1846. Гонка на средний Запад. Обзор игры

Есть ли среди вас, уважаемые читатели, поклонники сложных экономических стратегий? Тогда вам сюда, здесь вас ждёт не «Манчкин» или «Монополия», берите в руки кувалды и железнодорожные костыли, забрасывайте побольше угля в топку и запаситесь цилиндром и пенсне для проведения ожесточённых аукционов среди таких же, как Вы, магнатов. И только тогда, спустя 4+ часа игры, смахнув с себя сажу и получив чемодан хрустящей зелёной валюты, вы удовлетворённо откинетесь в кресле с кубинской сигарой. Вам бросает вызов сам Том Леманн, автор «Борьбы за Галактику» и «Кубарем по Галактике» и темы данного обзора – игры 1846, перевод которого представлен ниже. 

Игра

Я веду записи обо всех играх, в которые сыграл с 1996 года. Это незабываемое чувство, когда ты ощущаешь себя самым крутым в Мире. Пусть даже в количестве партий, сыгранных в определённую настольную игру. Если обратиться к статистике BGG, то можно обнаружить, что игр, где я сыграл невероятно крутое число партий, не так и мало. Одно обидно: вдруг где-то в отдалённых уголках планеты найдутся те, кто сможет меня перегнать?

Вот и в 1846 я сыграл 104 раза, а те, кто числится в тройке лидеров по количеству игр – парни из моей компании. И знаете, даже Том Леманн, который разработал данную игру, играл в неё меньше, чем я, а это, знаете ли, о чём-то говорит!

Существует целая серия так называемых 18хх игр, и 1846 – это один из её представителей. Во всех играх серии участники действуют по похожим друг на друга сценариям. В начале каждого раунда происходят торги, потом выполняются действия. На торгах покупаются акции компаний, обладатели контрольного пакета акций становятся президентами, пока кто-нибудь не перехватит лидерство. Когда карманы участников пустеют или пропадает желание вкладывать свои богатства в акции, все пасуют и начинают заниматься делами. Игроки прокладывают железные дороги и пускают по ним поезда. Поезда движутся через множество городов на карте, в которых есть хотя бы 1 станция, принадлежащая некоторой компании. Компании при этом выплачивают деньги держателям акций или уклоняются от этого. Если дивиденды выплачиваются в полном объёме и в срок, акции растут в цене, в противном случае их стоимость падает. Полученные деньги тратятся на приобретение новых поездов и так далее.

В чём особенность 1846? Во-первых, стартовый аукцион заменили драфтом. Во-вторых, компании открываются после выкупа 20% доступных акций (а не 60%, как в остальных играх серии). И, в-третьих, прокладка рельс в любом случае будет стоить денег. Обычно, только реки и горы затрудняли строительство и требовали дополнительных вложений.

Есть ещё кучка незначительных изменений. Например, бонусы за маршруты упрощены до дорог с востока на запад (7 городов на востоке и 2 на западе). Кроме этого внедрена технология «медленного ржавения» поездов, когда устаревший поезд можно использовать ещё разок, перед тем как выбросить его на помойку после покупки более современного локомотива.

Впечатления

Почему же я сыграл столько много раз? Причин несколько, первая из которых – уменьшенное время игры (всего 4 часа по заявлению автора. прим. переводчика). При всей любви к серии мы давно искали подобную игру, в которую можно было бы комфортно уложиться за вечер. А если можно разложить и повторную партию – так вообще шикарно.

Вторая причина – высокая степень вариативности от партии к партии. Различные компании предлагают игрокам достаточно разных возможностей от игры к игре, так что простор для фантазии просто необъятен. При этом в игре минимум рандома, по факту, только стартовый драфт, но этого достаточно, чтобы пустить каждую партию по одному из совершенно уникальных направлений. Очень важно отметить, что стратегию невозможно загнать в шаблон, как у множества других игр серии. Здесь нет проторенной дорожки, каждый раз нужно скрипеть мозгами, разрабатывая актуальные решения в текущей обстановке.

Вы не поверите, но сыграв более 100 раз, после каждой новой партии я узнаю для себя что-то новое. При этом игра сама стимулирует на поиск новых стратегий. И эти стратегии работают, это не просто попытки сделать что-то, не желая повторяться. Это новые способы получения заветной победы.

Обязательно стоит заметить, что в 1846 гораздо легче обучить новичка, чем в любую другую игру серии. Она короче и легче в понимании. Том как-то умудрился сотворить практически невероятное – он упростил осознание ценности каждой компании без полного и детального погружения в её детальную работу. Компоненты также выполнены на более понятном интуитивном уровне, что упрощает понимание принципов игры.

Решения по дизайну

Каким же напильником обработал Том игру, чтобы она стала классикой и эталоном серии для меня? У него была цель сократить время игры, и благодаря некоторым решениям он добился существенного прироста эффективности.

Во-первых, переменный размер банка в зависимости от числа участников. Это является хорошим шагом навстречу масштабируемости игры, и это круто! Теперь нет перекосов из-за разного числа игроков. А ведь эта проблема большинства коробок серии, когда с увеличением числа участников играть становилось куда сложнее и непонятнее.

Убрав часть мелких городов, Том упростил проблемы подсчёта при прокладке оптимальных маршрутов. А тот факт, что поезда ржавеют дольше и могут быть использованы чаще, ведёт к быстрому опустошению банка и ускорению партии.

Следующим достоинством игры является её вариативность, и Том добился её с помощью различных свойств частных компаний. Каждый игрок может не просто делать ставки на различные компании от партии к партии, но и даже в рамках одной компании можно действовать по-разному. В результате такой подход разрастается в огромное дерево различных стратегических решений. При этом в каждой новой партии по-разному определяется тот момент, когда начинают работу те или иные компании. По опыту, у нас были игры, когда все компании стартовали в первом же раунде торгов, а были и другие случаи, когда до некоторых компаний вообще не дошли руки в процессе.

Для повышения интереса к игре Том провёл обширное исследование как в историческом, так и в экономическом плане. Каждая компания была тщательно рассмотрена с двух сторон. Сначала было изучено, что реально сделали данные компании в истории страны? С другой стороны, был проработан вопрос, какие возможности и перспективы они предоставили в своём направлении деятельности. Том внедрил в игру не только исторические заметки, но и предоставил список источников, из которых он почерпнул эти ценные и интересные сведения. Его труд действительно заслуживает внимания, так как он предложил такой широкий простор для суждений о том, что могло бы произойти при определённом стечении исторических обстоятельств, что это невольно вызывает трепет.

Стратегия

Три основных направления стратегической мысли – это частные компании, железные дороги и поезда. Они тесно переплетены по всему ходу игры. Вкратце рассмотрим каждое из них.

Всего в игре 10 частных компаний. 4 из них всегда присутствуют, и ещё 2, 4 или 6 добавляются в зависимости от числа игроков.

С особенностями каждой компании можно ознакомиться в оригинале статьи: автором приведены все плюсы и минусы владения каждой из них.

Важным стратегическим моментом является то, что оптимальное время покупки компаний – это второй, а иногда и первый раунд торгов. Конечно, у правила бывают исключения – при некоторых обстоятельствах, когда игроки медленно раскупают поезда и с верным курсом развития железных дорог есть смысл немного подождать с покупкой некоторых компаний. Или если делать ставку на вложение больших инвестиций в стартовые компании, то с покупкой следующих, возможно, следует повременить. Но в целом нужно их покупать пораньше, потому что с середины игры начинает ощущаться критичная нехватка денег.

В игре есть 7 железнодорожных направлений, 4 из которых обязательны, а остальные добавляются по одному в зависимости от числа игроков. Они очень разные и обладают различными преимуществами и недостатками, так что понятие, как правильно играть каждым из направлений, является одним из ключевых в игре.

Детальный разбор каждого направления также представлен автором оригинальной статьи.

Кроме всего вышеперечисленного в игре есть 4 так называемые фазы поездов, причём в каждой фазе, кроме первой игрокам доступно 2 типа поездов. Со временем поезда ржавеют и устаревают, и их приходится заменят новыми, более современными.

По нашему опыту, для каждой компании нужно иметь 2 поезда, и тогда стоимость её акций будет расти с нужным темпом. Конечно, со временем рост стоимости будет замедляться, если активно заниматься инвестициями в другие компании, но всё равно игрокам следует придерживаться принципа, чтобы иметь 2 поезда, которые ближе к концу игры успешно утилизировать, заменив новыми.

Если говорить о ключевых стратегических решениях, то изначально следует выработать план и придерживаться его. Здесь речь идёт о занимаемых городах, за которые будет вестись ожесточённая борьба. Очевидно, что захватить все важные участки не получится, поэтому следует определить свои магистрали, и тщательно оберегать их. Кроме этого, всегда следует держать руку на пульсе, чтобы убедиться, что ваши компании получают достаточное финансирование. В противном случае дивидендов от таких компаний вам не дождаться. Но и чересчур вкладываться в одну компанию не стоит – нужно нащупать грамотный баланс между вложениями и ожидаемой прибылью.

Конечно, есть вариант управления несколькими компаниями одновременно. Но тут нужно поступать хитро: первая из компаний должна быть приобретена недорого, использоваться для быстрого накопления денег, и после этого закрыта. Такие стратегии я рекомендую для опытных игроков, потому что цена ошибки здесь довольно велика, хотя и результат успешного управления будет значительным.

Обычно лучшим вариантом будет эффективно развивать одну компанию, чем постоянно менять их, оставляя руководство другим игрокам. Ведь изначально компаний не так уж и много, чтобы ими раскидываться по сторонам.

Всё это – мои стратегические заключения, а доверять моему опыту или нет – окончательное решение за Вами.

Заключение

И всё же 1846 не является моей любимой игрой серии, а занимает почётное второе место. Только 2038 перегоняет её по степени моего увлечения, хотя сыграл я в 1846 на 70 партий больше из-за её стремительности (4 часа на партию – какие же тогда игры будут долгими и вдумчивыми?!?! Прим. переводчика). Я бы порекомендовал всё же попробовать игру заранее, а покупать уже по результатам впечатлений. Лично я не был разочарован покупкой, но сколько людей, столько и мнений, поэтому осторожность не повредит.

Ну а если у вас появился шанс попробовать игру в действии – ведь на BGG зарегистрировано более 150 владельцев, так что есть ненулевая вероятность, что именно в вашем городе есть один из них (хотя будем честны, она стремится к нулю), обязательно напишите, как вам игра? В огромной степени ваш ответ будет зависеть от обстоятельств, при которых разыграна первая партия. Разные аспекты могут повлечь различное отношение: некоторых расстраивает отсутствие аукциона, других – обилие расчетов, третьих – сложность по сравнению с тем же Age of Steam. Конечно, понимание концепции и возможных стратегий приходит с опытом, так что не стоит ожидать, что с первого раза всё пройдёт гладко. Так что пробуйте, дерзайте, может быть именно Вы в итоге займёте почётное первое место в списке количества проведенных в неё игр.

1846. The Race for the Midwest, Обзоры



Похожие записи
  • Бесплатная настольная игра «Предложение имиджа»
  • Планы Fantasy Flight Games
  • «Звезда» проводит семинар по продажам настольных игр
  • Обновился сайт компании «Смарт»
  • Большая охота. Видео-обзор
    1. Денис II
      16 Июн 2017 из 11:19 | #1

      2038 – это, часом, не очепятко?


    2. Pard
      16 Июн 2017 из 11:56 | #2

      @Денис II

      Начиная с этой страницы (и листая верхними стрелками вправо), можно просмотреть различия в правилах для всех игр серии 18XX. Игра 2038 там тоже есть.


    1. Трекбеков пока нет.