Отчёт № 676. 15-23 февраля 2021. Бонанза, Нептун и Веста, Тетрархия и другие игры

За отчётную неделю сыграно 13 партий в 10 различных настолок, среди них было две новинки — «Нептун и Веста» и «Тетрархия», плюс мы впервые за долгое время вернулись к «Бонанзе»:

Бонанза

Длина волны

Сундук войны

Нептун и Веста

Air & Land & Sea

Cuba Libre

Jump Drive

Quartermaster General 2nd Edition

Quartermaster General: Victory or Death

Tetrarchia

Опробовали тут «Тетрархию», кооперативную игру про оборону Древнего Рима от варваров — четыре военачальника сдерживают наступающие орды. Рассчитана на 4 человек, если игроков меньше, каждый управляет несколькими полководцами (их на поле всегда 4). По игровому процессу самые близкие ассоциации напрашиваются с «Пандемией». На поле есть локации, соединённые дорогами. По ним ходят полководцы, и там же появляются кубики болезней восстаний. Полководцы должны бегать по полю и подавлять восстания. Если в какой-то провинции недовольных нет, можно создать вакцину заблокировать внешнюю границу для варваров. Заблокировали все 6 провинций – победа.

И на этом сходства с «Пандемией» не заканчиваются. По образу и подобию многих кооперативных игр ход игрока состоит из двух частей, сперва можно что-то сделать самому, а затем в ход вступает игровая система, подкидывающая новых сложностей и задачек. Плюс тут тоже бывают вспышки инфекции, если кубик нужно добавить в локацию, где он уже есть, по кубику прибавляется во все соседние локации, а в месте «вспышки» появляется армия варваров, она теперь каждый ход движется к Риму и оставляет за собой кубы. Её нужно победить, добежав до неё полководцем и бросив кубики на атаку. При этом к значениям кубов прибавляются «хвосты» — из кубиков варваров и кубиков солдат (их могут размещать на поле полководцы).

Кое-что в игре позаимствовано из Flash Point: Fire Rescue. Кубы тут бывают двух типов, серые, это как бы недовольство и чёрные, это восстание. По умолчанию на поле всегда добавляются серые кубы. Причём, как и во Flash Point, точка появления определяется броском кубика (тут нет такого как в «Пандемии», что болеют одни и те же города). При втором попадании серый кубик превращается в чёрный. И тут же если рядом есть серые, они тоже чернеют.

Первую партию на самом лёгком уровне сложности мы выиграли. И я бы не сказал, что это было тяжело. Просто ходили, ходили, да и победили. Во многом это определяется наличием на поле кораблей, позволяющих за одно перемещение скакать из порта в порт. Меньше кораблей – меньше мобильности – выше сложность.

Пока не могу сказать, что игра прям понравилась. Возможно надо попробовать сложность повыше. Возможно, это просто не мой вариант. Та же «Пандемия» более привычна и веселее идёт. Может и не стоит играть похожую на неё игру, только немного другую.

«Нептун и Веста» — это очередная вариация Книциа на тему того, как сделать настольную игру из цветных циферек. Тут есть какая-то легенда про борьбу древнегреческих богов, есть игровое поле с изображением прибрежного города, но всё это неважно. По факту у нас есть 2 матрицы размером 5 х 5 клеток, и 2 колоды по 30 жетонов (карт нет, вместо них жетоны). Колода у каждого игрока своя, в ней есть числа от 1 до 10, каждое в трёх экземплярах.

В свой ход надо выложить 1 жетон с руки куда-то в одну из двух матриц. Затем свой жетон выкладывает противник и так далее. Как только в какой-то матрице заполняется ряд или столбец, за него сразу начисляются очки. Их получает тот, у кого больше жетонов в этом ряду (у победителя их может быть 3, 4 или 5). Количество очков зависит от того, какую комбинацию получилось в этом ряду собрать. Далее привет из покера, можно собрать «пару», «две пары», «тройку», «флеш», «фулл хаус», «каре» и «суперкаре» (5 жетонов с одинаковыми значениями).

Фишка в том, что в зачёт комбинации идут жетоны обоих игроков. И вроде как нет смысла класть туда, где что-то собирает противник, чтобы ему не подыграть, но тут есть нюанс. Игра признаёт ещё одну комбинацию «не собрал ничего», в этом случае игроку с большинством жетонов в ряду/столбце начисляется штраф.

Игра идёт до тех пор, пока кто-то не наберёт комбинациями 10 очков. Причём, собираются они по методу перетягивания каната, скажем, если сперва я получил 3 очка, а затем соперник 5, то сперва жетон очков (кстати, красивый маяк) уезжает на 3 клетки в мою сторону, а затем – на 5 клеток в сторону соперника. Для победы надо «притянуть» его к себе на десятку. Но партия на этом не заканчивается, по правилам нужно играть ещё раздачу, чтобы кто-то набрал 2 победы.

Игрушка неплохая, но не более. Среди обилия настолок она не выделяется ничем, и причин играть в неё часто не вижу. Уж лучше в «Цветок лепестка», там хотя бы прилетает интересная задача, заставляя тебя думать наизнанку. А тут, достоинство одно: партии проходят быстро. Вот такая она, «Нептун и Веста».

Давным-давно, ещё в донастольную эпоху, я любил играть в тактические пошаговые стартегии на компьютере и приставках. UFO: Enemy Unknown, Shining Force II, Incubation, вот это всё. В настольном формате пробовал подобные игры, но как-то они всегда не заходили. Тактика на столе почему-то всегда скатывается к множеству эффектов, запоминанию каких-то свойств, бросанию кубиков, зачастую в неприличных количествах. Вот, казалось бы, типичный пример: Descent, или даже Doom, вроде игра неплохая, строится как раз на таких элементах, ходят герои по клеточкам и бьют друг друга, но, нет, не заходит.

Но идеальная тактика по моему вкусу, всё-таки, нашлась! Это «Сундук войны», который продолжает радовать своими быстрыми и крайне насыщенными партиями. Всё как я люблю, по-настоящему отличающиеся отряды: кто-то лучше дерётся в рукопашную, кто-то умеет атаковать издалека, кто-то способен и двигаться, и атаковать, и так далее. Их реально много, в комбинации друг с другом они все работают по-разному, а именно этим и нужно будет заниматься в ходе партии: строить из своих солдат комбинации, чтобы эффективнее навалять противнику.

Да ещё и положили мой любимый колодострой! Пусть тут нет карт, а только фишки и мешочки, по сути это всё то же самое. Колода – это начальная горсть жетонов. В неё можно покупать новые карты (читай – фишки), и её запросто можно чистить, выставляя фишки на поле. И в отличие от всех других колодостроев на старте совсем нет мусора, ненужных фишек просто нет. И в ходе игры они не появятся!

Ну и самое главное, никаких кубиков! Если ты атакуешь противника, ты его убиваешь. 100%. И процедуры никакой нет, говоришь «атакую» и снимаешь чужую фишку с поля. Прям как в «Генералах»!

Игра получается супер быстрая, супер насыщенная, переполненная решениями и постоянно подкидывающая тактические задачки. Очень доволен! И это мы ещё не притрагивались к дополнению и не пробовали режим на четырёх человек!

В «Бонанзу» не играли тыщу лет! Вот специально посмотрел по отчётам, последняя партия состоялась в апреле 2011 года. Чуть-чуть не дотянули до десятилетнего юбилея. Классная на самом деле игрушка, а состоит всего из колоды карт. Если кто не в курсе, мы тут выступаем в роли садоводов — любителей бобовых культур. Все игроки сажают бобы, разыгрывая карты из руки на стол. У каждого есть две грядки, то есть мы можем одновременно растить 2 сорта бобов. Растить – это значит собирать карты одного сорта (одной масти), всего их в колоде 11, в зависимости от числа игроков (от 2 до 7) некоторые сорта могут не участвовать.

В общем, каждый игрок выращивает два сорта. И делается это очень хитрым образом. Вот в начале игры все получают по 5 карт, эти карты нужно держать в руке, не перемешивая. Их порядок важен. Первая пришедшая карта будет разыграна в начале хода. Вот так вот – наступает твой ход, и ты кладёшь первую карту из руки на стол. Потом можешь сыграть ещё и вторую, но это уже по желанию. Что в этом такого? А то, что нужно подгадывать так, чтобы первая карта оказалась тебе нужна, совпадала по масти с теми, что ты собираешь. Если же это ненужная карта, её нужно выменять на что-то у соперников. Ну, или просто кому-нибудь подарить, чтобы от неё избавиться.

Потом в свой ход надо вскрыть 2 карты из колоды. Эти карты можно забрать себе, либо подарить-поменять другим игрокам. Можно обсуждать условия сделок, договариваться и так далее. Но в итоге всё, что кому-то пришло, тут же высаживается на грядки. И тут важный нюанс, если у вас оказывается лишняя карта, не совпадающая по масти с теми, что у вас уже растут, её обязательно надо высадить, а для этого надо «зачистить грядку», скинув карты, что уже на ней лежат!

И вот эти несложные правила и ещё более несложные компоненты создают отличную почву для торговли, взаимных предложений, вариантов и обсуждений. Кто-то предпочитает торговаться до последнего, кто-то бросается картами, раздаривая их направо и налево, кто-то делает ещё что-то. И, несмотря на заявленную тематику, получается полный антипод типичной евроигры. Каждый возделывает свои собственные грядки, но делается это в теснейшем взаимодействии с другими игроками. Более того, без этого взаимодействия далеко не уедешь!

Очень хорошая игрушка. Надо будет как-нибудь ещё её разложить. И, кто знает, может дотянемся и до дополнений, с которыми, кажется, мы так ни разу и не сыграли.

В «Длину волны» сыграли одну полную партию. Весело, прикольно, но – не затягивает. Нет такого, что закончили и хочется сразу же повторить. Более того, вообще не тянет повторять. Мы же на новогодних праздниках как попробовали, так к ней больше и не притрагивались. Да и в этот раз разложили только потому, что товарищ попросил показать, что это за игра такая. До «Кодовых имён» и до «Декодера», ей, конечно, далеко!

В Jump Drive везло как никогда! На старте пришли карта со скидкой на строительство Galactic Trendsetters и приносящая 2 карты в ход. И ещё одна карта, в комбинации с нею дающая тоже 2 карты в ход. Итого стартовая экономика, считай, готова. Так в руке была ещё и одна Galactic Trendsetters. А дальше стабильный приток по 4 карты в ход позволил собирать очень хорошие карточки, в том числе с очками за синие планеты, ещё Galactic Trendsetters, а также дорогие улучшения за планеты, за символы «разведки» и за что-то ещё. Хороших карт было так много, что даже не жалко было некоторые скидывать. Как результат, первое место и 82 очка. Практически абсолютный рекорд, максимум, кажется, было 84. И никакой личной заслуги в этом нет, просто пришли удачные карты.

В Cuba Libre получилась очень интересная партия. Памятуя о прошлом опыте, повстанцы в этот раз максимально диверсифицировали свои силы и старались бить в разных местах. Правительство в таком случае оказывается в затруднительном положении, везде дать отпор возможности нет, приходится расставлять приоритеты, но в итоге где-то да прилетает.

Начало было стандартным, в Лас-Вильяс прокачали поддержку населения, чтобы не просесть при первой пропаганде. Повстанцы вербовались по всему острову. Ничего не предвещало беды. Потом постепенно повстанцы начали проникать в города. Это тоже было нестрашно, их регулярно выявляли, ничего плохого натворить они не успевали.

Всё внезапно поменялось, когда из Сьерра-Маэстры повстанцы поползли в сторону фабрики сахарного тростника. Вроде бы и ничего такого, но на этой фабрике они смогли проводить акции устрашения и воровать ресурсы у правительства. Мало того, повстанцам досталась карточка «Рауль», позволяющая перебрасывать кубик при похищении, что гарантировало более-менее успешные экспроприации.

Потом ещё как-то неудачно вышло событие, позволившее уменьшить поддержку правительства в столице, а потом открылась и пропаганда. В результате действия Правительства подорожали, а ресурсов особо не было. И, что самое обидное, после каждого паса следовал террор на тростниковой фабрике и то немного, что удавалось скопить, перетекало в руки к повстанцам.

Тем не менее, своей цели победы они не достигли и после последней пропаганды у Правительства было достаточно ресурсов, чтобы заручиться необходимым уровнем поддержки во всех городах. Только… в столице не оказалось ни одного полицейского. И только из-за этого правительство проиграло. При том, что пару ходов назад полицию можно было разместить в столице по событию. Обидно, зевнул ферзя!

Хотя, если честно, действия правительства в этой партии на победу не тянули. Не наиграло оно. Сидело в городах всю игру, никуда не вылезало, повстанцев не гоняло, ничего особо не достигло. И фабрику это успешно проворонил. Надо было оперативно нагнать туда полиции, и дело с концом. Но это уже потом додумался, в следующий раз буду умнее.

А так – игра хорошая, нравится. Пару раз ещё сыграем в этот сокращённый вариант. А там, кто знает, может и попробуем каждый взять по две фракции. Или с ботами как-нибудь…

В Air & Land & Sea сыграли партию, думали будет, прям, блиц, а получилось то ли 4, то ли 5 раздач. Но достоинств игры это не умаляет. Каждый ход на вес золота, решений куча, да ещё и элемент блефа и просчёта: сдаваться или нет, слишком хорошие у соперника карты или нет. Кто не играл, рекомендую. И в очередной раз подчёркиваю, это хороший кандидат на локализацию.

К «Генералам» про «Древнюю Грецию» сделали второй подход. В этот раз было чуть проще. Во-первых, разобрались с этим невообразимо неинтуитивным правилом снабжения через моря (пустые морские секторы позволяют прослеживать снабжение, благодаря им удалённые войска не снимаются с поля, но строиться надо всегда по цепочке из города, и для удалённых кораблей, как и во Второй мировой нужен дружественный наземный отряд / город / жетон снабжения по соседству).

Во-вторых, сильно проще стало с картами. Напечатали самодельный перевод в той же стилистике, что и во Второй мировой. Эффекты сразу стали на порядок понятнее. Правда, кое-где текст карт оказался несовместим с русифицированным полем (очень долго искал там Дарданеллы, а это оказалась локация «Гелеспорт», а вместо «Мраморного моря», вообще, «Пропонтида»). Наверное, надо будет поправить.

Ну и плюс второй раз теми же самыми фракциями воевать попроще. Уже примерно знаешь что они могут делать и чего можно ждать от соперника. Правда, проиграл, но хотя бы сражаться научился. Дело за малым – понять, как тут зарабатывать очки.

Игра всё ещё кажется самой сложной из «генеральской серии» и занимает немало времени. Этому способствует структура хода, когда ты сперва играешь карточку, а потом можешь подготовить карту, скинув за это ещё что-нибудь с руки. Так, считай, нужно сыграть не 1 карту в ход как во Второй мировой, а целых три. И это не считая вариантов, когда в начале хода разыгрывается ранее подготовленная карта. А иногда и не одна!

В «Генералов» про Вторую мировую партия тоже получилась хорошей. И необычной! Как-то с самого начала Америка особо не присутствовала на поле, но здорово удалённом помогала Британии. То «Арсенал демократии» позволяет англичанам рано занять Западную Европу. Выбираем их оттуда, а США снова то же самое проделывает с помощью «Гибкой стратегии». А потом ещё разок, разыграв «Французских союзников».

Короче говоря, хода до десятого мы ковырялись в Европе. Пытались воевать сперва с Британией, а потом и Америкой, которая туда приплыла. И всё было бы крайне печально, если бы не Япония, совершившая рывок до Северной Африки и Средиземного моря, откуда они смогла не только потопить американской флот в Северном море, но и вынести врага из Западной Европы.

А там и Германия подняла голову, несколько ходов почти просто так пропускавшая ходы, но зато выложившая «Пикирующих бомбардировщиков» и «Блицкриг». Сумела разок занять Украину, да отбить Западную Европу. Италия тоже дала жару! Лишилась колоды, но зато благодаря статусу «Бравадо», атаковала, атаковала, да атаковала. И как атаковала! Доплыла флотом до Южно-китайского моря, а оттуда разок выбила британцев из Австралии.

Самое интересное, что почти всю игру счёт был равный. Союзники немного вырывались вперёд, но их удавалось понемногу догонять, сокращая разрыв. И буквально на последнем ходу благодаря карте экономической войны Германия заработала дополнительные 6 очков, которые позволили победить! И эти 6 очков стали возможны только благодаря тому, что в один из предыдущих ходов на стол легла «Тактика волчьей стаи».

Плюс Япония опять же подсобила, высадившись последним ходом в Западную Европу. Так и победили, с минимальным перевесом, буквально в последний момент. Такие партии в «Генералов» — они самые лучшие! Жаль, что не эта оказалась юбилейной трёхсотой!

А ещё я напечатал, наконец-то, уникальную колоду для США. Переделал дизайн карт, а также подобрал для каждой иллюстрацию. Теперь статусы, события, карты экономической войны – все разные. Пока что воспринимать это тяжеловато, так-то привыкли все уже к стандартному оформлению, но, посмотрим, что из этого получится.

Air Land & Sea, Bohnanza, Cuba Libre, Jump Drive, Quartermaster General, Quartermaster General Victory or Death, Tetrarchia, War Chest, Wavelength, Нептун и Веста, Отчёты



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Solo312
      27 Фев 2021 из 12:43 | #1

      Подкаста на этой неделе уже не ждать?


    2. Liquid
      27 Фев 2021 из 19:47 | #2

      А как «сундук» в сравнении с «нейрошимой хекс»? Почему-то никто про эту хорошую игру не вспоминает, а ведь принципы немного схожие на мой взгляд.


    3. hk
      27 Фев 2021 из 21:31 | #3

      @Solo312


      Увы, нет. Но на следующей — по расписанию.


    4. hk
      27 Фев 2021 из 21:35 | #4

      @Liquid


      В сравнении с «Нейрошимой» «Сундук» совсем другая игра. В «Нейрошиме» тебе приходят случайные отряды, из которых нужно пытаться сплести на поле некий пружинный узор, который: а) позволяет занять более выгодные позиции и прорваться ко вражеской базе и б) в сражении оставляет тебе преимущество.


      В «Сундуке» ты берёшь не случайные отряды, а те, что тебе нужны. И они не просто прилетают на поле куда угодно, а появляются исключительно на фиксированных позициях и потом могут двигаться (что в «Нейрошиме» происходит довольно редко).


      И этих двух настолок «Сундук» нравится сильно больше. В нём нет такой большой роли случая и победа или поражение — это результат именно твоих действий.


    5. Zloib
      13 Мар 2021 из 14:27 | #5

      Простите, а что за игра Цветок лепестка? Не нашел…


    6. hk
    1. Трекбеков пока нет.