Моё интервью сообществу ЖЖ ru_boardgames

Юрий Тапилин

В сообществе Живого Журнала о настольных играх опубликовано интервью с вашим покорным слугой, в котром я кое-что рассказываю о настольных играх. Думаю, что моим читателям оно должно показаться интересным и, пользуясь случаем, выражаю благодарность смотрителю сообщества ru_boardgames Александру (он же — balury), благодаря которому это интервью и появилось. 

Юрий Тапилин, автор и ведущий сайта «Настольные игры: Nастольный Blog» — крупнейшего обозревателя настольных игр в рунете — дал специальное интервью сообществу ru_boardgames. Мы поговорим о локализациях, «бордгеймерах» и играх, играх, играх…

— Юрий, как появилась идея создания сайта www.boardgamer.ru?

О создании собственного сайта я задумался в 2006 году. К тому времени я почти полгода публиковал еженедельные сводки новостей настольных игр в своём Живом Журнале. Я делал это, чтобы поделиться с миром моим хобби и рассказывать людям о настольных играх, но потом понял, что мне слишком тесно в формате ЖЖ и пора переходить на новый уровень. Так возникла идея запустить собственный интернет-ресурс. И с момента, когда я твёрдо решил открыть сайт, и до появления на нём первой новости прошло не больше недели.

— Каково, по Вашему мнению, будущее российских «настолок»? Будет ли это долгий и интенсивный путь локализаций? Или очень скоро мы сможем дать «наш ответ Западу»?

Хотелось бы верить, что у российских разработчиков есть потенциал, и мы «догоним и перегоним Америку» по качеству настольных игр, но пока можно говорить об этом именно как о вере, не подкреплённой какими-то фактами. Да, у нас есть великолепные «Зельварение», в которое играл даже Ричард Гарфилд [Изобретатель коллекционной карточной игры «Magic: The Gathering» (MTG) (прим. корр.)], и «Ордонанс»; в этом году компания «Звезда» вышла на международный рынок настольных игр, но говорить о каком-то серьёзном прорыве пока рано. Так что, думаю, пройдёт ещё немало времени, прежде чем о российских «настолках» всерьёз заговорят во всём мире.

— В чём, как Вы думаете, причина такого неутешительного положения вещей?

Всё достаточно просто. Настольные игры до сих пор непопулярны. О них мало кто слышал, а представители старшего поколения, вообще, считают их детской забавой. Поскольку игры непопулярны, их плохо покупают. Так что силы, средства и время, которые можно было бы потратить на разработку и внедрение новой игры, люди предпочитают вкладывать во что-нибудь другое. Действительно, зачем тратить время и деньги, чтобы создать какую-нибудь игрушку, когда в магазине никто даже и не посмотрит в её сторону (а если и посмотрит, то пройдёт мимо и купит «Монополию»)?

— Если покупатель выберет «Монополию», это уже будет хорошим началом. Через что-то проверенное и надёжное всегда познаётся новое, и, кто знает, быть может, через неделю этот покупатель вернётся уже за другой локализацией. Как, кстати, обстоит дело с русскими локализациями? Достойны ли они своих западных оригиналов?

Сегодня локализованные версии настольных игр можно условно разделить на две группы. В первую входят игры от компании «Fantasy Flight Games». Все компоненты этих игр производятся не в России и по качеству не уступают своим зарубежным аналогам (а точнее — абсолютно им идентичны, поскольку производятся и печатаются на тех же станках). Такие игры выглядят ничуть не хуже оригинала, но и цены у них не слишком отличаются от западных версий.

Вторая группа — это игры, которые российские компании издают самостоятельно. У таких игрушек, как правило, качество пониже, чем у оригинала (картон тоньше, фишки похуже), но и денег за них просят поменьше, так что в этом случае качество адекватно цене.

В локализациях от компании «Смарт» неоднократно встречаются досадные ошибки: то перевод неверный, то каких-нибудь карточек в коробке не хватает. Наверное, всего этого можно было бы избежать, если бы контроль за качеством продукции был более жёстким, но, справедливости ради стоит отметить, что ошибки допускаются и в заграничных изданиях. Например, даже в «Agricola» (эта игра занимает первое место в общем ТОПе «настолок» на сайте BoardGameGeek) на карточках встречаются опечатки.

— Можно ли считать рейтинги BoardGameGeek объективным показателем качества игр?

Думаю, что объективного показателя качества игр не существует. Но если кому-то хочется узнать, насколько хороша и интересна та или иная игра, в первую очередь в этом может помочь именно сайт BoardGameGeek.

Рейтинги игр на этом сайте складываются в результате голосования сотен, а то и тысяч пользователей, так что они помогают составить примерное представление об игре. Так, если какую-то игру оценили на 6 и менее баллов, скорее всего, это не очень интересная «настолка». Семь и более баллов — это уже сигнал присмотреться к игре повнимательнее. Но доверять одним только цифрам не стоит. Например, если вы любите такие мирные игрушки, как «Колонизаторы» и «Каркассон», вам вряд ли понравится военная игра «Combat Commander: Europe» (у неё 8 баллов из 10). Хотите ещё пример: в общем ТОПе игр на BGG на пятом месте находится «Тигр и Евфрат», однако я считаю её совершенно неинтересной игрой.

Так что, если вы заинтересовались какой-то «настолкой», сначала посмотрите на рейтинг на сайте BoardGameGeek, а потом почитайте там же её обзоры и отзывы других игроков. Только так можно понять, понравится ли эта игра именно вам.

— Вы говорили о том, что многие считают настольные игры детской забавой. Какова целевая аудитория современных игр? Кто они, «бордгеймеры» сегодняшнего дня?

Как правило, на коробках с настольными играми указывается, что они рассчитаны на детей от 10-12 лет, но по факту играют и более старшие возрастные группы. Недавно в интернете проходил соцопрос среди любителей настольных игр, так вот, если верить его результатам, средний возраст большинства игроков колеблется от 17 до 40 лет. Так что настольные игры любят не только дети, но и взрослые.

Если говорить конкретнее, в России настольные игры только-только начинают завоёвывать популярность и привлекают в первую очередь молодых людей, активно осваивающих всё новое: школьников старших классов, сегодняшних и вчерашних студентов. Но хочется верить, что все эти люди будут привлекать к своему новому увлечению и своих старших родственников, и когда-нибудь настольные игры станут в нашей стране полноценным видом досуга для всей семьи.

— На какие игры Вы поставили бы штамп «Рекомендовано Юрией Тапилиным», иными словами, какие игры Ваши любимые?

Ответ на этот вопрос уже давно дан. На моём сайте существует список лучших настольных игр, куда вошли самые-самые интересные игры из тех, в которые я играл. Там можно обнаружить «Memoir ’44», «Cartagena», «Zombie Plague», «Ордонанс» и другие отличные игры. Правда, в некоторые «настолки» я в своё время «переиграл» и пока садиться за них совершенно не хочется.

Если ограничиться небольшим списком, для знакомства с настольными играми я бы рекомендовал поиграть в «Колонизаторов», «Ticket to Ride: Europe», «Затерянные города», «Зельеварение», «Ingenious».

— Что привлекает Вас в настольных играх? Что заставляет Вас постигать новые «настолки» и раскладывать игровые поля старых? Чем обусловлен этот Ваш интерес?

Настольные игры позволяют весело провести время с друзьями — именно это меня в них и привлекает. Конечно, можно было бы всё время играть в одни и те же «настолки», но гораздо интереснее осваивать новые игры, которые моделируют различные игровые ситуации, заставляют переживать различные события и оставляют после себя самые разнообразные впечатления. В общем, мне нравится процесс игры: обдумывание ходов, использование карточек, передвижение фишек и, конечно же, реакция других игроков.

К тому же игры оставляют после себя очень приятные воспоминания. Разве можно забыть о том, как мои друзья безуспешно спасались от орды живых мертвецов в «Zombie Plague» и как мы чуть-чуть не успели создать вакцину и спасти человечество от вымирания в «Pandemic»?

— Изучив так много игр, не возникало ли у Вас желания создать собственные «настолки»?

Я немного приложил руки к разработке «настолок». Например, я серьёзно доработал правила игры «Zombie Plague» и создал для неё множество новых карточек. Ещё у меня была попытка создать игру по мотивам сериала «LOST», но она оказалась неудачной. Я набросал правила игры и макеты карточек, а потом распечатал черновую демо-версию и попробовал в неё сыграть. Увы, игра получилась неинтересная. Этим мои «разработки» игр ограничиваются, и не думаю, что в ближайшее время я буду работать в этом направлении.

— Как Вам представляется идеальная настольная игра? Что в ней должно быть?

После множества партий в самые различные «настолки» критерии идеальной игры у меня такие: недолгая (партия занимает 60-90 минут), динамичная (ход игрока делается достаточно быстро, а остальные участники игры не успевают заскучать) игра, обеспечивающая высокий уровень взаимодействия и заставляющая постоянно принимать новые решения. В нашей компании игры — это развлечение, и поэтому они не должны слишком затягиваться и утомлять игроков сложными расчётами. Кстати, если участников больше двух, они все должны оставаться в игре до самого конца партии. Никаких разгромов, уничтожений и других, полностью выключающих человека из игры факторов быть не должно, удовольствие от игры должны получать все. Неплохо также, если в игре есть красивые фишки, качественные карточки и т.п., но вопрос оформления всё же играет второстепенную роль. Главное — чтобы играть было интересно.

Околоигровое



Похожие записи
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • Жизнь и смерть «ЮНСИ»
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Игрокон-2016. Уже завтра!
  • Рецензия на игру «Колонизаторы Junior»
    1. татьяна
      14 Май 2009 из 8:40 | #1

      Интересное интервью. Спасибо, Юрий!


    2. Кроликов
      14 Май 2009 из 13:50 | #2

      Спасибо, Юр, тебе за ответы, а Сашке за вопросы 🙂 А я и не замечал, что он в ЖЖ этим сообществом рулит.


    3. balury
      14 Май 2009 из 15:11 | #3

      @Кроликов

      а я и не знал, что ты тоже в этом сообществе :))


    4. Евгений
      14 Май 2009 из 16:52 | #4

      >я серьёзно доработал правила игры «Zombie Plague»

      можно по подробнее.. где можно скачать? правила версии 4,5? а новые карты?


    5. татьяна
      15 Май 2009 из 9:01 | #5

      Еще вопрос: почему не пошла игра LOST ? в чем основная проблема?


    6. sNOwBODY
      15 Май 2009 из 9:08 | #6

      Юрка Тапилин, ты мой кумир! Где можно записаться в твой фан-клуб? 🙂


    7. hk
      17 Май 2009 из 21:09 | #7


      Евгений :


      >я серьёзно доработал правила игры «Zombie Plague»

      можно по подробнее.. где можно скачать? правила версии 4,5? а новые карты?



      Неужели самостоятельно у меня на сайте всего этого найти не удалось?


    8. hk
      17 Май 2009 из 21:10 | #8


      татьяна :


      Еще вопрос: почему не пошла игра LOST ? в чем основная проблема?



      Проблема оказалась всего одна, но зато какая — играть совершенно неинтересно 🙂 Поэтому забросил.


    9. hk
      17 Май 2009 из 21:14 | #9


      sNOwBODY :


      Юрка Тапилин, ты мой кумир! Где можно записаться в твой фан-клуб? :)



      Первое апреля было полтора месяца назад 🙂


    1. Трекбеков пока нет.