Вся правда о «Чартерстоуне»

Насколько хорош «Чартерстоун»? Тов. padmasambhava (он же — Михаил Соколов), считает, что ожидания от игры не оправдываются, но оная прямо очень. Лучше первого сезона «Пандемии. Наследие». Хотя это и не совсем игра, а скорее альбом с наклейками. Подробнее — в обзоре без спойлеров! 

БЕЗ СПОЙЛЕРОВ! SPOILER FREE! EI SPOILERIA!

Перенесёмся на год назад: зима 2017 года, Stonemeier Games анонсируют legacy евроигрулю (на тему строительство деревеньки) без кубов, без kickstarter, без предзаказов и sms. Сразу с металлическими монетками.

Сидишь такой, как Джек Николсон, тупо улыбаешься в монитор, потому что в твоём воображений, особенно от таких анонсов, ты уже играешь в лучшую игру на свете. И тебе даже не приходит в голову мысль «А нет ли тут противоречия, братаны?». Но о грустном потом. Будем о хорошем:

Почему я проникся энтузиазмом?

Во-первых, я был в восторге от первой Legacy-игры. Ощущения от веса принятых тобой решений, от того, как меняется игра, порой тотально, от каждой твоей наклейки — это всё вспоминаю с любовью даже по прошествии лет.

Во-вторых, мне нравятся евро-игры. И евро-игры нравятся моему игровому окружению.

В-третьих, мне, в целом, по нраву игры от Stonemaier Games. Они красивые, соревновательные, довольно реиграбельные.

Понятно, что я купил эту игру и сыграл все 12 партий. Что я могу сказать?

Жалею ли я что купил? — Нет, не жалею.

Получил ли я то, что хотел? — Нет, не получил.

А что же я получил в итоге? — Я получил весьма уникальный продукт, аналогов которому, на данный момент, точно не существует.

Что же это за продукт? — Это то, что вы не пробовали до этого точно. Вы купили симулятор альбома с наклейками.

Странно, но именно так и есть: 500 наклеек, буквы и цифры.

А как там с остальным? Вот говорили, что это евро-игра. Давайте разберёмся, что имеется в виду. В игре есть кубик? Есть — но он редко используется. Мы получаем ресурсы путём мипл-плейсмента, эти ресы меняем на ПО и у кого больше ПО — тот победун. Со стороны всё выглядит весьма и весьма еврово, что же не так? А нет одной такой вещи как баланс. До этого Legacy элемент был лишь в коопах, сторителлингах или америтрэшике. Евро-игра, в первую очередь, это хитрый, неочевидный, но исправно работающий математический механизм — сердце игры, скелет, на который вешается всё остальное: сюжет, красочное оформление, фишечки жетонов и всё это двигается мышцами игровых механик.

В Charterstone же происходят странные вещи. Игра позиционирует себя как «правила не читай @ играть сразу начинай». Итак, вы собрались за столом и начали играть сразу. Но что-то идёт не так. В первую очередь, вы играете первые несколько партий в откровенную недоигру. Ну это как если бы вы играли в Stone Age, и, несмотря на то, что на карте есть места под «карты цивилизации» — вроде как ключевой механизм игры, но вот они будут не сразу, а через пару игр. Или вы играете в Ticket to Ride, а вот зелёных и фиолетовых карт в колоде нет. Вот совсем. Маршруты для только фиолетовых карт есть, а карт нет. Ну ок, играем. Забегая вперёд сообщу,что при определённом раскладе вы сидите без этих «ключевых» (с моей точки зрения, так-то играть-то можно и без них) карт до 9-ой, а то и 10-ой партии, и, когда они, наконец выходят вы такие «ааа, так вооот как игра задумывалась».

Во-вторую очередь удивляет как… своеобразно… написаны правила. Например, есть в компьютерных играх такой феномен как «first day DLC«. Так вот, теперь есть «first minute FAQ» для настольных игр. При этом все сидят за столом, ты, традиционно, читаешь правила и их рассказываешь. Фишка игры в том, что ты как бы узнаешь правила играя. Но это ни разу не так не так. Ты скорее такой:

— Так… значит мы можем делать так и так, чтобы было вот так… или не так? Может так? Дай-ка я почитаю ещё раз? Непонятно…

— Дай мне прочитать. Вот, тут же сказано, что это делается так и вот так — значит так. 

— Что значит «значит так»?! Вот это слово может трактовать и так, и так, и если трактовать как ты, получается какая-то убер-комба, которая, на удивление, делает круто только тебе. Предлагаю голосование, кто за мою интерпретацию?

— Слышишь, сейчас ты у меня миплами умоешься…

При этом я, вроде как, ветеран настолочный, правил прочитал пару сотен, даже «Крепкий орешек» последнего года расколол без проблем. Но вот в CharterStone надо залезать на BGG и наблюдать, как в каждом треде Джейми с видом «Цукерберг в Сенате» отвечает типа «посоны, да, я как-то сам не допёр так написать, но играть надо так-то» или «братюни, всё верно, получается убер комба. Да, это неочевидно, даже антиочевидно и в рулбуке про это ни слова, но по правилам должно быть именно так».

Именно так я представляю Джейми, когда он пишет ответы на BGG/Charterstone.

Я не одинок в своих позывах.

Так что всё, что нам втирали про евро-игруградостроение и прочее — это всё ложь.

Ну обманули ожидания, ну и что? Играть-то интересно.

Да, про играть. Как только вы сели играть первую игру, вы сразу открываете сундучок, там по табличке типа «выдай народу карточек пачку». И вы такой «Карточки-карточки-карточки!! Легаси! Наклейки!».

WOW! So much cards!

И в первую партию вы, как лысый с youtube-канала при распакуе: в полнейшем восторге, даже больше — как будто вам заплатили за обзор. И вас прёт. Вы клеите первое здание, вы называется первого чибика на карте — своего персонажа. Вы вкладываете всю свою фантазию, проявляете всю оригинальность, выжимаете свою креативность как тюбик с последней каплей зубной пасты… Вы просто не знаете, что в этой игре вам этих чибиков называть ещё штук 50. Каждому. Где-то на 6-м или 7-м у вас начнёт серьёзно сдавать креативность, по крену пойдёт фантазия и сдуется оригинальность. К 10ой игре вы будете играть с картами, где будет какой-нибудь маг по имени Николай или дворянин Олег. У меня в игре теперь есть все имена одноклассников моей дочери.

То же самое с наклейками. Их там много. Нет, очень много. Первые наклеенные здания вызывают восторг. Но вот 6ое и далее вы как-то… meh.

И тут приходит понимание, во что ты играешь. Слышишь голос из детства, из прекрасного далёка:

— Бустер открываем, там как раз две карты, которые были нужны: 303 и 352.

Ребята! Это же журнал с наклейками из 90-х!

У меня вот был такой.

И, как я раньше не понимал, как точно LavkaGames локализовали Charterstone — именно локализовали, поняв эту отсылку и вспомнив, как локализовали культовый журнал Mortal Kombat:

Точно.

Сюжет, к слову, подаётся и имеет такой же эффект на игру, как и в том самом журнальчике.

Flavor text. So flavor.

Игра, на самом деле, заточена для именно 6-ти игроков. Понятно, на коробке написана всякая чушь, типа Arkham Horror от 1 до 8 игроков. Но для игры нужна постоянная компания на 6 человек — что уже весьма напряжно. К тому же обязательно, вот почти уверен, будет какой-нибудь игрок, которому игра будет до пня на 6-ой или 7-ой партии и он свалит.

Неужели в игре всё плохо? — Нет. Это уникальный, новый опыт — а это очень ценная вещь в наши дни, когда на рынке ежегодно сотни новых игр и из них 1-2 действительно уникальных и новых, которые вас удивят. Таких игр действительно не было — вы покупаете набор «собери свою евро-игру» и, с элементами случайности, вы строите свою уникальную игру, в которую вы, конечно же, не будете играть после 12 legacy партий. Но готовить такое блюдо надо в правильной компании.

— Потому как закалённые всякими Розенбергами евроигроки немного выпадут в осадок от перекосов и дисбалансов, дырок в правилах и многовариантных трактовок;

— Ваша жена/девушка/соседка/спортсменка с пробежки в лесу, которую вы усыпили хлороформом и затащили в подвал к пацанам, потому что не могли найти шестого игрока вряд ли получит много удовольствия от проигрывания 5 игр подряд с отрывом в 50 очков;

— Ваши/не_ваши дети будут в восторге только первые 3-5 игр, потом им клеить уже надоест и от однообразия начнёт клонить в сон;

Надо найти настоящих гиков, возможно среди тех, кто готовы… я понимаю: это неприлично произносить вслух, но некоторые люди этим занимаются… кто готовы тестировать прототипы. И замутить на 4-х.

В качестве доказательства своего тезиса: я хочу купить recharge pack и сыграть в компании на 4-х соревновательных и упорных игроков + докину две резиновых аутомы, потому что на 6-х, по моему опыту, игра ненужно затягивается. Я знаю FAQ, примерно соображаю как в это надо играть, так что эти 10-15 минутные зависания на BGG прямо во время партии исключаются. Думаю, что тогда игра раскроется. И, несмотря на все указанные провалы, косяки и сомнительности, по мне так, всё равно было лучше, чем Pandemic Legacy 1.

Charterstone, Обзоры



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 431
  • Весёлые картинки, № 266 — Глазами мипла 2
  • Весёлые картинки, № 226 — 1 апреля!
  • Весёлые картинки, № 265 — Глазами мипла
  • Весёлые картинки, № 145 — «Настольные футболки — 2»
    1. sXedge
      14 Май 2018 из 14:57 | #1

      Спасибо автору за столь полное мнение! Обзор получился интересным, с юмором и крайне полезным.


    2. Yury Yamshchikov
      14 Май 2018 из 17:14 | #2

      Прочёл с большим удовольствием, автору — респект!


    3. Berezovskii
      15 Май 2018 из 0:34 | #3

      Сыграно 2 игры. Пандемия Легаси и пока лучше 🙂


    4. Dyuss
      15 Май 2018 из 1:35 | #4

      А я так хотел ее купить. Теперь даже не знаю.


    5. berezovskii
      15 Май 2018 из 9:24 | #5

      @Dyuss

      мне кажется лучше и дешевле купить речардж пак и сыгранную игру


    1. Трекбеков пока нет.