Нас — 400 000!

На днях Скотт Олден (Scott Alden) объявил о том, что на BoardGameGeek зарегистрировался четырёхсоттысячный пользователь. Подумать только — четыреста тысяч человек, увлекающихся настолками! Да это совсем немаленький город. 

Давайте прикинем, много это или мало. Из ~7 миллиардов человек на нашей планете интернетом пользуется примерно пятая часть — ~1,5 миллиарда. Из этих полутора миллиардов четыреста тысяч так или иначе связаны с настольными играми. Это ~0,026%, две сотых процента. То есть — где-то один человек на четыре тысячи. Конечно, это грубый подсчёт. Никто ведь не говорит о том, что на BGG зарегистрированы все, кто увлекается настольными играми. Но ориентироваться-то больше не на что, другого такого популярного ресурса по настолкам нет.

Если взять население России и применить эту пропорцию, получается, что у нас в стране должно быть примерно 35 000 настольщиков. Как вы полагаете, эта цифра завышена или занижена?

PS: Ещё немного — и нас будет полмиллиона 🙂 Полагаю, это произойдёт довольно скоро. Вон, только за последние полгода на BGG появилось 50 000 новых пользователей.

Новости, Околоигровое



Похожие записи
  • Форумы Days of Wonder вот-вот закроются
  • Восьмой сезон
  • Видеосюжет об астраханском турнире по «Bang!»
  • Подкаст о настолках 001
  • Вновь требуются помощники
    1. Денис II
      18 Авг 2011 из 17:05 | #1


      Android :

      А ПнП и всякие распечатки… Ну не знаю, я оправдываю ПнП только в 2-х случаях:

      1) глухой поселок, куда не доходят почтальоны

      2) качество собственного производства на порядок выше оригинального

      эээ… ну ладно, в 3-х:

      3) ну просто совсем невозможно наскрести 1500-2000 руб на любимую игру


      4) Самопальная локализация при отсутствии (или убогости) официальной и проблемах с языком оригинала у тебя и/или партнёра(-ов).


    2. Dan
      18 Авг 2011 из 17:41 | #2


      Android :

      @Dan

      Это рынок, дружище. Была такая хорошая компания “Black Isle”, которая выпустила легендарную игру Fallout после чего разорилась.


      Разорились они значительно позже и вовсе не из-за Fallout, а из-за экономического «гения» Брайана Фарго, который после выхода на NASDAQ просто слил компанию.


      Fallout был коммерчески успешен, в противном случае вторую часть не стали бы даже делать. Вторая часть, выпущенная сырой, глюкавой и с совершенно отличным от первой части духом игры, тоже была успешной и хорошо продавалась (не в нашей стране, разумеется).


      И вот мягко переходя к нашей стране…


      Есть спрос и есть предложение. И судя по тому, что “Days of Wonders”, “FFG” и другие издатели “дорогих” игр отлично держатся на плаву (нещадно эксплуатируя и угнетая бедных настольщиков) они-то как раз все делают правильно.


      Если игры FFG даже серии Silver Line продавать в нашей стране по 10000 рублей, то:

      1. всё равно найдутся покупатели, которые будут говорить, что игры того стоят, и отпускать презрительные шуточки по поводу тех, кто говорит, что это слишком дорого.

      2. на компанию FFG это ровным счётом никак не повлияет. Они живут в первую очередь за счёт американского рынка, немного добавляет Западная Европа. Так как население и там, и там довольно платёжеспособное, то цены завышены, потому что люди вполне готовы отдать и 30-60 баксов/евро за игру, даже если себестоимость у неё вдвое-втрое ниже.

      То же самое касается и DoW.


      У нас же игры стоят ещё дороже и 30 баксов просят за какой-нибудь зигельгунд.


    3. Dan
      18 Авг 2011 из 17:47 | #3


      Дмитрий :

      @Dan

      Как из того факта, что в России мемоир стоит от 2000 р. следует то, что цена сильно завышена (34,99$ в США)?


      Никак. 35 баксов — уже слегка завышенная цена. Чуть-чуть, но завышенная. Что для США является вполне обычным делом. Сраный переходничок для айпэда стоит те же 30 баксов. Хотя за 18 можно купить электронный блокнотик на базе eInk ) В России она ещё более завышенная.


      Но учтите ещё, что 35 баксов — это цена интернет-магазинов. Зайдите в обычный магазин, например в Gamespace на Divisadero st. в Сан-Франциско, Калифорния — там он стоит уже рекомендованные 50 + ещё 5 баксов налог.


    4. Dan
      18 Авг 2011 из 18:10 | #4


      У тебя есть достоверные статистические данные на тему единицы/большинство?


      А у тебя есть достоверные статистические данные, что людям не нравятся Путин и Дом-2?


    5. MakVlad
      18 Авг 2011 из 19:14 | #5

      @Dan А какая цена по-вашему незавышенная? И, пожалуйста, с обоснованием цифр.


    6. Dan
      18 Авг 2011 из 20:48 | #6

      М’44 должен стоить рублей 600-800.

      Обоснование: хотя для большинства мам, желающим купить игрушку для своих детей эта цена может показаться слишком высокой, на мой взгляд снижать цену ниже этого порога будет уже сложно.


    7. DedoK
      18 Авг 2011 из 21:13 | #7

      MakVlad

      цена аналогичного товара в РОЗНИЦУ умноженную на ПЯТЬ. Т е если папка цветного картона из 12 листов стоит 20рублей, пусть игры формата Куликовская битва стоят 100р.


      Если колода карт из 52 листов стоит 15р, то пусть UNO стоит (15+15)*5 = 150р.


      Игры формата Мемуары не дороже 1000р. Считал из суммы китайские солдатики/2(масштаб)+картон+карты.


      Слово»в РОЗНИЦУ» написано большой буквой что бы дальше не стали вспоминать про наценки в магазине. Умножил на 5 от балды.


      В обще на самом деле есть уже вменяемые игроделы, я уже писал что в магазинах»Магнит» игры типа кинь двинь продаются по 55р, поле сложеный в четверо А4 фишки и кубик.


      Рано или поздно появится ниша недорогих и интересных игр. Она уже начинает появляться. Например мы с удовольствием резались в Штурм (советская игра)по комплектации она как раз укладывается в 55р, хотя и не так проста. Правда там два кубика. Интересные игры не обязательно должны быть хорошего качества. Не всем нужен шёлк и глянец. Нормальные люди игры покупают что бы играть.


      Но вам разве это интересно?

      Тут товарищ Igor написал что мол это хорошо что любителей настолок меньше чем любителей футбола, здОрово, отлично … вот с этого и нужно начинать.


    8. Серж
      18 Авг 2011 из 21:26 | #8


      Dan :М’44 должен стоить рублей 600-800.Обоснование: хотя для большинства мам, желающим купить игрушку для своих детей эта цена может показаться слишком высокой, на мой взгляд снижать цену ниже этого порога будет уже сложно.


      Это было обоснование? Т.е. DoW надо делать игры с ценами, приемлемыми для российских мам?


    9. DedoK
      18 Авг 2011 из 21:39 | #9

      Серж

      почему нет? а сколько по вашему должен стоить карточки и маленькие солдатики? почему вы проигнорировали мой пост, там есть «нужное вам обоснование»*5 . надеюсь*5 по сравнению с тем же товаром это достаточно?


      Dan достаточно обьективно посчитал, просто умножил не на 5, а на 4-3


    10. Серж
      18 Авг 2011 из 22:00 | #10

      @DedoK

      А вы проигнорировали все призывы воспринимать игру не только как сырье.

      Начнем с сырья. Пусть изготовление одного экземпляра Мемуаров в Китае стоит 8,75$ (своих заводов у издателей нет и получают они игры не по себестоимости сырья и технологических процессов). Берем цепочку: производитель (со своим оптовым складом) — розничная торговля — покупатель. Берем коэфициент 2. Получаем: 8,75 * 2 * 2 = те самые 35 баксов.

      И я намерено выкинул из расчетов наценку на бренд (да-да адики в плане себестоимости не стоят 100 вечно зеленых, но паленый адибан за 5 баксов я не надену) и расходы на разработку игры. Соответственно коэфициент наценки меньше 2.

      А ТЕПЕРЬ БЕРЕМ РОССИЮ ИЛИ УКРАИНУ. Начальная цена не 8,75, а значительно выше, а цепочка длиннее, т.к. оптовый склад и производитель не принадлежат одному лицу. Отсюда цены.

      Хотите решить проблему? Создавайте свой бизнес, сокращайте цепочку, обзаводитесь своим производством, создавайте игры, раздавайте даром наконец, вы же такие умные и знающие. Но сколько можно переливать из пустого в порожнее?


    11. DedoK
      18 Авг 2011 из 22:29 | #11

      ) а я намеренно сравнивал с аналогичными товарами(полиграфия и солдатики)которые продаются в реальных магазинах, так что давайте условимся что цепочка уже посчитана. Умножил на ПЯТЬ, мало? не хватит авторам и на масло бизнесменам?


    12. Серж
      18 Авг 2011 из 22:43 | #12

      @DedoK

      «А давайте без давайте», начинается все с Китая. А умножать на 5? Это что мир абстрактных цифр, где мы можем что-то придумать и оно тут же появится? Есть свои реалии, вокруг которых все крутится. В конце концов никто никого покупать не заставляет.

      Просто это даже абсурдно — купить игру, а потом «локти грызть» из-за ее цены.


    13. White
      18 Авг 2011 из 22:43 | #13

      @DedoK

      а как насчет стоимости тиража, у колод обычных карт тиражи от 1000000 штук, у UNO даже 10000 не наберётся! + у обычных карт в принципе нет расходов на арт и гейм дизайнеров.


      @Серж

      В случае с Россией нужно ещё добавить пошлину 30% с суммы больше 1000$ + ещё 1,5% с общей суммы. Это серьёзные деньги, не стоит про них забывать.


      З.Ы. почти 10 лет работаю в издательской сфере, если кто то расскажет мне как издать игру с комплектацией и качеством компонентов как у Мемуаров, при себестоимости меньше 10$, сходу подарю 1000$(или настолок на эту сумму).


    14. Серж
      18 Авг 2011 из 22:45 | #14

      @White

      Ну в Украине та же фигня. И да, я подзабыл об этом 🙂


    15. Dan
      18 Авг 2011 из 23:50 | #15


      Серж :

      Это было обоснование? Т.е. DoW надо делать игры с ценами, приемлемыми для российских мам?


      Нет, конечно. Надо делать цены, приемлемые для арабских шейхов.


      Народ, на дворе 21 век, если кто не помнит. Можно купить микропроцессор за 50 рублей. Да, это очень слабенький микропроцессор, но его изготовление ничуть не проще, чем штамповать кривых пластиковых солдатиков (а в M’44 они именно кривые, могу привести фотки).


      За 2000 можно купить на выбор: сотовый телефон нижнего ценового диапазона (тем не менее не уступающего по вычислительной мощности домашних компьютерам 1980-х), средненькую материнскую карту компьютера, 100 милливаттный лазер, неплохие (но без роскоши) наручные часы или разукрашенные куски картона и пластиковых солдатиков.


      Ну не смешно ли?



      White :

      В случае с Россией нужно ещё добавить пошлину 30% с суммы больше 1000$


      Ага. Сперва везут из Китая в США, оттуда в Европу, магическим образом превращая доллары в евро в соотношении 1:1, а потом из Европы в Россию, добавляя 30% к европейской цене.

      Вместо того, чтобы везти напрямую из Китая.


    16. Серж
      19 Авг 2011 из 0:01 | #16

      @Dan

      Так купите себе средненькую материнскую карту и играйте на ней в настольные игры, почувствуйте себя шейхом, так сказать.

      Вообще говоря, настольные игры и сотовые телефоны — абсолютно разные сферы и разные рынки, да и связаны они с абсолютно разными потребностями, поэтому ставить между ними знак равенства мягко говоря странно. А откуда берутся цены уже написали.

      И чтобы везти из Китая надо быть собственником этих игр. Это что тоже так сложно? Или DoW будет оформлять специальные тиражи для российских мам, которые поедут сразу же в Россию?


    17. White
      19 Авг 2011 из 0:08 | #17

      @Dan

      При нормальных объёмах игры едут напрямую из Китая, в крайнем случае из штатов, не парься европы как промежуточного звена точно нет 🙂


      если так судить, то игроки в Ваху вообще психи не реальные, вместо армии можно купить неплохой мопед, или жигуль б/у 🙂 а если хочется именно хобби, то Карт подойдёт, вместо второй армии можно будет заасфальтировать дачный участок и катать сколько влезет 🙂


    18. Dan
      19 Авг 2011 из 0:15 | #18

      @Серж

      Ну мне тут рассказывают, как оказывается сложно делать настольные игры, и что именно это является причиной высокой цены.

      Я сравниваю с действительно технически сложными товарами, в стоимость которых входит, помимо материалов, труд дизайнеров, инженеров, исследователей, который ничуть не легче и дешевле труда художников.


      Можно сравнить с компьютерными играми, где тоже присутствует труд гейм-дизайнеров и художников. В компьютерных играх за $60 в десятки, а то и сотни раз больше арта, чем в любой настолке за ту же цену.

      Компьютерные версии настольных игр обычно стоят в ценовом диапазоне до $10 — и по сложности и себестоимости изготовления именно арта и гейм-дизайна соответствуют казуальным компьютерным играм из этого же ценового диапазона.


      Так что если кто-то ещё раз скажет, что в настолках есть что-то ещё кроме картона и пластика — да, есть. Примерно $5 от розничной цены — это то самое «что-то ещё».


    19. Dan
      19 Авг 2011 из 0:25 | #19


      White :

      если так судить, то игроки в Ваху вообще психи не реальные


      А так и есть.


    20. KpecToHoceLL
      19 Авг 2011 из 0:43 | #20

      Моё знакомство с мемоир довольно посредственное, быть может я не прав)

      Но как ставить фигурки танчиков и солдатиков, на фигурки-же холмиков и деревьев? Как это будет выглядеть?

      Я вобще не видел, чтобы в играх ставили миниатюрки на другие миниатюрки.

      Тем более солдатиков на деревья.

      Складывать стопками жетоны на поле — тоже не удобно.

      Миниатюрки ставятся на поле. На самом же поле изображены все детали конкретной его точки.

      Или я что-то не так понял? Оо

      Ну и хотелось бы отметить, что DedoK фактически говорит «Я лучше знаю как делать игры и дешево, и качественно, и чтобы покупали» хотя этим занимается преуспевающая компания, которая имеет опыт, тратит время и деньги на поиск информации ну и так далее.

      Но DedoK лучше знает ВСЕ детали, и он на сто процентов уверен, что надо делать холмики и домики в 3D, что только так нравится аудитории, хотя аудитория в лице читателей блога хором говорит ему, что не хочет холмики.

      А он говорит, что вы, мол, аудитория, хотите холмики. И холмики дешево и красиво. Я, DedoK, все уже продумал, обзвонил все фирмы, узнал цены по транспорту, заводам, где можно изготовить холмики, сделал опрос среди населения, нравятся ли им холмики, и все говорят, что нада холмики.

      Холмики?


    21. Серж
      19 Авг 2011 из 0:45 | #21

      @Dan

      Ну играйте в компьютерные, какие проблемы?

      Опять же рынок компьютерных игр — это совершенно другая реальность…

      По сути ваш аргумент: пусть будет дешевле, т.к. я этого хочу. Это не аргумент. Когда вам говорят «изготовление настолок — это…», а вы отвечаете «посмотрите на компьютерные игры, телефоны, шейхов, российских мам», то это ниочем, т.к. разговор идет о НАСТОЛЬНЫХ ИГРАХ И СООТВЕТСТВУЮЩЕМ РЫНКЕ.

      По правде я в компьютерные игры не играю вообще и мне абсолютно ультрафиолетово, сколько они стоят, как производятся и т.д. и т.п. Зато мне понятно откуда берутся цены на НИ.

      По вашему НИ легко делать? И сколько НИ вы уже разработали, пустили в тираж, решили вопрос с распространением, получили прибыль?


    22. Dan
      19 Авг 2011 из 1:12 | #22


      Серж :

      По вашему НИ легко делать?


      Да. Легче.

      Легче, чем компьютерные (например Portal).

      Легче, чем электронные (например «Ну, погоди» или «Тетрис»).

      Легче, чем электромеханические (например, радиоуправляемый вертолёт).

      Но стоят они при этом столько же или даже дороже.


      Средняя цена на настолку: 5 баксов — идея, 10 баксов — изготовление.

      Всё остальное — накрутка «а вот потому что у нас такой особый рынок».


    23. KpecToHoceLL
      19 Авг 2011 из 1:39 | #23


      Dan :



      Серж :

      По вашему НИ легко делать?


      Да. Легче.

      Легче, чем компьютерные (например Portal).

      Легче, чем электронные (например “Ну, погоди” или “Тетрис”).

      Легче, чем электромеханические (например, радиоуправляемый вертолёт).

      Но стоят они при этом столько же или даже дороже.

      Средняя цена на настолку: 5 баксов – идея, 10 баксов – изготовление.

      Всё остальное – накрутка “а вот потому что у нас такой особый рынок”.


      Компьютерные:

      Да, над разработкой трудятся множество людей, работают не только над механикой, но и над дизайном(тут это в разы сложнее), над програмным кодом. Но после завершения получается уже готовые продукт, который можно продавать годы и годы(если хороший), лицензии стоят не малые деньги, аудитория — гигантская. Причем сырьё, как было замечено — немножко пластмассы и бумаги. А лицензированный продукт стоит весьма весьма не малые деньги.

      Электронные — как вы себе представляете процесс их разработки?

      Электронномеханические. Опять же — как?


      Настолки. Тут вы забываете про налоги, транспорт, переход от оптовой торговли к розничной. Каждый продавец получает накрутку.

      И тут не получится 5 баксов идея и 10 изготовление.


    24. DJKoT
      19 Авг 2011 из 1:41 | #24

      Я так понял, что все 400 000 решили здесь отписаться? )))


    25. Dan
      19 Авг 2011 из 2:36 | #25


      KpecToHoceLL :

      Электронные – как вы себе представляете процесс их разработки?

      Электронномеханические. Опять же – как?


      Ну понятное дело, не так, как в настолках. Это там можно взять две механики и сделать из них новую игру. Здесь сложнее. Нельзя просто приделать к радиоуправляемой машине вентилятор и назвать это вертолётом — летать от этого лучше не станет. Нужно проектировать. Нужно рассчитывать. Ну и понятное дело — тестировать. И всё это куда сложнее, чем распечатать прототип и сыграть 10 партий.



      Настолки. Тут вы забываете про налоги, транспорт, переход от оптовой торговли к розничной. Каждый продавец получает накрутку.

      И тут не получится 5 баксов идея и 10 изготовление.


      То есть вы хотите сказать, что на электронные игры нет налогов, транспорта и розницы? Есть. А стоят они дешевле.

      Да даже вот тупой пример — в детском мире видел санки, размером чуть меньше ванны, целиком из пластика. Из этого пластика можно сделать десятка три мемуаров. Стоят 500 рублей. А там ведь тоже и налоги, и транспорт…

      Ну и в конечном итоге: а зафига меня должны волновать проблемы посредников? С чего это я должен платить этим нахлебникам? Почему бы мне не заказать прямо у изготовителя по заводской цене без всяких оптовиков? Да потому что даже производитель загибает цены.

      BSG на B&B стоит $32.5, а на сайте FFG — $49.95.

      А вот потому что такой вот особый рынок.


    26. Дмитрий
      19 Авг 2011 из 7:14 | #26

      @Dan

      Вам пытаются объяснить, что помимо стоимости производства есть ещё такой критерий как количество продаж. Сравнивая, например, с порталом вы закрываете глаза, что в первый день было продано 700 000 из них 40% через Steam. Такие продажи ни снились ни одной настольной игре. Даже напечатав 700 000 экземпляров мемоира и продавая их за 15$ — продаваться он будет несколько десятков лет.


      Аналогично про микропроцессоры. Их штампуют сотнями тысяч, но опять же процессоры ничего не значат — значат конечные девайсы использующие этот процессор. А когда говорим про девайсы там уже возникает целая цепочка, где на стоимость устройства влияют такие факторы как надёжность, саппорт, эргономика, дизайн и прочее-прочее. Можно взять nexus one за 16 000, а можно китайфон с аналогичной начинкой за 8 000. Экспириенс от пользования, поверьте, будет отличаться.


      «Да потому что даже производитель загибает цены. BSG на B&B стоит $32.5, а на сайте FFG – $49.95.»

      Производитель фиксирует цену для конечно потребителя, а для реселлеров предоставляет дополнительные скидки за объем. Не будь скидок для реселлера — кто бы продавал тогда их продукцию? (вот только не надо строить дурочку и говорить, что продавай FFG у себя в магазине BSG за 32$ — не нужны были бы B&B)


      Настольные игры — это развлечение. Давайте сравнивать их с другими развлечениями. Например, кино. Билет в среднем 200 р. за человека (утренние сеансы для безработных в расчёт не берём). 2 человека — развлечение на 2 часа = 400 р. Т.е. 2 партии (по часу каждая) в мемоир стоит 400 р. А сколько было отыграно у вас? 10-20-30 партий?


      Тут же можно провести аналогию с компьютерными играми. Portal 2 — стоит 30$ (Steam), сюжетная кампания — 6 часов. Ну да можно развлекаться ещё часов 10. Итого: 16 часов за 30$. Сравним с мемоиром?


      Цена на настольные игры даже в России не является настолько сильным стоп-фактором, как, например, отсутствие игровых магазинов, ассортимента, клубов, локализаций и рекламы.


    27. Дмитрий
      19 Авг 2011 из 7:23 | #27


      Dan :



      Настолки. Тут вы забываете про налоги, транспорт, переход от оптовой торговли к розничной. Каждый продавец получает накрутку.

      И тут не получится 5 баксов идея и 10 изготовление.


      То есть вы хотите сказать, что на электронные игры нет налогов, транспорта и розницы? Есть. А стоят они дешевле.


      Можно поподробнее про расходы на транспорт и розницу на примере AppStore, PSN, XboxLive, Steam?


    28. Tanone
      19 Авг 2011 из 8:31 | #28

      На цены на настольные игры влияют только два волшебных слова: «Хобби», «Риск»… Все остальное по барабану.

      «Хобби» — Оооо за это люди готовы платить. Когда речь идёт о хобби калькулятор и тормоза в голове отключаются. Продавец вообщем то в курсе. 🙂

      «Риск» — Тиражи НИ очень небольшие. Круг реальных покупателей в МИРОВОМ масштабе небольшой. Потому все оплачивают страх производителя не распродать тираж.

      Вот и цены.


    29. Pard
      19 Авг 2011 из 8:40 | #29

      Аналогичные цены в нашей стране были на DVD с фильмами. Лицензии продавали по 900 рублей. И только когда пираты наводнили рынок 100-рублёвыми болванками, а народ массово укупился DVD-плеерами и продажи DVD-дисков возросли на порядок, западные кинокомпании согласились продавать свои фильмы в России по 150 рублей. Но: без звуковых дорожек на английском, чтобы их нельзя было перепродавать на Запад! И всё это при том, что себестоимость коробки с болванкой не превышает 10 рублей…


      Спорить о ценах нет смысла: это — рынок, и за сколько можно продать товар, за столько его и продают. Кто полагает, что в этой области можно круто заработать, пусть делает и продаёт свои игры, и становится миллионером.


    30. DedoK
      19 Авг 2011 из 8:48 | #30

      White


      UNO можно играть обыкновенными двумя 54-х листными колодами(15р колода). в UNO есть дизайн??? это разноцветные круги дизайн? такой дизайн без преувеличение я наклепаю за пол часа, если не за 15 минут. Может там геймдизанеры постарались??? Конечно, очень сложно было переписать правила Польского дурака. Ну ты согласен что ГЕЙМДМЗАЙН и ДИЗАЙН в UNO сделался за пол часа? ответь на вопрос.


      тиражи UNO потому и малы что 104листа стоят 30р, а UNO ????? Если бы UNO стоила 30р тираж был бы гораздо ближе к обычным колодам. Цена исходит из тиража, но и тираж выходит из цены, согласны?


      KpecToHoce


      хе-хе парень, читай внимательно, фишка»дерево» обозначающее лес ставится РЯДОМ с танками и солдатиками, так же и фишка «дом». На фишку «холм» ставятся другие фишки без труда потому что она практически плоская(высота / основание 1/10)


      Дмитрий «Цена на настольные игры даже в России не является настолько сильным стоп-фактором, как, например, отсутствие игровых магазинов, ассортимента, клубов, локализаций и рекламы.»


      Дима ты просто не прав, возможно ты живёшь в Москве или являешься работником Газпрома и окружение у тебя такое же, но обыкновенный мальчик наскребя 2000р купит себе подержанный велосипед, а не кусок картона, может бы он и играл с удовольствием, но он не узнает о интересности настолок, хорошие настолки настолько дороги что фактора случайной или целенаправленной покупки просто исключают. Скажешь не так?


      Ребята, когда вам в пример ставят то что продаётся в магазине вы начинаете вспоминать про тиражи. Согласен, но опять таки, ничто не мешает выпускать солдатиков отдельными наборами от поля(а тиражи таких наборов рентабельны по цене 1р солдатик и это мы я вижу уже сейчас) и наборами солдатики + поле.


      удивительно какое внимание тут на сайте уделяется качеству компонентов,это говорит о том что тут присутствуют в большом количестве не только игроки но и коллекционеры, коллекционеры лично для меня отвратительные люди которые поклоняются вещам, лично меня кроме геймплея в игре ничего не интересует.


    31. Android
      19 Авг 2011 из 10:06 | #31

      @DedoK

      >> лично меня кроме геймплея в игре ничего не интересует.


      Ну дык возьми лист A4, нарисуй на нем гексы, нареж аккуратных квадратиков и нарисуй на них солдатиков, танки, пушки. Купи колоду карт за 15 руб (а лучше нарежь опять же из картона) и нарисуй на них приказы. И будет тебе чистый геймплей, без качества компонентов.


      Не ты ли при этом переживал за холмики, деревца и домики? Сколько при этом будет требоваться времени на начальную расстановку и перемещение юнитов через все эти домики-елочки-холмики, не думал об этом?


    32. DedoK
      19 Авг 2011 из 10:17 | #32

      Android


      да, так и сделал, карты приказов )))), солдатиков было купить проще чем вырезать, если не дорого то почему бы и нет. Поля печатаю целиком на А3, так играть удобнее, тайлы населённых пунктов лесов, полей и рек ) не сдвигаются. Если бы были не дорогие компоненты добавляющие атмосферности то почему бы и нет, но на первом месте это всё таки, а не глянец карточек.


    33. mixa_1973
      19 Авг 2011 из 10:32 | #33

      @DedoK



      цена аналогичного товара в РОЗНИЦУ умноженную на ПЯТЬ. Т е если папка цветного картона из 12 листов стоит 20рублей, пусть игры формата Куликовская битва стоят 100р.

      Если колода карт из 52 листов стоит 15р, то пусть UNO стоит (15+15)*5 = 150р.


      Во всем согласен, поддерживаю и считаю что цена на новый автомобиль, не важно какой марки, не должна превышать цену четырех покрышек плюс тонны металлолома, умноженную на пять (пусть будет 5). И ни в коем случае нельзя забывать про мам, которые захотят купить его для своих детишек.

      Цена должна быть доступна!


      Абсолютно согласен


    34. DedoK
      19 Авг 2011 из 10:45 | #34

      mixa_1973


      ирония это самое плоское проявление чувства юмора, цены представленные не на сырьё, а на готовую продукцию.


    35. Серж
      19 Авг 2011 из 11:13 | #35

      @DedoK

      Что-что, а ирония — куда не плоское проявление чего-либо. Собственно иронии то и не было…


    36. DedoK
      19 Авг 2011 из 11:27 | #36

      Серж

      ……


      вопрос к mixa_1973 -была ли ирония?


    37. Dan
      19 Авг 2011 из 12:05 | #37


      Дмитрий :

      Сравнивая, например, с порталом вы закрываете глаза, что в первый день было продано 700 000 из них 40% через Steam.


      Это вы про второй, рекламные щиты которого висели по всей Америке и может быть даже была реклама на TV. Сделайте такую же рекламу настолки — и миллион копий разойдётся пусть не за день, но за месяц — наверняка.

      Но я вообще говорил про первый — тот, который сперва вообще ничего не стоил, а шёл в комплекте с Orange Box, а затем стал продаваться за $10 или около того. Его разработка/дизайн/оформление была ничуть не проще, чем, например, у Монополии, которая продаётся от $20 и выше несмотря на свои заоблачные тиражи.

      Это к вопросу о том, что «в игре есть что-то ещё кроме картона и пластика». Да, есть. Но стоит оно меньше, чем пытаются с нас содрать.



      Дмитрий :

      А когда говорим про девайсы там уже возникает целая цепочка, где на стоимость устройства влияют такие факторы как надёжность, саппорт, эргономика, дизайн и прочее-прочее.

      И в итоге, не смотря на эти факторы, можно приобрести сложное техническое устройство за 2000 — и за ту же цену пытаются продавать набор картона, пластика и «кое-чего ещё».



      Дмитрий :

      (вот только не надо строить дурочку и говорить, что продавай FFG у себя в магазине BSG за 32$ – не нужны были бы B&B)


      Замечательный подход: найти дырку в собственных аргументах и заделать её превентивным оскорблением.

      Но я таки «построю дурочку». Что мешает FFG продавать собственную игру на собственном сайте за $32?



      Дмитрий :

      2 человека – развлечение на 2 часа = 400 р. Т.е. 2 партии (по часу каждая) в мемоир стоит 400 р.


      Во-первых, цены на билеты в кино тоже сильно завышены.

      Если бы утренние сеансы за 90 рублей были бы в убыток, кинотеатры открывались в 18-00. Но раз они есть — значит, 200-рублёвые уже приносят сверхприбыль.

      Далее. В кинотеатре я плачу за аренду места в кинозале, работу сотрудников кинозала, прокат фильма, стоимость изготовления которого — десятки, а то и сотни миллионов долларов. У Мемуара бюджет совсем не такой, аренду я платить никому не должен, так что ну никак один час игры в него не может стоить 400.

      Кстати, сыграл я в него всего 5 партий, так что даже по вашей взятой с потолка стоимости часа он пока не окупился.



      Дмитрий :

      Тут же можно провести аналогию с компьютерными играми. Portal 2 – стоит 30$ (Steam), сюжетная кампания – 6 часов. Ну да можно развлекаться ещё часов 10. Итого: 16 часов за 30$. Сравним с мемоиром?


      Сравним. Во-первых, Portal 2 я приобрёл за 420 рублей, благо ценовая политика на локализованные компьютерные игры более вменяемая, чем на настольные.

      Во-вторых, он мне доставил куда больше удовольствия, чем M’44.

      В-третьих, играл я в него немного дольше, чем совокупно в M’44, так что сравнение вообще никак не в пользу M’44.


      Кстати, если бы M’44 мне понравился и я играл бы в него дольше, то у меня начала бы облезать краска с кубиков. Так что срок у этой игры тоже ограничен.


    38. Dan
      19 Авг 2011 из 12:10 | #38


      Дмитрий :

      Можно поподробнее про расходы на транспорт и розницу на примере AppStore, PSN, XboxLive, Steam?


      Под электронными играми я подразумевал что-то вроде вот этого: http://www.003.ru/product-247237402.html

      Обратите внимание на цену. Дешевле, чем Зигель Гунд.


    39. Дмитрий
      19 Авг 2011 из 12:10 | #39


      DedoK :

      Дима ты просто не прав, возможно ты живёшь в Москве или являешься работником Газпрома и окружение у тебя такое же, но обыкновенный мальчик наскребя 2000р купит себе подержанный велосипед, а не кусок картона, может бы он и играл с удовольствием, но он не узнает о интересности настолок, хорошие настолки настолько дороги что фактора случайной или целенаправленной покупки просто исключают. Скажешь не так?


      Фактора случайной покупки (impulse buy) настольной игры в отечественных магазах нет по причине того, что увидеть «что-то новое» на полках, равно как и нечто по выгодной цене (я про скидку в 10-15%, а не про мемоир за 10$) невозможно. Случайные покупки, вообще, и настольных игр в частности — зло. Так на мемоир не накопить 🙂

      Если говорим про отечественные магазы — игры покупают осмысленно.


      Значит так есть мальчик, у которого нет интернета.

      Что нужно чтобы он купил игру (осмысленно):

      1. Он должен знать что эта игра есть.

      2. Игра должна быть в магазине.

      3. Он должен увидеть игру в магазине в наличии.

      4. Он должен увидеть игровой процесс

      5. У него должна быть компания, которая будет играть с ним.

      6. У него должны быть деньги…


      Ты почему-то исходишь из предпосылки, что п.1-п.5 мальчик уже прошёл. Нет, не прошёл 🙂 В городах-немиллиониках это достаточно сложный квест. И деньги в этом квесте не самое главное.


      Игра — занятие коллективное. Всегда можно организовать круг по интересам, скидываться в общак, закупать коллекцию из близлежащих магазов, делать заказы из Москвы или из Америки и прочее-прочее. Варианты есть.


      А ну и не стоит забывать, что игры — не предмет личной гигиены их можно обменивать на другие игры, продавать, коллективно владеть 🙂


    40. Dan
      19 Авг 2011 из 12:12 | #40


      Дмитрий :

      Сравнивая, например, с порталом вы закрываете глаза, что в первый день было продано 700 000 из них 40% через Steam.


      Это вы про второй, рекламные щиты которого висели по всей Америке и может быть даже была реклама на TV. Сделайте такую же рекламу настолки — и миллион копий разойдётся пусть не за день, но за месяц — наверняка.

      Но я вообще говорил про первый — тот, который сперва вообще ничего не стоил, а шёл в комплекте с Orange Box, а затем стал продаваться за $10 или около того. Его разработка/дизайн/оформление была ничуть не проще, чем, например, у Монополии, которая продаётся от $20 и выше несмотря на свои заоблачные тиражи.

      Это к вопросу о том, что «в игре есть что-то ещё кроме картона и пластика». Да, есть. Но стоит оно меньше, чем пытаются с нас содрать.



      Дмитрий :

      А когда говорим про девайсы там уже возникает целая цепочка, где на стоимость устройства влияют такие факторы как надёжность, саппорт, эргономика, дизайн и прочее-прочее.


      И в итоге, не смотря на эти факторы, можно приобрести сложное техническое устройство за 2000 — и за ту же цену пытаются продавать набор картона, пластика и «кое-чего ещё».



      Дмитрий :

      (вот только не надо строить дурочку и говорить, что продавай FFG у себя в магазине BSG за 32$ – не нужны были бы B&B)


      Замечательный подход: найти дырку в собственных аргументах и заделать её превентивным оскорблением.

      Но я таки «построю дурочку». Что мешает FFG продавать собственную игру на собственном сайте за $32?



      Дмитрий :

      2 человека – развлечение на 2 часа = 400 р. Т.е. 2 партии (по часу каждая) в мемоир стоит 400 р.


      Во-первых, цены на билеты в кино тоже сильно завышены.

      Если бы утренние сеансы за 90 рублей были бы в убыток, кинотеатры открывались в 18-00. Но раз они есть — значит, 200-рублёвые уже приносят сверхприбыль.

      Далее. В кинотеатре я плачу за аренду места в кинозале, работу сотрудников кинозала, прокат фильма, стоимость изготовления которого — десятки, а то и сотни миллионов долларов. У Мемуара бюджет совсем не такой, аренду я платить никому не должен, так что ну никак один час игры в него не может стоить 400.

      Кстати, сыграл я в него всего 5 партий, так что даже по вашей взятой с потолка стоимости часа он пока не окупился.



      Дмитрий :

      Тут же можно провести аналогию с компьютерными играми. Portal 2 – стоит 30$ (Steam), сюжетная кампания – 6 часов. Ну да можно развлекаться ещё часов 10. Итого: 16 часов за 30$. Сравним с мемоиром?


      Сравним. Во-первых, Portal 2 я приобрёл за 420 рублей, благо ценовая политика на локализованные компьютерные игры более вменяемая, чем на настольные.

      Во-вторых, он мне доставил куда больше удовольствия, чем M’44.

      В-третьих, играл я в него немного дольше, чем совокупно в M’44, так что сравнение вообще никак не в пользу M’44.


      Кстати, если бы M’44 мне понравился и я играл бы в него дольше, то у меня начала бы облезать краска с кубиков. Так что срок у этой игры тоже ограничен.


    41. White
      19 Авг 2011 из 12:46 | #41


      Dan :



      KpecToHoceLL :

      Электронные – как вы себе представляете процесс их разработки?

      Электронномеханические. Опять же – как?


      Ну понятное дело, не так, как в настолках. Это там можно взять две механики и сделать из них новую игру. Здесь сложнее. Нельзя просто приделать к радиоуправляемой машине вентилятор и назвать это вертолётом – летать от этого лучше не станет. Нужно проектировать. Нужно рассчитывать. Ну и понятное дело – тестировать. И всё это куда сложнее, чем распечатать прототип и сыграть 10 партий.


      В компьютерных играх роль механики выполняет 3D движок и на самом деле его разновидностей не так уж и много, давно толком не играю в компьютерные игры, но помню как в своё время вышел Unreal и на его движке начали штамповать игры, даже в стратегии умудрялись запихивать…


      в случае с вертолётом на радиоуправлении это вообще простейшая электронная схема, для которой даже придумывать ничего ненадо, всё уже сто лет как придумано…



      Dan :



      Настолки. Тут вы забываете про налоги, транспорт, переход от оптовой торговли к розничной. Каждый продавец получает накрутку.

      И тут не получится 5 баксов идея и 10 изготовление.


      То есть вы хотите сказать, что на электронные игры нет налогов, транспорта и розницы? Есть. А стоят они дешевле.

      Да даже вот тупой пример – в детском мире видел санки, размером чуть меньше ванны, целиком из пластика. Из этого пластика можно сделать десятка три мемуаров. Стоят 500 рублей. А там ведь тоже и налоги, и транспорт…

      Ну и в конечном итоге: а зафига меня должны волновать проблемы посредников? С чего это я должен платить этим нахлебникам? Почему бы мне не заказать прямо у изготовителя по заводской цене без всяких оптовиков? Да потому что даже производитель загибает цены.

      BSG на B&B стоит $32.5, а на сайте FFG – $49.95.

      А вот потому что такой вот особый рынок.


      пересылка одной коробки с настольной игрой, сравнима с пересылкой сотни болванок, не говоря уже о простоте технологического процесса, который позволяет чутьли не на месте их делать.


      в случае с санками всё просто, во первых товар массового потребления в отличии от игр, во вторых требования к качеству пластика совершенно другие.



      Dan :

      Ну и в конечном итоге: а зафига меня должны волновать проблемы посредников? С чего это я должен платить этим нахлебникам? Почему бы мне не заказать прямо у изготовителя по заводской цене без всяких оптовиков? Да потому что даже производитель загибает цены.

      BSG на B&B стоит $32.5, а на сайте FFG – $49.95.

      А вот потому что такой вот особый рынок.


      если бы не посредники доводящие продукт до конечного покупателя, конечный потребитель вообще без игр остался бы. Сейчас конечно появился интернет, начались процессы глобализации, но если отрешиться от этого, получается что в каждом городе у каждого производителя должны быть магазины, а лучше по несколько штук, потому что ездить далеко нехочется. И много производителей это потянут? я уж не говорю про мелких с дисятком игр, даже Days of Wonder не способна на такое.


    42. Дмитрий
      19 Авг 2011 из 12:48 | #42

      @Dan

      «Но я таки “построю дурочку”. Что мешает FFG продавать собственную игру на собственном сайте за $32?»

      Ну ОК. Какая должна быть оптовая цена при такой розничной цене?

      Предоставляя большую скидку оптовикам-реселлерам FFG обеспечивает себе то, что их продукцию можно найти в любом магазине. FFG не гонится за розницей (для производителя это обычное дело), оптовики для них важнее 🙂


      «В кинотеатре я плачу за»

      В первую очередь я плачу за удовольствие от просмотра.


      «прокат фильма, стоимость изготовления которого – десятки, а то и сотни миллионов долларов.»

      Приходишь в кинотеатр и в задумчивости. Так… Этот фильм стоил 200 млн. и билет 200 р., а этот 1 млн. и билет 200 р… Какой же выбрать? Решено — ИДУ НА ФИЛЬМ С БЮДЖЕТОМ 200 МЛН!


      «Кстати, сыграл я в него всего 5 партий, так что даже по вашей взятой с потолка стоимости часа он пока не окупился.»

      Один? 😉


      «благо ценовая политика на локализованные компьютерные игры более вменяемая, чем на настольные.»

      Давай без этой нудятины про политику локализаторов. Эта тема отдельная. Portal 2 в Steam стоит 30$. Цена MSRP Memoir’44 — 49.99$ равно как и цена Kingsburg.


      «он мне доставил куда больше удовольствия, чем M’44»

      Тебе не понравился мемоир. ОК. Ты его, конечно, же продал за 1000-1500 р. и 5 партий стоили 500-1000 р.? 🙂


    43. White
      19 Авг 2011 из 13:05 | #43


      Pard :

      Аналогичные цены в нашей стране были на DVD с фильмами. Лицензии продавали по 900 рублей. И только когда пираты наводнили рынок 100-рублёвыми болванками, а народ массово укупился DVD-плеерами и продажи DVD-дисков возросли на порядок, западные кинокомпании согласились продавать свои фильмы в России по 150 рублей. Но: без звуковых дорожек на английском, чтобы их нельзя было перепродавать на Запад! И всё это при том, что себестоимость коробки с болванкой не превышает 10 рублей…


      есть мнение что вы покупаете фильм на DVD стоимостью миллионы долларов, а болванка это просто способ доставки, по этому даже не стоит приплитать её к этому. Вот в случае с пираткой действительно расходов кроме болванки нет.



      DedoK :

      White

      UNO можно играть обыкновенными двумя 54-х листными колодами(15р колода). в UNO есть дизайн??? это разноцветные круги дизайн? такой дизайн без преувеличение я наклепаю за пол часа, если не за 15 минут. Может там геймдизанеры постарались??? Конечно, очень сложно было переписать правила Польского дурака. Ну ты согласен что ГЕЙМДМЗАЙН и ДИЗАЙН в UNO сделался за пол часа? ответь на вопрос.

      тиражи UNO потому и малы что 104листа стоят 30р, а UNO ????? Если бы UNO стоила 30р тираж был бы гораздо ближе к обычным колодам. Цена исходит из тиража, но и тираж выходит из цены, согласны?


      Хороший дизайн или плохой роли почти не играет, в любом случае он стоит денег, как квадрат Малевича, казалось бы бред, а оригинал кучу денег стоит 🙂 нарисовать цветные кружочки дело не хитрое, сообразить что можно из польского дурака сделать UNO, а на картинках нарисовать именно эти кружки, дано не многим…


      по поводу тиража всё просто, у любого товара есть потолок продаж, и производители его хорошо знают, больший тираж UNO чем есть сейчас продать не получится, причины просты, даже при копеешной цене она не сможет конкурировать с обычной колодой карт, тут есть масса факторов, во первых колода карт универсальна, разные люди покупают её для игры в разные игры, во вторых любой дошкольник знает что с ней делать. На выходе получаем, что даже при такой цене вы будете ныть, что покупаете всего одну игру, когда колода карт в два раза дешевле и даёт возможность играть в тысячи игр, а чтобы добиться тойже популярности, в рекламу UNO нужно будет вложить такие деньги что непоправимо скажется на цене.


    44. Android
      19 Авг 2011 из 13:05 | #44

      А еще… а еще… а еще Визарды дерут 30 баксов за один только Плэйерс Хэндбук по D&D!!! А там вообще ни картона ни фигурок нету!!!11

      Разьве может столько стоить полкило бумаги!

      И это одна только книга игрока, а есть еще книга мастера и монстер-мэньюэл!

      Жестокий и несправедливый мир настольного бизнеса!


    45. Dan
      19 Авг 2011 из 13:09 | #45


      Дмитрий :

      Ну ОК. Какая должна быть оптовая цена при такой розничной цене?


      Такая же, как и сейчас.



      Дмитрий :

      Один?


      Нет, я исходил из расчёта, что 1 час игры в Мемуар приносит 2 игрокам совокупного удовольствия на 400 рублей. Не окупился.



      Дмитрий :

      Давай без этой нудятины про политику локализаторов. Эта тема отдельная.


      Почему это? Это пример адекватной ценовой политики. На рынке настолок она неадекватная и виноваты в этой в первую очередь сами настольщики.



      Дмитрий :

      Portal 2 в Steam стоит 30$. Цена MSRP Memoir’44 – 49.99$ равно как и цена Kingsburg.


      Ну вот. Цена Portal 2 оправдана. Цена M’44 и Kingsburg — нет.



      Дмитрий :

      Тебе не понравился мемоир. ОК. Ты его, конечно, же продал за 1000-1500 р. и 5 партий стоили 500-1000 р.?


      Нет, я не тот человек, который продаёт плохие игры, тем более за такие цены. Этим занимаются DoW и барыги.


    46. Дядя Леша
      19 Авг 2011 из 13:39 | #46

      Про мальчиков с велосипедами,

      Дэн и Дед, как то вы рассуждаете как эти самые мальчики.

      Мир жесток, бизнес суров и бесчестен, американские бизнесмены — одни из лучших, нет денег или не хочется их тратить на картон, дело ваше. Только истории про самовылепленные образцы намного превосходящие исходники рассказывать не надо. Я себе, как и многие взрослые, могу позволить потратить на хобби тыщ 6 в год и если придется легко сыграю с мальчиком, который потратил 2 000 на лисапед, мне не жалко.

      Ну и в конце концов настолки это не бензин или хлеб, дело сугубо добровольное.


    47. Дмитрий
      19 Авг 2011 из 14:00 | #47

      @Android

      +100500 Они как узнают сколько стоит специализированная литература, так, вообще, удавятся 🙂


      @Dan

      «Нет, я не тот человек, который продаёт плохие игры, тем более за такие цены.»

      Выбросил что ли?


      «Цена Portal 2 оправдана.»

      Забыл добавить «для тебя», потому что видимо игры описанные тебе не понравились.


      «Такая же, как и сейчас.»

      Ты считаешь, что цена в магазине FFG высокая. Это не так. На самом деле цена у реселлеров низкая. Разница есть, но для того чтобы её понять надо внимательнее перечитать мой пост 🙂


      «виноваты в этой в первую очередь сами настольщики»

      Напечатать болванку (учитывая, что производство болванок есть у нас в стране) и сделать коробку с кучей пластика и картона (качественное производство которых хрен найдёшь в стране) как бэ ни одно и тоже.


    48. DedoK
      19 Авг 2011 из 15:22 | #48

      Дядя Леша


      да знаем мы что мир жесток и не ждём что кто то будет отстаивать чужие интересы себе в убыток, изначально мой первый пост был в том что настолки переоценены как пресловутые айфоны и если бы на рынке не было такой дурацкой ситуации(люди просто не покупали бы картон за 1000р) то игры были бы дешевле, пусть более плохого качества, но дешевле. Были бы доступнее , настольщиков было бы больше. Мне не понятно почему настолки стали предметом роскоши. По моему всё логично.


    49. Braveden
      19 Авг 2011 из 15:26 | #49

      Простите, я в ходе дискуссии не понял некоторых вещей:


      1 Чем тираж в 1000 эксземпляров по цене 400 руб.за шт (себестоимость производства) выгоднее тиража того же продукта в 10 000 экземпляров по цене себестоимости в 100 руб.(анализируя дискуссию о игральных картах, чья дешевизна якобы идет от тиража, а в настолках это не выгодно)

      Ведь видно же что во втором случае заплатив за производство сумму в два с половиной раза большую мы получаем товара в 10 раз больше и прибыль также может быть в 10 раз большая)?


      2 Утрированные примеры с автомобилями, металлоломом и прочими штуками это конечно хорошо, но я так и не увидел описание того, как же все таки порезанный картон, цена которого в рознице 30 рублей, фишки и кубике общей стоимостью рублей в 10 превращаются в настолку стоимостью 800-900 рублей? Что увеличивает цену? (например в разборе обзора игры Гобба проскакивала информация, что разработчики, художники и дизайнеры получили по экземпляру игры и все, тоесть особого влияния их гонорары не имели на ценообразование, то-есть может быть есть другие причины увеличения цены?)


    50. Dan
      19 Авг 2011 из 15:26 | #50

      Дмитрий :



      Забыл добавить “для тебя”, потому что видимо игры описанные тебе не понравились.


      Оправданная с точки зрения себестоимости.



      Ты считаешь, что цена в магазине FFG высокая. Это не так. На самом деле цена у реселлеров низкая.


      Если мелкий ресселер может себе позволить продавать за такую цену, то это может сделать и крупный. А уж тем более — производитель.



      “виноваты в этой в первую очередь сами настольщики”

      Напечатать болванку (учитывая, что производство болванок есть у нас в стране) и сделать коробку с кучей пластика и картона (качественное производство которых хрен найдёшь в стране) как бэ ни одно и тоже.


      Да, разница примерно в 10-20 баксов. Нооо!

      Для игры класса Kingsburg «кое-что ещё» помимо поля и кубиков стоит $5.

      А для игры класса Portal 2 «кое-что ещё» помимо болванки, стереокартинки и головоломки стоит значительно дороже.

      Поэтому Кингсбург должен стоит $5 за арт и правила игры + $15 за компоненты. А то, что его продают за 50 — так потому что находятся дурики, которые готовы платить даже больше.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.