Итоги 2018 года

Подводя итоги прошлого года, приятно было заметить, как поменялась ситуация с изданием настольных игр в России. Издателей прибавилось, игр стало больше, начали на регулярно основе выпускать не только филлеры, но и большие проекты, рассчитанные на людей, погруженных в хобби. И в 2018 году эта тенденция только продолжилась, что видно невооруженным взглядом.

Наверняка тому есть глубинные первопричины, но со стороны кажется, что свою положительную роль здесь сыграла конкуренция. Вот раньше было как, игр издавали много, только в основном это были какие-то филлеры, нечто простенькое и недорогое. Смотришь на поток новостей о выпуске очередной детской или карточной новинки, и никаких эмоций. А потом начались краудфандинг-проекты. И тут-то дело и пошло, на русском стали выходить настолки, о выпуске которых раньше даже никто и не задумывался. И пусть это и не совсем настоящее издание, а сбор денег на ограниченный тираж, факт остаётся фактом: появилась возможность поиграть во многие серьёзные игры на русском. 

И, повторюсь, со стороны это выглядит так, что очень небольшое количество не самых крупных компаний взялись работать именно таким образом, а вслед за ними в ту же сторону повернулись и мастодонты (в хорошем смысле слова) рынка. И в результате в 2018 году на русском появились «Сумеречная борьба», «Мрачная гавань» и «Сумерки империи». Что тут сказать, локализовали как старые проверенные хиты, так и масштабные новинки. Причём, с очень небольшой задержкой относительно зарубежного релиза. Чего ещё тут можно желать?

Главное, что своими новинками, как крупными, так и не очень, радуют все участники рынка. У Hobby World помимо уже упомянутых игр вышли Fallout и Discover: Lands Unknown и «Звёздные войны: Восстание», «Звезда» стабильно выпускает квест-игрушки серии Exit, «Лавка игр» выдаёт дополнения к Terraforming Mars плюс издала в этом году пати-хит «Декодер», GaGa Games продолжает поддерживать линейку «Кодовых имён», «Стиль Жизни» оперативно выдал локализацию новой «Пандемии» про Древний Рим.

В этом плане всё уже настолько хорошо, что большего и не пожелаешь. Да, возможны какие-то точечные улучшения, например, чтобы новинки выходили у нас ещё раньше, компоненты отечественного производства были ещё лучше, но в глобальном смысле всё и так очень и очень хорошо. Решаются даже застарелые вопросы по выпуску дополнений. Вон, и для «Брюгге» оно появилось, и для Race for the Galaxy, и даже для свежевыпущенного Fallout уже обещали локализовать доп. Причём, тут не только «Мир Хобби», другие издатели от него не  отстают.

В стане издательств положение дел не поменялось. Всё также локомотивом хобби остаётся Hobby World, которому надо сказать спасибо не только за большое количество оперативно изданных новинок, но и за ежегодный фестиваль настольных игр «Игрокон», формат и качество которого нынче находятся где-то на небесах. Продолжает выпускать довольно много продуктов GaGa Games. Чуть в тени держатся «Звезда» c «Игроведом». Последний, к слову, запустил новый проект «Игровед.Издатель», результаты которого, пожалуй, можно будет оценить только по итогам 2019 года. Правильные игры отметились локализацией «Эволюции. Климат», и нельзя не отметить успех Cosmodrome Games, их «Смартфон» довольно громко заявил о себе на западе. Скрестим пальцы в надежде на серьёзный коммерческий успех и выпуск дополнения в следующем году!

Любопытно, чем больше издателей, тем выше, теоретически, должна быть конкуренция. На практике так оно и есть, сегодня уже норма, что на зарубежные выставки-ярмарки настольных игр едут сразу несколько компаний из России и вступают между собой в определённое соревнование на тему «кто первым урвёт новый потенциальный хит». Но мы видим и другую неожиданную тенденцию — кооперация издательств, когда две разные компании выпускают игру совместно. Это пример с Lords of Hellas, и как минимум ещё один релиз грядущего 2019-го года.

Чего ещё в такой ситуации можно желать? Пожалуй, дело только отечественными разработчиками и отечественными играми. Положительный опыт здесь имеется, тот же «Смартфон» тому примером, но потенциал для роста тут ещё велик. По уходящему году можно вспомнить ещё «Зодчих», «Правильный мёд» и «Солнечную долину», но не все они относятся к категории прям хитов. Тем нее менее, уверен, не за горами время, когда для перечисления громких отечественных хитов будет не хватать пальцев рук. Николай Пегасов, Юрий Журавлёв, Юрий Ямщиков, Иван Лашин – вот эти люди наверняка сделают ещё не одну отличную игру. И очень хочется надеяться, что список плодовитых российских разработчиков будет только расти. Подспорьем в этом должен стать «Граникон», ежегодный фестиваль авторов настольных игр, который прописался в Питере на постоянной основе.

Дела околонастольные тоже остаются на очень хорошем уровне. Это и очередной замечательный «Игрокон» (кажется, лучше сделать его уже невозможно). И большое количество сетевых публикаций о настольных играх, и всяческие локальные сборища и сообщества. Местами, конечно, тут есть куда развиваться. Те же турниры и соревнования по настольным играм так и не вошли в привычку. Да, каждый год что-то организуется на «Игроконе», но вот так, чтобы по городам проходили регулярные соревнования, такого нет. Вон, выпустили Star Wars: Destiny, а масштабных соревнований нет.

Что касается блогосферы, тут даже нечего сказать. Такое впечатление, что текстовые блоги уже в прошлом. Кроме Владимира-из-Латвии (boardgameslv.com) регулярно о новинках не пишет никто, а если пишет, то на мой скромный взгляд, увы, недостаточно интересно. Из регулярных публикаций заслуживает упоминания тов. Pard, переваривающий огромный объём статистической информации, и… наверное всё. Бурно цветёт формат видео, на YouTube есть десятка два настольных каналов, у них множество выпусков, сотни тысяч и даже миллионы просмотров, но что-то нет никакого желания знакомиться с подобным творчеством. Кстати, в следующем году о настолках продолжит писать и печатная пресса, всё благодаря «Миру Хобби», выкупившему журнал «Мир Фантастики».

Заграница – там тоже всё стабильно. Игр выходит не просто много, а очень много. Что на Эссене, что на «Кикстартере», новинок столько, то их уже не охватить. Давным-давно остались в прошлом времена, когда новая игра появлялась раз в месяц или ещё реже. Теперь новинки выскакивают как из рога изобилия, и в такой ситуации, казалось бы, как никогда важно ориентироваться в этом потоке, выцеплять самое стоящее и интересное, в чём и должны помогать блоги. Что касается меня, мне всё ближе позиция, заключающаяся в том, что новинки – они не нужны. И даже не из-за того, что зачастую новый проект с того же «Кикстартера» — это просто горсть красивых миниатюр, посыпанных среднего качества правилами. А из-за того, что уже и так есть огромный запас игр, заслуживающих времени и внимания. На что-то новенькое стоит смотреть, только если это что-то прямо особо выдающееся или необычное. Как, скажем «Капитан Сонар», где нужно топить вражескую подложку в реальном времени в формате команда-на-команду или «Место преступления», где с помощью электронного приложения нужно распутывать детективные дела.

Детективные игры, кстати, можно назвать трендом уходящего года. Причём, что примечательно, они издавались как за рубежом, так и у нас в стране. Если годом ранее стали появляться всякие квест-игры про то, как надо выбраться из запертого помещения, сейчас все переключились именно на расследование преступлений. Тут есть нюанс, подобные настолки получаются одноразовыми. Ведь раскрыв дело единожды, повторно садиться за него никакого резона нет. Но одноразовость никого не отпугивает. Настольщики уже знакомы с нею благодаря legacy-проектам, так что теперь она просто подступила с другой стороны.

Вообще, это, пожалуй, тоже такой тренд: завершенность игр, некая сюжетная составляющая. Просится даже некая аналогия с компьютерными и видео- играми, в которых когда-то надо было просто гонять теннисные ракетки по чёрному экрану и отстреливаться от космических пришельцев, а теперь каждая игра – это чуть ли не интерактивное кино с сюжетом. Так и в настолках, сюжет постепенно наступает.

Есть и противоположная тенденция, также осторожно проявившаяся в уходящем году: игры с уникальным набором компонентов. Пока есть два наглядных примера, это карточная игра KeyForge с уникальными колодами и настольная (с полем и фишками) Discover: Lands Unknown. Мнения пока разделяются, у KeyForge на рынке наблюдается успех, люди с интересом приобретают и пробуют новые колоды (хотя лично моё мнение — это очередная вариация лотереи), а вот по Discover отзывы пока очень средние. Не факт, что из случайного набора составляющих игра получается хорошей. И ещё в ту же кучу — уникальная коробка. Тут пример пока один, это «Ганимед» от проекта «Игровед. Издатель». Собственно, на впечатления от игры это никак не влияет, но знать, что лично для тебя отпечатана в единственном экземпляре коробка, это приятно. А лицезреть там знакомую физиономию приятнее вдвойне. Надеюсь, в будущем году мы увидим ещё какие-нибудь уникальные фишки!

Немного удивительно, но пока не наблюдается вменяемого симбиоза настольных игр и цифровых приложений. Изначально выделилось два направления, собственно, адаптация настолок, и игры, где нужно держать по рукой планшет. Это, скажем, режим кампании в Descent. Из последнего — «Место преступления», где приложение просто необходимо. Но вот так, чтобы прям органично совместить традиционные картонно-деревянные компоненты с цифрой, и чтобы все ахнули, такого пока ни у кого не получилось.

Вот, в общем-то, и всё. По сравнению с прошлым годом каких-то качественных скачков не наблюдается, но это вполне объяснимо и объективно – у нас всё и так уже очень хорошо. Игр много, издателей много, новинки появляются часто, игры локализуются с небольшим разрывом по срокам от зарубежных релизов и, наконец-то, на русском выходят такие проекты, о которых раньше даже нельзя было и подумать. Из пожеланий на следующий год, пожалуй только развития отечественным авторам, чтобы наши издатели могли не только привозить интересные проекты из других стран, но и чаще выходить на зарубежные рынки с отечественными настолками.

Мы живём в эпоху изобилия настольных игр. И в следующем году она точно не закончится.

Околоигровое



Похожие записи
  • Народный отчёт, № 207 — Настолки на новогодних каникулах
  • Волкодав из рода серых псов. Путешествие в Велимор
  • Командировка
  • Народный отчёт, № 30
  • Как там настольная маёвка?
    1. Владислав
      30 Дек 2018 из 9:05 | #1

      Отличный был год. Спасибо издателям за игры и Вам за приятный блог. Успехов в новом году!


    2. Satrafox
      02 Янв 2019 из 0:46 | #2

      Спасибо Вам за работу и удачи, творческих успехов в Новом году!


    1. Трекбеков пока нет.