всё ждёшь, ждёшь, вот он наступает, и вот уже наступил! И всё, всё уже позади. А следующий будет только через год. Но душу греет мысль, что он обязательно будет. Ведь есть у нас такая традиция, каждый год мы с друзьями едем в Пошехонье и замечательно проводим там время.


Увидимся через год. То есть уже совсем скоро!

Репортаж



Похожие записи
  • No related posts
    1. Liquid
      12 Июл 2023 из 11:02 | #1

      Лайк за Zombie Plague, помню с этой игры и началось знакомство с boardgamer.ru.


      Только убрал Немезиду и Пиратов из вишлиста, как тут положительный отзыв неожиданно. Придется обратно присмотреться.


      Спасибо за прекрасный отчет! Надеюсь нового такого отчета год не придется ждать ))


    2. ivan111
      14 Июл 2023 из 8:28 | #2

      C удовольствием прочитал, спасибо за отличный отчёт!


    1. Трекбеков пока нет.