За отчётную неделю сыграно 4 партии в 4 различные настолки, среди них было две новинки — «Эволюция. Эффект бабочки» и «Поиски планеты Икс» (в неё хотя сам и не играл, но рассказать могу):
Кодовые имена –
Поиски планеты Икс –
Эволюция. Эффект бабочки –
Quartermaster General 2nd Edition –
Unlock!: Exotic Adventures – Scheherazade’s Last Tale –
В Unlock! разложили сценарий про Шахерезаду, ожидая восточного колорита, песков, султанов, визирей и вот этого всего. В общем-то, не ошиблись. Уже на старте игроки получают ковёр-самолёт с возможностью летать на нём по разным локациям и отправляются на поиски последней сказки Шахерезады, без которой ей будет нечего рассказать султану, что означает страх неминуемой смерти.
Сам квест строится на проверенной годами механике Unlock, когда игра подкидывает комбинирующиеся между собой синие и красные карты, жёлтые карты с четырёхзначными кодами, а также зелёные карты со всякими встроенными в цифровое приложение мини-играми. Не все загадки, как всегда, очевидны, очень часто непонятно куда, вообще, каждую карту можно применить, но общий процесс при этом весьма приятен и интересен.
Отдельно стоило бы отметить так называемые «неигровые» вещи, связанные с использованием цифрового приложения нестандартными способами. К сожалению, один из самых классных моментов нам зайспойлерило само приложение, попросив доступ к микрофону – сразу же стало ясно, что нужно что-то говорить (вот если бы доступ запрашивался при запуске приложения, было бы веселее, потому что когда именно нужно говорить осталось бы тайной). И ещё ближе к финалу был момент, когда одну карту нужно подбросить вверх и попытаться её поймать, пока она падает – и этот результат – удалось её поймать или нет, ведёт к несколько разным последствиям в игре.
В общем, впечатления очень хорошие. Классная, всё-таки, штука – Unlock. И, уж, точно веселее Exit’ов, сложность которых обычно ощущается сильно выше, а решения субъективно всегда менее очевидны (хотя сами игры серии Exit сами по себе тоже весьма неплохи).
На волне успеха «Шахерезады» разложил перед товарищами ещё одну настолку с цифровым приложением – «Поиски планеты Икс». Это игрушка про астрономов, которые высматривают в телескоп солнечную систему и пытаются обнаружить в ней некую неизведанную планету.
Игра внешне выглядит как классическая настолка, тут есть большое поле, фишки игроков, жетоны, а также листочки для записей (и к ним ещё потребуется раздобыть карандаши), но основное действие происходит в цифровом приложении. И тут есть нюанс – для игры потребуется минимум один телефон/планшет, но, вообще-то, приложение может установить себе каждый игрок. И это, пожалуй, более удобный вариант, чем постоянно передавать друг другу одно и то же устройство.
Да, самому пока в «Поиски» сыграть не получилось, но т.к. я проводил обучающую партию на четверых (это максимальное количество игроков), в игре полностью разобрался, так что могу смело про неё рассказывать.
Вот как устроена игра. На поле изображена условная солнечная система, разделенная на секторы. Само поле двухстороннее, есть вариант для новичков, где секторов всего 12, есть вариант для опытных, там их 18. Чем больше секторов – тем сложнее, потому как цель игры – найти тот самый сектор, где размещается неизвестная планета Икс.
А чтобы эту планету найти, нужно постигнуть местные астрономические правила. Считается, что в каждом из секторов есть некий космический объект – комета, астероид, туманность и т.п. Несколько секторов на поле – пустые. И в одном из них есть та самая планета Икс. То есть поиски этой самой планеты как бы разделяются на два этапа. Сперва нужно обшарить все сектора, исключить те, в которых точно присутствуют некие объекты и вычислить несколько подозрительно пустых локаций, а вторым этапом выявить, в каком же из них располагается та самая планета (делается это по косвенным признакам – в секторах рядом с планетой всегда есть некий редкий объект, если вы нашли пустой сектор, а в соседнем с ним секторе 100% есть редкий объект – считайте, планета нашлась).
А вот сами поиски происходят с помощью цифрового приложения. В свой ход игрок может сделать две основные вещи – либо пристально рассмотреть какой-то сектор и точно узнать, что в нём есть (либо что он выглядит пустым), либо бегло окинуть взглядом несколько секторов и узнать сколько в них объектов одного типа (без детализации в каких именно секторах они находятся). Есть ещё третья опция – можно узнать секрет, каким образом располагаются друг относительно друга некоторые объекты.
Выполняя эти действия, игроки передают друг другу смартфон, а также двигают свои фишки телескопов по периметру поля. Каждое действие имеет ценность в часах, чем больше ты потратил времени, тем дальше убегает вперёд твоя фишка. А ходит всегда самый «последний» игрок, т.е. тот, кто потратил на данный момент меньше всех условного времени. Эта система в частности означает, что ход не передаётся фиксированно по кругу (как это обычно бывает в настолках), более того, иногда кто-то даже может сходить два, а возможно и три раза подряд.
В игре есть ещё нюансы, так, периодически игроки делают предположения насчёт того, что где находится, выкладывая свои жетончики в различные секторы, и верные догадки впоследствии вознаграждаются очками, а также косвенно показывают где может находиться Планета Иск (спойлер – там, куда никто ничего не выкладывает).
Что не очень понравилось – сам процесс игры довольно-таки сух. Смотрите сами, передаём друг другу айфон, каждый что-то в нём нажимает, что-то записывает себе в листок. Если бы не периодическое выкладывание жетончиков на стол, другие игроки, считай, и не нужны. Они только занимают время, заставляют ждать своего хода, а обратной связи или информации от них – считай, что ноль. Ситуацию усугубляет и то, что все ведут исследования как бы в тайне, так что даже и предмета для разговора за столом нет. Если ты что-то новое узнал, не в твоих интересах делиться полученными сведениями. Получается, из того, что происходит в игре и обсудить-то толком нечего.
Как уже, вероятно, всем стало ясно, «Поиски» строятся на древнем принципе, знакомом ещё по игре Cluedo – вычеркни всё лишнее, а что останется, это и есть решение. Так и тут. Нужно выявлять объекты в секторах, вычеркивая эти сектора из списка подозреваемых, а потом очень внимательно рассмотреть оставшиеся, чтобы определить по косвенным признакам, где, всё-таки, располагается искомая планета.
Сам по себе этот принцип не хорош, не плох, он используется в ряде настолок с элементами детектива, скажем, помимо той же Cluedo его можно встретить в P.I. и в «Опасных гостях». Но нужно учитывать, что он нравится не всем. Особенно что касается детективных игр, подобный «обходной лист» как-то не вяжется с расследованием преступления. Применительно же к наблюдению за космическими телами эта система кажется более логичной, по крайней мере уж тематика ощущается более явно. Вот мы увидели комету, а вот узнали, что тут нет астероидов. Вот, верю, что примерно так астрономы и работают: каждый что-то там высматривает в небе, а иногда делится информацией с товарищами.
После первой партии впечатления так себе, не очень. Но это только начало знакомства с игрой. Во-первых, надо попробовать сыграть в неё самому. Во-вторых, мы видели только обучающий режим, а есть ещё экспертный. И, в-третьих, тут ещё можно настраивать индивидуальный уровень сложности для каждого участника (от этого зависит объем вводной информации в самом начале партии). И, в-четверых, надо будет попробовать поиграть когда у каждого есть приложение на своём устройстве.
Ещё на этой неделе попробовать новое дополнение для «Эволюции. Новый мир». Оно состоит из новых свойств, и, собственно, игру не меняет, а лишь делает её более разнообразной. Хотя, как вариант, можно ещё сыграть в соло-режим или со случайными событиями, но это не наш метод. Подробнее об «Эффекте бабочки» – в недавнем обзоре.
В «Кодовые имена» сыграли одну быструю партию. Вновь под рукой была коробка только для двоих игроков, поэтому чтобы играть командой снова позаимствовали из «Колонизаторов» карточки кирпичей. Они служат двум целям – отмечают угаданные слова второй команды, в этом случае их кладём лицевой стороной вверх (кирпичем), а также помечают выстрелы «в молоко». Если кто-то ткнул в ничейное слово, на него тоже выкладывается карта кирпича, только уже рубашкой вверх, серо-белой стороной.
Сыграли отличную дуэльную партию в «Генералов» с нестандартными дебютами. Немцы в самом начале заняли Западную Европу (обычно вместо этого мы привыкли к Восточной Европе) и выставили флот в Балтике, а ещё были совсем без статусов. Британия же очень быстро оказалась в Австралии и оттуда ещё прижала Японию. А СССР очень быстро выдвинулся к Берлину.
Это нехорошая ситуация, когда Германия изначально вынуждена играть от обороны. Поэтому примерно на третьем ходу пришлось сыграть единственный статус, который у был – «Фолькстурм». Зато это напрочь отбило у СССР желание атаковать Берлин (смысла в этом немного, т.к. в начале своего хода немцы восстанавливают там армию за сброс карты из колоды).
Теоретически наступлению Союзников могла помешать Италия, но у неё на старте были только атаки, строительство не пришло, так что один флот в Средиземном море – это всё, чем могли похвастаться фиолетовые фишки. И дотянуться до соперников они не могли.
Америка со старта рванула в Европу, но её флоты дважды топили то немцы, то итальянцы. А Япония в это время копила силы для рывка к побережью США. Правда, сбыться этому было не суждено, т.к. из-за британской угрозы пришлось идти по карте не вправо и вверх, а вниз.
В какой-то момент немцам стали приходить хорошие статусы и, пользуясь временной передышкой, удалось выложить на стол «Воинскую повинность», «Стратегию наступления», а потом и «Блицкриг». Правда, за это время в Западную Европу успели высадиться британцы и советские войска. Но зато потом за один ход Германия оказалась в Индии, выбив оттуда напрочь СССР, и далее стала угрожать Москве.
В это время в Западную Европу пришли и американцы. Но это на удивление оказалось и нестрашно. Да, Союзники каждый ход выбивали итальянцев из Италии, да ещё и периодически атаковали немцев, но Италия раз за разом отстраивалась, а Германия мало того, что восстанавливалась, так ещё и убивала врагов. Так довольно быстро пал СССР, в Москве оказались немцы, и даже хотя в какой-то момент Италия исчезла с лица земли, немцы раз за разом перезахватывали Рим.
В целом Ось чувствовала себя очень хорошо и практически на 100% была уверена в победе, но где-то на 19-м ходу ситуация поменялась. К тому моменту у Германии и у Италии уже не осталось карт в колодах, и тут в них полетели бомбы. Отбомбилась дважды Британия, два раза уронила мощные бомбы Америка, к тому же усиленные статусом «Летающие крепости». Короче говоря, в самом конце Союзники вырвались вперёд. Но оно и к лучшему, ведь самые интересные партии – когда до самого конца непонятно кто окажется победителем!
Планета не так проста, какой кажется на первый взгляд. Это отличная головоломка, причем на ПО! Которая по идее должна хорошо играться любым составом, но всё же максимальным лучше. На планшете не зря есть столбцы для записи ходов соперников. Да, астрономы не делятся информацией, но следя за их действиями можно неплохо нарубить очков. Так же есть момент для риска, когда вы не уверены в каком точно секторе находится объект, но хотите получить дополнительные ПО за первенство теории в секторе.
Вообще для успеха необходимо:
1) много и правильно выдвигать теории
2) найти первым планету
3) следить за действиями игроков
4) вовремя и в нужном месте потратить 2 действия, которые раскрывают объекты в секторах
5) использовать полученную из исследований информацию
Так же играли в Гостей, но распрощались с ними. Игра по моему мнению провальная. Удивлен, чем так восторгался старик Вессел, который считает её лучшей среди дедуктивных. Похоже он делал обзор после одной партии) Весь процесс сводится лишь к накоплению информации и его скорость сильно зависит от прихода карт от соперников. Часто получаешь те же карты, которые ты сам отдавал другим и всегда, когда колода прокручивается второй раз. В обмене картами вообще отсутствует какая-либо стратегия. Если игроков мало, то зачастую нужных тебе карт вообще нет на руках соперников. Т е обещанное взаимодействие здесь очень условное.
Ну и сетап, какой же это геморрой! Всем противникам приложений в настолках рекомендую собрать эту гениальную колоду дела перед партией и разобрать после.
Итого Планета своей стройностью, изяществом, удобством, изобретательностью легко уделывает Неуклюжих Гостей.
@Дмитрий
Спасибо, будем ещё пробовать «Планету»!