Вальс для двух кубиков

Сегодня читатель Артем Платонов поведает о старинной игре XVIII века, к созданию которой приложил руку… сам Вольфганг Амадей Моцарт! Игрушка, как можно догадаться, имеет отношение к музыке. 

Как ни странно, XVIII век принес человечеству не только огнетушитель, «градусник» и пианино, но и… новый тип патигеймов без победителя (вроде нынешних «Фантов») – так называемую «Музыкальную игру с костями», то есть с кубиками.

В Европе в те времена выбор настольных развлечений был совсем не тот, что сегодня: помимо азартных карточных и игр на кубиках, любители настолок могли позабавить себя разве что домино или бесконечными клонами голой механики «кинь-двинь». И тем любопытнее оказалась для обывателей игра, где с помощью броска двух шестигранных дайсов предлагалось получить полноценную мелодию!

Несмотря на то, что основа подобной игры была заложена еще в XIII веке испанским поэтом Раймундом Луллием, в XVIII веке данная «настолка» приобрела отчетливые черты немецкой школы, так сказать, потому что за создание комбинаторной музыки с привлечением дайсов взялся сразу ряд немецких и австрийских композиторов. Так, в 1757 году учеником Баха Иоганном Кирнбергером был выпущен «Готовый сочинитель полонезов и менуэтов», где предлагалось разводить рандомщину с помощью одной игровой кости, а в другой книге, увидевшей свет в 1783 году тот же метод был применен композитором к симфониям и другим музыкальным формам. К концу XVIII века в качестве рандомизатора пытались применить даже кубик-волчок!

Не обошлось в музыко-игроделании и без скандалов: так, в 1790 году австрийский композитор Максимилиан Штадлер с удивлением обнаружил изданную в Неаполе игру «Филармоническая шутка» (автором которой считался Йозеф Гайдн), чьи «правила» до мелочей совпадали с изданной ранее Штадлером подобной настолкой по созданию менуэтов и трио.

Помимо Гайдна, из известных композиторов к данной забаве приложили руку Бах (который Карл Филипп Эмануэль, сын Иоганна Себастьяна) и Моцарт, которому и принадлежит самая популярная версия игры в этом жанре, появившаяся спустя год после смерти композитора. Она была дважды переиздана (в 1806 году в Лондоне и 1957 году в Амстердаме), а в 1941 году венгерский композитор Александр Ласло оркестровал музыку из нее для камерных ансамблей и оркестров. Также в начале XX века в американском Бостоне появилась версия игры, где кубики были заменены на карты, но такое изменение не прижилось. Наконец, в 1974 году в американском же Брайтоне вышла последняя на сегодняшний день версия бумажной настолки от Моцарта, в комплект которой входили, в том числе, две игральные кости и пачка нотной бумаги.

Как следует из Моцартовской «Инструкции по сочинению вальсов с помощью двух игральных костей без малейшего знания музыки и композиции», «буквы А, В, С, Н, записанные над восемью столбцами «Таблицы цифр», обозначают восемь тактов каждой части вальса. Например: А – первый такт, В – второй, С – третий и т.д.; числа в столбцах под буквами обозначают номера тактов в нотах в «Таблице музыки». Далее, продолжал музыкант в описании правил, «номера от 2 до 12 показывают суммы чисел, которые могут выпасть». И, наконец, «чтобы узнать первый такт первой части вальса, бросаем две кости и, получив, например, в сумме 6, в «Таблице цифр» отыскиваем записанный против номера 6 в столбце А номер такта 148; этот такт мы и отыскиваем в «Таблице музыки». Переписываем этот такт на бумагу – это начало вальса. Затем бросаем кости для нахождения второго такта; пусть, например, выпало 9; против номера 9 в столбце В находим номер такта – 81. Переписываем этот такт рядом с первым и продолжаем таким образом бросать кости, пока не получим восьмой такт, после чего первая часть вальса закончена; ставим знак повторения и приступаем ко второй части. Если угодно, чтобы вальс был длиннее, можно продолжать то же самое далее».

Сегодня данная игра целиком перекочевала в электронную сферу и доступна как в виде приложений для мобильных устройств, так и в виде программок для ПК и браузеров. Играть, конечно, в нее уже не так захватывающе, как пару веков назад, однако в отличие от многих других настольных игр той эпохи к ней можно прикоснуться при первом же желании!

Околоигровое



Похожие записи
  • «Плоский мир» в настольном воплощении
  • Золото премии Tric Traс досталось Five Tribes
  • Уточка говорит «кря-кря». Обзор игры Homo Sapiens
  • Мартин Уоллес упрощает A Study In Emerald
  • Кто лучше соображает? Определит Соображарий!
    1. Random_Phobosis
      05 Ноя 2015 из 10:11 | #1

      Очень круто, но где же ссылки?


    2. futb_all
      05 Ноя 2015 из 14:34 | #2

      @Random_Phobosis, загуглите Musikalisches W?rfelspiel или Musical Dice Game =)


    1. Трекбеков пока нет.